Ольга Решетникова. Духовный пастырь русских и болгар

Духовный пастырь русских и болгар

Архиепископ Серафим (Соболев, 1881-1950) причислен к лику святых

3 февраля 2016 г. Архиерейский Собор Русской православной церкви по согласию со Священным Синодом Болгарской православной церкви определил причислить к лику святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Событие это уникальное: две сестринские Церкви одновременно прославили в лике святых   архиепископа Серафима, верного сына Русской православной церкви, ставшего духовным отцом и наставником для русских и болгар.

Николай Борисович Соболев – будущий архиепископ Серафим – родился в Рязани 1/14 декабря 1881 г., был десятым ребенком в благочестивой семье мещанина Бориса Матвеевича и его супруги Марии Николаевны. Он окончил Рязанское духовное училище, затем   с отличием Рязанскую духовную семинарию,   со степенью кандидата богословия — Санкт-Петербургскую духовную академию. Будучи студентом четвертого курса, в 1908 г. юноша принимает монашество с именем Серафим в честь прославленного в 1903 г. преподобного Серафима Саровского.

В течение десяти последующих лет отец Серафим работает преподавателем в Житомирской епархиальной школе, помощником смотрителя Калужской духовной семинарии, инспектором в Костромской духовной семинарии, ректором Воронежской духовной семинарии. Будущий архипастырь неоднократно встречался со святым Иоанном Кронштадтским, посещал Оптинских старцев — иеросхимонаха Иосифа (Литовкина), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова), иеросхимонаха Анатолия (Потапова), ставшего его духовным наставником.

Современники отмечали высокие духовные качества отца Серафима, его кротость, смирение, доброту, искреннюю любовь к людям, благодаря чему он пользовался авторитетом и уважением своих коллег и воспитанников.

Вместе с тем сохранившиеся документы свидетельствуют, что в смутное время общественных волнений и духовных шатаний молодой пастырь проявлял необычайную твердость, мужество и бескомпромиссность в вопросах веры.

Иерархи, близко знавшие отца Серафима, не сомневались в его близкой хиротонии и были убеждены, что именно в таких архиереях остро нуждается Русская Церковь. Однако пламенный русский патриот был вынужден покинуть Россию…

После Октябрьского переворота 1917 г. семинария в Воронеже была закрыта. «Мы должны бороться с религией. Это азбука всего материализма и, следовательно, марксизма»,- указывал вождь пролетариата В.И. Ленин, снявший с себя крест в 15 лет и выбросивший его в мусор. Теоретические постулаты воплощались в конкретные практические указания: «Чем большее число представителей … духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». Против Церкви был развязан беспощадный массовый террор, как того требовал Ленин.   Архимандрит Серафим стал свидетелем гонений и расправы над духовенством, разграбления и осквернения храмов.

Он сам едва не погиб во время расстрела крестного хода в феврале 1918 г., стал свидетелем чудовищной расправы над насельниками воронежского Митрофаниева монастыря, заживо зарытых в землю.

Мать умоляла его бежать, однако архимандрит Серафим всегда и во всем искал воли Божией и обратился к прозорливому старцу иеросхимонаху Аарону. Из его слов он понял, что Промыслом Божьим предстоит ему попасть в «хорошую сторонушку»…

Накануне вступления Красной армии в Воронеж архимандрит Серафим вместе со своим братом иеромонахом Сергием покидает город в товарном вагоне с углем. На прощание мать благословила его образом Пресвятой Богородицы со словами: «Поручаю тебя Покрову Божией Матери». Больше они не виделись, а материнское благословение хранило его всю жизнь.

В 1919 г. архимандрит Серафим получил назначение на должность ректора Екатеринославской духовной семинарии, однако город был занят отрядами Махно, и он был направлен в еще свободный от красных Симферополь в качестве ректора Таврической духовной семинарии.

1/14 октября 1920 г., в праздник Покрова Божией Матери, в   соборе святого Александра Невского города Симферополя архимандрит Серафим был рукоположен во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Он хорошо понимал, что в условиях гонений на Православную Церковь епископское служение является мученическим, но это не пугало его. В своем слове при наречении его епископом архимандрит Серафим просит молитв архипастырей, чтобы вместе с любовию ко Христу его сердце исполнилось любовью к ближним, и он мог им служить « в качестве последнего раба и вести их словом и жизнью своею к одному только Богу».

В конце октября 1920 г., когда большевики ворвались в Крым, владыка Серафим попросил у архиепископа Таврического Димитрия благословения остаться в России.

