ЯПОНСКИЙ ДНЕВНИК ЦЕСАРЕВИЧА. Текст расшифрован, подготовлен к печати и впервые опубликован российским писателем Андреем Юрьевичем Хвалиным

На интернет-портале «Имперский архив» писателем, историком Андреем Юрьевичем Хвалиным впервые опубликованы записи из Дневника Великого Князя Николая Александровича, святого Царя-страстотерпца Николая II, о праздновании им Св. Пасхи 1891 года в Японии во время визита в «страну восходящего солнца». Японский дневник Цесаревича хранится в Государственном архиве Российской Федерации и был любезно предоставлен его сотрудниками для расшифровки и публикации.

Воистину Воскресе Христос! Святой Царь Николай христосуется с Россией!

+

20-го Апреля. Суббота.

имперский архив Николай 11 пасха Андрей хвалинПогода была отвратительная, не холодная, но шквалы с дождем; красивая Нагасаки выглядела совсем неприветливо! После обедни с переодеванием, за которой причащались Св. Тайн, начал длинное письмо Папа о плавании вверх по Янцекиангу[1]. Писать было тем легче, что совсем на берег не тянуло. Внизу красили яйца – странно заниматься этим делом на судне, так привык красить их в Гатчине или Аничкове[2]. Страшно недоставало милых Папа и Мама за заутреней, несмотря на совершенно новую обстановку ея крестный ход по всей верхней палубе был эффектен; ночь была темная, но тихая! Христосование началось по окончании обедни в 1 ½; за 6 с половиной часов раньше Петербурга. Все командиры, офицеры «Азова»[3] и члены посольства разговлялись у меня; пасха вышла из вкусного творога[4]. Ночь была тихая и лунная, лег спать в 5 час.

              

21-го Апреля. Пасха. Воскресение.

Спал до 9 ½ и проснулся с чудной погодой. В 11 час(ов) христосовался с унтер-офицерами и гребцами моего катера и вельбота № 1-го, затем обошел команду и поздравил ее с праздником. Завтракал в кают-компании с музыкой, которую уже не слышал три недели. После завтрака читал. В 5 час(ов) пускали дневной фейерверк; самая лучшая часть его – программа написанная по-русски японцем. Снова получил несколько подношений: (нрзб.) и японские башмаки-сандалии; купил разные вещи у преданного черепахи-человека[5]. В 7 час(ов) отправились на «Нахимова»[6], где обедали в кают-компании; офицеры милейший народ! Получил от них серебряную чарочку на золотом блюде, из кот(орой) два раза пришлось выпить. Затем дано было три представления матросами – еще лучше, чем в Сингапуре![7] Выпив чаю у Федотова, вернулись к часу на «Азов», причем за гребцов сидели сами офицеры!

Комментарии:

В ходе своего эпохального путешествия на Восток 1890-1891 гг. Наследник Цесаревич, будущий святой Царь-страстотерпец Николай Александрович, с визитом посетил Японию с 15 апреля по 7 мая (ст.ст.) 1891 года. Помимо свиты его сопровождал греческий принц Георгий. В городе Нагасаки Августейшие путешественники провели Страстную Седмицу и встретили Праздник праздников – Святую Пасху. Дневник Наследника Цесаревича, который он вел непосредственно в ходе путешествия день за днем, является важнейшим документальным свидетельством о событиях и впечатлениях «пути на Восток» Царского Сына. Другим авторитетным источником служит книга князя Э.Э. Ухтомского – непосредственного участника экспедиции и члена великокняжеской свиты. Однако ее современные переиздания зачастую сокращены и отредактированы по сравнению с дореволюционными. В частности, в книге Э.Э. Ухтомский «Путешествие Наследника Цесаревича на Восток» (М.: Издательство «Э», 2016. – 448 с.) сокращению подверглись именно описания Страстной Седмицы и подробности празднования Святой Пасхи участниками путешествия по сравнению с тем, как они даны в прижизненном издании автора: «Путешествие Государя Императора Николая II на Восток (в 1890-1891). Автор-издатель кн. Э.Э. Ухтомский. Илл. Н.Н. Каразин. Т.III. СПб. 1897. С. 7-12».
А между тем полные записки кн. Ухтомского содержат массу красноречивых деталей, которые очень важны и значимы для православного человека. Автор сообщает, как торжественно тихо проходит на судах эскадры Страстная Седмица. Августейшие путешественники вместе с офицерами и командой крейсера «Память Азова» говели. В связи со Страстной Седмицей отложен официальный съезд на берег и все положенные по этому случаю торжества. На фрегатах идет церковная служба. В батарейной палубе, перед маленьким алтарем походного корабельного храма, несколько сот человек благоговейно внемлют священным словам любви и покаяния, переживая скорбные страницы читаемого Евангелия. По сторонам от судового образа грозно стоят орудия. Когда же Их Высочества выносят плащаницу, низко клонятся головы матросов и «невыразимое умиление отражается на лице этих простых глубоко потрясенных людей».
«В субботу, 20-го апреля, — свидетельствует Э.Э. Ухтомский, — мы приобщаемся Святых Таин. К ночи, — при наступлении праздника из праздников, — дуновение сверхчувственной жизни окрыляет тысячи русских душ. С «Мономаха» и «Нахимова», с «Корейца», «Манджура», «Бобра» и «Джигита» на разговенье к Цесаревичу приглашены командиры, а также все офицеры «Азова». Братски встречаем мы «светлый день» у берега языческой Японии…» (…)
По случаю праздника Св. Пасхи, начальником эскадры была послана следующая телеграмма Государю Императору: «Эскадра, под флагом Е. И. В. Государя Наследника Цесаревича, имеет счастье поздравить Ваши Императорские Величества с великим праздником Св. Пасхи».
На эту телеграмму вице-адмирал Назимов был осчастливлен следующим ответом: «Христос Воскрес! От души благодарим эскадру, поздравляем всех с великим праздником. Благодарю сердечно всех чинов эскадры за плавание с Сыном.
АЛЕКСАНДР».
В полдень Светлого Воскресенья Августейшие путешественники завтракают в кают-компании «Азова», смотрят днем с кормового балкона на забавный японский фейерверк (с распускающимися по ветру из клочьев черного дыма — от маленьких бомб и ракет — разнообразными флагами и шарами, причудливыми человеческими фигурами, драконом и птицами из цветной бумаги), изволят принять приглашение на обед с «Адмирала Нахимова» и присутствуют там на мастерски исполняемом нижними чинами спектакле. (…) К ночи офицеры фрегата садятся на весла и восторженно провожают Цесаревича до Его крейсера». Живописная картина пасхальных дней на эскадре Цесаревича полна личными впечатлениями и поэтическими деталями, рисуемыми Э.Э. Ухтомским, но они в большей мере характеризуют восторженно-поэтический авторский стиль, чем дают читателю дополнительные знания об этом событии.

Примечания:

