Сегодня хорошо видно, кто в руководстве Русской Православной Церкви поддерживает модернизм и обновленчество: это — ближайшие помощники и ставленники покойного митрополита Никодима.
В наши дни модернизм вновь возрождается в Русской Церкви под влиянием западных идей «аджорнаменто», принятых в Риме на II Ватиканском соборе в 1962-1965 гг., как стремление приспособить Церковь к современному обезбоженному и секулярному миру.
Сегодня модернизм выступает, прежде всего, против Священного Предания, против канонической жизни Церкви и святоотеческого понимания духовной жизни в Православии. Это проявляется в желании «осовременить» учение Церкви и ее богослужение. Модернисты предлагают перевести Литургию на русский язык. Современный литургический модернизм, несомненно, выступает против святоотеческой традиции Православия. Он лишает Церковь принесенного святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием духовного, благодатного языка богослужений и молитв, на котором русский народ на протяжении тысячи лет обращался к Богу и который является неотъемлемой частью церковного Предания. Модернисты-реформаторы утверждают, что необходимо сокращение постов и богослужений, отказ от таинства Покаяния перед Евхаристией, а также переход от Православного юлианского календаря на «новый», латинский, григорианский календарь, что является отступлением от Православного Предания и нарушением канонов Церкви. Стремясь ради так называемого христианского единства с еретиками ввести новый григорианский календарь, модернизм разрушает тысячелетнюю икону времени Церкви — юлианский календарь.
Сегодня появился и экклезиологический модернизм, который отвергает святоотеческое богословие и, прежде всего, Православное учение о Церкви. Он пытается заменить его современными религиозно-философскими учениями, пронизанными духом протестантского реформаторства, современного латинского модернизма и идеями «парижской школы» либерального богословия.
Модернизм отвергает авторитет святоотеческой традиции как «средневековой и устарелой в наши дни». Экклезиологический модернизм фактически выступает против Православного догмата о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, утвержденного на Вселенских Соборах благодатью Святого Духа. Согласно модернистскому учению, существует не одна-единственная Церковь Божия, но различные христианские «церкви», границы между которыми «не доходят до неба».
Адепты модернизма создали «новое учение» о Церкви. Подобно протестантам, они часто пишут об «исторических грехах Церкви», утверждая, что истинная задача Церкви заключается не в спасении и благодатной жизни во Христе, а, прежде всего в социальном служении.
Святоотеческая традиция всегда была основана на той истине Православия, что христианства нет вне Церкви, как вне ее нет спасения и нет благодати. «Как может быть со Христом тот, — писал св. Киприан Карфагенский, — кто не пребывает с Невестой Христовой, не находится в Церкви Его».
Совершая ревизию всего Православного учения о Церкви, модернизм говорит о некоем внецерковном христианстве, в котором, с его точки зрения, также возможно спасение, ибо «Дух дышит, где хочет», и люди «доброй воли» — «анонимные христиане» — за творение добрых дел на пользу общества и прогресса тоже, по их мнению, обретают спасение.
Модернизм часто выступает и против Православного учения о воинствующей Церкви, исповедует непротивленчество и терпимость ко всем «христианским учениям», в том числе и еретическим.
Церковь, по словам Святого Апостола Павла, есть «столп и утверждение Истины», поэтому на протяжении всей своей истории она всегда тщательно охраняла истину Православной веры и не допускала ее смешения с ложью, отметая всякую ересь. Борьбу с различными лжеучениями, ересями, расколами, духовную брань с князем мира сего Святая Церковь ведет, начиная с апостольских времен, и будет вести до кончины мира.
Святые Отцы в 842 году установили особый праздник воинствующей Церкви — день Торжества Православия над всеми ересями, который с этого времени всегда праздновали в первое воскресение Великого поста. В этот день торжества воинствующей Церкви провозглашались анафематствования различным еретическим лжеучениям и, прежде всего тем, которые отвергали святоотеческое Предание, хранимое Православной Церковью: «Отвергающим Соборы Святых Отец и их предания, Божественному откровению согласныя и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимыя, — анафема».
Из Предисловия к книге-сборнику «Современное обновленчество — протестантизм «восточного обряда». М., 2003.