Архиепископ колебался и решил прибегнуть к жребию. После молитвы перед чудотворной Курско-Коренной иконой Божией Матери он вытащил листок с надписью «уезжать». 1/14 ноября 1920 г. на пароходе «Херсон» владыка Серафим вместе со своим братом отплыл из Севастополя в Константинополь. «Владыка, благословите Россию!» — вдруг обратился к нему кто-то. Он поднял руки и медленно, торжественно благословил отдалявшуюся родную землю…

После недолгого пребывания в Константинополе и    на острове Халки, в мае 1921 г. решением Высшего церковного управления за границей владыка был направлен настоятелем храма Святителя Николая при русском посольстве в Софии.

6/19 мая 1921 г. владыка Серафим вместе с братом прибыл в Болгарию. Сбылось пророчество старца – он попал в «хорошую сторонушку»: ему выпало жить в православной стране, которой правил царь Борис, крестник последнего российского императора, среди добросердечного славянского народа, который хранил признательность и любовь к России, к своим русским братьям-освободителям.

Именно в Болгарии архиепископ Серафим снискал славу прозорливого «светоносного пастыря», «светильника Божией благодати», чудотворца и выдающегося богослова.

В течение 29 лет архиепископ Серафим управлял русскими приходами в Болгарии, находясь до 1945 г. в ведении Зарубежного Архиерейского Синода, а затем в юрисдикции Московской Патриархии. Высоко оценивая епископское служение владыки, в конце августа 1934 г. решением Архиерейского Собора Русской православной зарубежной церкви епископ Серафим был возведен в архиепископский сан.

Будучи настоятелем русского посольского храма Святителя Николая, он сумел сделать его центром жизни российских изгнанников – в 1921 г. число русских беженцев в Болгарии достигло 36 тысяч человек. По признанию современников, под духовным руководством владыки Серафима Русский храм был образцом благочестия и богослужебной практики, его массово посещали и русские, и болгары. Не случайно Болгарский Синод направлял туда молодых диаконов для прохождения практики и приобретения навыков богослужения.
Архиепископ Серафим ревностно исполнял свой пастырский долг: он сделал богослужение ежедневным, без дней отдыха, утром и вечером. Проповеди владыки Серафима затрагивали самые насущные проблемы жизни прихожан, отличались особой глубиной и проникновенностью. Он призывал своих духовных чад обращать самое пристальное внимание на внутреннюю жизнь, радеть о созидании в себе нового во Христе человека.

Владыка подчеркивал, что самое дивное Божие чудо – это благодатное обновление души, невидимая брань с грехом. «Не соизволять бесам!» — это было одно из самых частых его наставлений.

Архиепископ Серафим учил кротости, смирению, искренней любви к ближним, непрестанной памяти о Боге. «В своем брате мы должны видеть ангела, а на его грех смотреть как на болезнь»,- часто повторял он. В самых сложных ситуациях он учил быть «кротким, как голубь, и мудрым, как змея». Владыка подчеркивал, что недостаточно только чисто исповедовать православную веру, надо жить по этой вере. И в этом прекрасным примером для своей паствы был он сам. «Владыка Серафим обильно источал благодать Божию, сильнейшим и постоянным носителем которой он был вне всякого сомнения. Ощущение присутствия Владыки в доме сохранялось надолго после его отъезда», — писал близко знавший владыку И. Шпиллер, мнение которого разделяли и другие духовные чада архиепископа Серафима.

С юных лет он нес подвиг строгого поста и непрестанной молитвы, был бессребреником. Даже его недоброжелатели отмечали мягкость и кротость его характера, глубокое смирение. Архиепископ Серафим относился к людям с искренней любовью, невзирая на чины и материальный достаток. В самые тяжелые дни владыка был со своей паствой, заботился о физическом выживании своих прихожан, спасении их от репрессий. Своей добротой он обезоруживал своих недругов, за которых горячо молился.

Целомудрие и чистота сердца делали его молитву чудодейственной. Он обладал даром духовного познания и умения усматривать малейшие отклонения от православной истины. Архиепископ Серафим последовательно выступал против модернизма в Православии, антихристианских культов, католического и протестантского влияния, вскрывал опасность экуменизма.

«Новое учение о Софии, Премудрости Божией» (1935) – одно из важнейших богословских сочинений владыки Серафима, за которое Архиерейским Синодом Заграничной Церкви он был удостоен научной степени магистра богословия.

Свое осмысление судьбы России и ее будущего архиепископ Серафим выразил в книгах «Русская идеология» (1934) и «Об истинном монархическом миросозерцании»(1941).

Именно в них он дает ответы на вопросы, которые на протяжении столетия волновали и продолжают волновать всех, кому не безразлична судьба России. Как благополучная держава, находившаяся на взлете, готовая овладеть Константинополем, в одночасье оказалась поверженной и захваченной теми, для кого народы России были лишь горючим для раздувания пожара мировой революции? Как случилось, что именно Святая Русь, давшая миру великий сонм святителей, преподобных и праведников, явила самые чудовищные формы безбожия? Что русские люди должны делать, чтобы Россия стала могущественной и процветающей?