[1] Речь идет о посещении Цесаревичем Китая, которое он совершил до визита в Японию. Янцекианг — «Прославленная большая река» (Ян-цзы-цзян на пекинском наречии, по южному: Янцекианг). Она начинается в дикой части Тибета, а кончается в море и была действительно важным путем сообщения. Выполняла роль китайского Средиземного моря. По этой реке Наследник совершил путешествие во внутренний Китай.
[2] Императорские резиденции. Аничков дворец — величественный памятник русского дворцового зодчества середины XVIII столетия и старейшее из сохранившихся зданий Невского проспекта. Один из императорских дворцов Санкт-Петербурга на набережной реки Фонтанки у Аничкова моста.
Более века в Аничковом дворце находилась одна из резиденций Династии Романовых — место, где проходили официальные приемы и придворные балы. В 1866 году сын Государя Александра II, будущий Самодержец Александр III, как и отец, получил дворец в качестве подарка на свою свадьбу с датской принцессой Дагмарой (в православии Императрицей Марией Федоровной). Усадьба настолько нравилась Государю Александру III, что он проводил в ней большую часть своего времени, отведенного не только для отдыха, но и для работы.
После убийства террористами 1-го марта 1881 г. на Екатерининском канале Императора Александра II, Гатчинский дворец стал официальной резиденцией нового Императора Александра III. Заседание Комитета министров, в результате которого был выработан новый политический курс, проходило уже в Гатчине — новой резиденции Александра III, куда Император со всей семьей перебрался 27 марта 1881 г. Гатчина стала постоянной императорской резиденцией на все 13 лет царствования Императора-Миротворца Александра III. Самой главной причиной переезда было стремление Императора обезопасить свою семью от терроризма. В Гатчине семья проводила всю весну, с марта по май включительно, и осенне-зимний период с октября до новогодних праздников. 31 декабря Императорская Семья перебиралась в Аничков дворец на время знаменитых императорских балов. Здесь отмечали и дни рождения всех членов семьи.
В 1884 г. были закончены работы по постройке сети канализации и водопровода, в то же время была проведена первая в России междугородняя телефонная линия — между Петербургом и Гатчиной. Параллельно с переустройством дворца шло благоустройство города. Императорская резиденция должна была оправдывать свой статус. Расцвели учебные и благотворительные заведения, частные благотворительные и научные общества, появились фотоателье и кинотеатры, первая в России частная Воздухоплавательная школа. Начался триумфальный этап в истории города.
[3] Броненосный (полуброненосный) фрегат (по другой классификации — броненосный крейсер) Российского Императорского флота «Память Азова» назван в честь парусного линейного корабля «Азов», отличившегося в морском сражении при Наварине (1827), завершившимся разгромом турецкого флота. Фрегат «Память Азова» представлял собой новый тип броненосного крейсера, разработанный по образцу «Владимира Мономаха» в октябре 1885 года. 12 июля 1886 г. на Балтийском заводе состоялась официальная закладка крейсера, а 20 мая 1888 г. он был спущен на воду. В 1890 г. крейсер вступил в строй и был приписан к гвардейскому флотскому экипажу. В 1890-1891 годах на борту крейсера «Память Азова» совершил путешествие на Восток Наследник Цесаревич Николай Александрович, будущий святой Царь-страстотерпец Николай II.
[4] По свидетельству наших соотечественников, проживающих ныне в Японии, творог в этой стране делают, но он у местных жителей не популярен. В основном используют его кондитеры для приготовления бакалейных изделий иностранной кухни. Вполне вероятно, что творог для пасхи 1891 года на «Памяти Азова» приготовили местные коки (повара), т.к. его нельзя было достать на берегу. Поэтому эта красноречивая деталь и нашла отражение в дневнике Цесаревича.
[5] В одной из предыдущих дневниковых записей, от 16-го апреля 1891 года, Августейший путешественник рассказывает о своих встречах с японскими розничными торговцами: «Начали с черепахи-человека, который мне ранее этого еще на «Азове» поднес коробку и модель минного катера из черепахи прелестной работы. Купил у него несколько вещей, а затем у кошки чел(овека) и собаки-человека; вздор какой называть себя так!». По моей просьбе россиянка Алла Мацуда, проживающая сейчас в Японии, за комментариями обратилась к трем образованным японцам. По их консолидированному мнению, возможно, что это были продавцы сувениров, которые чтобы привлечь внимание покупателей были одеты в костюмы или маски, или, может быть, обыгрывали продажу неким театрализованным образом. Однако такое «переодевание» в стиле японского театра имеет и более глубокий смысл, чем просто торговля сувенирами.
Черепаха – древний образ японского фольклора и мифологии. Является символом богатства, мудрости и долголетия. Считается, что все во вселенной неразрывно связано: «Стремись к мудрости! И в твой дом придут богатство и долголетие». Черепахи устанавливались как надгробие на могилах очень богатых и знаменитых людей. По древнему поверью, драконовидная черепаха или черепаха Миногамэ живет во дворце Бога Морей и управляет его сокровищами (долголетием и богатствами). Тот, кто видит каждый день такую черепаху, стремится к ее долголетию. Торговец человек-черепаха, таким образом, несет своими товарами покупателям богатство и долголетие. В данном случае имеет большое значение и Августейший «покупатель» –  Наследник Престола Русских Белых Царей, почитавшихся и на Востоке. Японская же мифология прямо связана с культом императора: императорская семья традиционно считается прямым потомком первых богов. Японское слово тэнно (天皇), император, буквально обозначает «божественный (или небесный) правитель».
[6] Броненосный крейсер (фрегат) «Адмирал Нахимов» — первый российский крейсер с башенной артиллерией. Построен на Балтийском заводе в Петербурге. Заложен в июле 1884 года, спущен на воду 21 октября 1885 года, вступил в строй 3 декабря 1887 года. Долгое время считался одним из самых мощных и быстроходных крейсеров в мире. Во время посещения крейсера «Адмирал Нахимов» Наследником Цесаревичем его командиром состоял капитан первого ранга Федотов.
[7] Показаны были две комедии (каждая в 3-х картинах) из крестьянского быта: «На свою же голову» и «Домовой» и шутка в 1-ом действии «С легкой руки», поставленные силами матросского театра.

Публикация, комментарии и примечания А. Хвалина

Подготовлено по заданию Юбилейного комитета к 130-летию путешествия на Восток Великого Князя Наследника Цесаревича НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА.1890/91-2020/21 гг. и при содействии А. Бакатина и А. Макаренко.

Запись опубликована в рубрике Великий путь России. Добавьте в закладки постоянную ссылку.