Размышления во время морской прогулки

Серые волны пролива Босфор Восточный. Необыкновенно прохладные дни конца июля – на открытой палубе продрогнешь за пять минут. Облака такие же серые, как море. Владивосток  издали мало похож на город – дома хаотично нагромождены среди зеленых сопок, словно какое-то временное прибрежное поселение. Катер полупустой. Заметно выпившая пассажирка бросает куски белого хлеба огромным чайкам. Птицы хватают корм прямо на лету, или у самых волн, несказанно радуя развеселившуюся тетю. Большинство пассажиров заняты фотографированием. Проходим остров Русский. Фортификационные сооружения начала прошлого века. Даже в этих останках чувствуется мощь и сила великой державы. У выхода в залив Петра Великого остров и восточную окраину Владивостока соединяет великолепный вантовый мост. Это гигантское и очень дорогое сооружение упирается в небольшой участок суши, основным назначением которого всегда была оборона города. Сейчас здесь красивые, с точки зрения современного киберискусства, кампусы Дальневосточного университета.

Очевидно, что город оборонять уже не придется. Крепость сдана без боя, и для удобства передвижения противника выстроены мосты. Общаясь с людьми, понимаешь, что новый университет на скалистом острове, где даже нет источников пресной воды, не нужен ни студентам, ни преподавателям, ни простым жителям Дальнего Востока. И вообще, вся эта затея выглядит какой-то искусственной, ложной.

В Приморье есть куда более важные и удобные для застройки и проживания места. Взять хотя бы западную часть края с выходом в Японское море в районе устья реки Туманной. Здесь, и геополитическая перспектива, и запасы пресной воды, и материковый простор. Наблюдая этот участок, еще сильнее осознаешь ложность островного проекта. И даже складывается впечатление, что вся эта затея со строительством университета на Русском и подготовкой саммита была отвлекающим маневром. Как будто создавалась иллюзия освоения Востока России, радужная картинка для местных жителей и рекламная выставка для иностранцев. Вот, мол, как тут может быть. Всего несколько дорог во Владивостоке, пара мостов в никуда и студенческий городок на острове – небольшая модель международного освоения Приморья. Глядите, иностранные граждане, дорогие представители мирового сообщества, как красиво получается, а если тут Новый Гонконг отгрохать, как уже давно хотели? Земли много на Дальнем Востоке – есть, где разгуляться. Хоть до самой Якутии. Мосты и дороги мы сегодня в основном в сторону наших границ тянем. Даже по Якутии мощная трасса прокладывается с выходом к Беринговому проливу, под которым планируется туннель, и прямо на Аляску. Так, видимо, проще российские природные запасы вывозить. Нам, конечно, нужна трасса по Якутии, но только в сторону Санкт-Петербурга, чтобы стянуть разваливающуюся на глазах российскую территорию.

Катер разворачивается у вантового моста и входит в бухту Золотой Рог.

— Да, с каждым годом все хуже становится, – говорит механик нашего судна, – город пустеет, вместо нас сюда китайцы и узбеки заходят. Что нам эти мосты? Вон ходили катера с Диомида, четко по расписанию. Теперь эти катера отменили, а как удобно было. Для кого эти гостиницы пятизвездочные? Цены уже итак на все бешенные. Надо было мне в свое время в Канаде оставаться, – продолжает рассуждать пятидесятилетний судомеханик.

— А что, много китайцев? – спрашиваю.

— Да, полно. На катер, если набьются, потом такая грязь после них, все загаживают…

Это ведь только московские журналисты, отрабатывая свой паек, пишут, что во Владивостоке нет китайцев. Сейчас жители Поднебесной все реже ходят по улицам толпами . Они спокойно живут и работают здесь. Чаще перемещаются на приличных автомобилях с тонированными стеклами или сидят в своих офисах и квартирах. Краткосрочное пребывание в Приморье какого-нибудь столичного корреспондента, направленного воспевать саммит, университет и красоты строительного мусора, вряд ли обнаружит здесь зарубежную экспансию. Но это и не экспансия. Похоже территория уже подготовлена к сдаче. Ну, а чтобы здесь как-то уравновесить китайское влияние, Приморье наполняется выходцами из среднеазиатских и кавказских территорий. Преимущественно это носители ислама. Такое впечатление, что с каждым днем их становится все больше. Да и ведут они себя все более развязанно. Конечно, подавляющее большинство из них об истинном исламе имеет слабое представление. Тем не менее кому-то очень хочется противопоставить мусульман и христиан, а заодно и разбавить китайское присутствие. Известная технология, которая давно до блеска отшлифована штатами в других странах и регионах.

В бухте Золотой Рог уже нет больших военных кораблей. Конечно, зачем пугать иностранцев? Приморье готовится к саммиту – к большой выставке-распродаже.

Вот только хотим ли мы, чьи предки открывали и осваивали эти места, отдавать свою землю в иностранное пользование?

Наше судно швартуется у причала напротив подводной лодки С-56, что прославилась подвигами в Великую Отечественную. За лодкой в сквере стоит огромная каменная фигура Святого Преподобного Илии Муромца. Правее – Храм Андрея Первозванного, а за ним Триумфальная арка, построенная к приезду тогда еще будущего Императора Николая Александровича Романова. Небо немного яснеет. Уходит тайфун, коснувшийся в эти дни юго-запада Приморья. Особенно отчетливо на фоне июльской зелени и серых предзакатных облаков прорисовываются Храм и фигура святого богатыря Илии Муромца. После короткого морского похода на берегу продолжает качать. Всю Россию сейчас качает, как корабль в волнах Тихого океана. Но есть твердый берег – на нем наши Храмы и наши Святые. И с нами наша Вера Православная и богатырская сила, которую похоже скоро вот-вот разбудят…

Берег России

21.07.2012

 

Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.