Архиепископ Серафим называл социализм «дьявольским учением» и считал, что Церковь должна осудить его во всех видах, как в корне противный христианству. Он был убежден, что богоборческая советская власть неизбежно рухнет. Дальнейшая судьба России будет зависеть от духовно-нравственного состояния и воли народа, который должен решить, какое наследие выбрать как историческую и духовную основу своего развития – обратиться к опыту тысячелетней России или продолжить попытки построения мифического безбожного рая на земле под видом «социализма с человеческим лицом», «воцерковленного социализма» и т.п.

В кратком историческом экскурсе владыка Серафим показывает, что именно православная вера была тем духовным лоном, из которого родился русский народ, его язык, литература, искусство, государственность и общественный уклад. Когда жизнь русских людей коренилась в православной вере как в своей основе и сущности, когда Православие строило и вело жизнь русского общества, умножались силы и могущество русского государства: «Господь изливал на русский народ свои великие милости, избавил его от всяких бедствий, которые не раз могли погубить нашу Россию». Все наши несчастья, пишет владыка Серафим, начались с того, что мы удалились в своей жизни от Церкви, перестали руководствоваться ее учением и уставом и положили в основу своей жизни всевозможные еретические и богоборческие учения, свою греховную страстную волю, которая сделала нас «хуже несмысленных тварей».

Упадок веры и благочестия в русском народе привел к страшному греху – «отвержению русским народом своего царя, за что Господь тотчас отверг Россию, и она погрузилась в пропасть неслыханных бедствий».

Спасительный путь для России архиепископ Серафим видел в торжестве русской идеологии, которая, по его убеждению, «…есть не что иное, как православная вера и основанная на ней русская жизнь во всех областях, начиная с личной и кончая государственной …». Вера наших предков должна стать основой, пронизывающей все наше существо, движение ума, воли и сердца. Таким образом определять жизнь нашего общества и будут люди, живущие с чувством стыда и совести, вооруженные единым критерием понимания добра и зла, греха и добродетели, критерием истины при оценке всякого деяния.

Возрождение России архиепископ Серафим связывал с возвращением к православной вере, покаянием народа и восстановлением монархии, поскольку «только монархическая власть имеет основание в Священном Писании». Он рассматривает покаяние как изменение внутренней и внешней жизни человека путем решительного отвержения греха и стремления жить по воле Бога. Нужна «перемена ума», работа сердца и    души, чтобы взращивать в себе человека духовного. Только такой человек способен понять смысл своей жизни, историческую миссию России и направить свою волю для ее осуществления, ибо история есть отражение духовной реальности.

Владыка Серафим был убежден, что возвращение к монархической форме правления абсолютно закономерно для общества, состоящего из воцерковленных людей – церковная жизнь и покаяние неминуемо приведут к тому, что изменится «отношение к царской власти из отрицательного на положительное». Основой благополучия российского государства архиепископ Серафим считал симфонию властей – церковной и царской. Цари должны действовать как «Божественные стражи и охранители православной веры», оказывая Церкви помощь в борьбе с ересью и заботясь о ее материальном состоянии. Церковь же способствует воспитанию граждан христианами, патриотами Отечества, уважающими закон и сплоченными против внешнего врага.

Владыка Серафим непрестанно молился за Россию и русский народ. Его труды – это призыв к нам сегодняшним преодолеть революционно-атеистические мировоззренческие метания и вернуться на путь, определенный равноапостольными Ольгой и Владимиром. Учитывая исторический опыт, архиепископ Серафим предостерегает от ошибок на этом пути, которые привели к угасанию веры и державного духа, результатом чего стал возможен слом русского цивилизационного кода.

Задолго до прославления архиепископа Серафима Церковью, его стал почитать святым народ. Сначала это были русские и болгарские ученики и последователи владыки, которые слышали слова, сказанные им перед кончиной, последовавшей 13/26 февраля 1950 г. в Неделю Торжества Православия: «Если буду иметь дерзновение предстать перед Господом, не оставлю вас. Пишите мне письма». По всей Болгарии рассказывали о чудесах, происходивших по молитвам к владыке Серафиму, к его гробнице в крипте Русского храма   потянулись верующие.

Сегодня архиепископ Серафим — один из самых почитаемых угодников Божиих, когда-либо подвизавшихся на болгарской земле. Поклониться владыке приезжают теперь не только со всех концов Болгарии, но и из-за границы, прежде всего из России и Греции. Верующие приносят «письма» с просьбами помолиться за себя и своих близких.

Из уст в уста передаются рассказы о том, как молитвенное обращение к   владыке помогло в разрешении житейских проблем, принесло исцеление. Несколько десятков случаев чудесной помощи владыки зафиксированы официально.

Канонизация архиепископа Серафима – закономерный итог жизни и деятельности «светоносного пастыря» России и Болгарии.

Решетникова Ольга Николаевна – кандидат исторических наук

Столетия

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.