Дмитрий Мельников: «Есть мнение, что Вашингтон, не снискавший лавров на Ближнем и Среднем Востоке, постарается отыграться на Северной Корее. С тем, чтобы окончательно закрепиться у восточных рубежей Китая и России»

Бикфордов шнур Корейского полуострова

Сеул и Вашингтон сегодня начали совместные военные учения
Дмитрий Мельников

Вдобавок к маневрам приведены в состояние полной боевой готовности подразделения Вооруженных сил Южной Кореи на границе с КНДР. На этот раз Сеул объявил полную боеготовность после принятия им решения о возобновлении пропагандистского вещания на Северную Корею. В министерстве обороны сообщили: у южнокорейских военных есть приказ открывать ответный огонь, если противник будет обстреливать расположенные на границе громкоговорители. В свою очередь, Пхеньян пообещал ответить «безжалостными ударами» на совместные военные учения Южной Кореи и США, которые начались 17 августа.

Именно так сформулировал отношение к маневрам северокорейский Комитет за мирное объединение родины. В своем заявлении он уточняет: «КНДР полностью готова противостоять любым методам ведения войны и имеет достаточно сил, чтобы сдержать провоцируемый США ядерный конфликт». Представитель комитета назвал учения «подготовкой к вторжению в КНДР», сравнив их с «объявлением войны».

Сегодня, как показывают события, любой регион, где присутствует тлеющий очаг потенциального конфликта, может в один прекрасный момент превратиться в «горячую точку». На Корейском полуострове градус напряженности, на первый взгляд, остается хотя и несколько повышенным, но в пределах норм, выработанных уже в течение десятилетий. Но это — на первый взгляд.

Обе стороны ведут военные приготовления: производят и ремонтируют боевую технику, тренируют личный состав. При этом создается впечатление, что стороны делают попытки — не афишируя своих действий – «договориться».

Хотя в нынешнем году и были проведены ежегодные крупномасштабные американо-южнокорейские учения «Ки ризолв» и «Токсури», в них, благодаря настояниям прилегающих стран, в том числе и Китая, не были задействованы атомные авианосцы и подводные лодки ВМС США, а также стратегические бомбардировщики. Сеул также заявлял и о сокращении численного состава задействованных в маневрах подразделений. Конечно же, пытаясь заверить всех и вся в «сугубо мирном и оборонительном характере учений, благодаря которым поддерживается мир и безопасность не только на Корейском полуострове, но и в Северо-Восточной Азии».

Более того, Вашингтон, несмотря на истерику Сеула, фактически не обратил внимания на запуск северокорейцами в начале мая баллистической ракеты подводного базирования. А ведь это — оружие, призванное изменить не только региональную, но и глобальную расстановку сил. Пентагон всегда нервно реагировал на малейшие телодвижения северокорейцев – взять хотя бы его гневную реакцию на запуск Пхеньяном в феврале двух заурядных ракет «земля-море». Однако на этот раз заместитель председателя Комитета начальников штабов вооруженных сил США адмирал Джеймс Виннфелд сообщил, что «КНДР еще не скоро сможет получить возможность запускать баллистические ракеты с подводных лодок». Да и вообще, все продемонстрированное на телеэкранах — не более чем монтаж, уверен он.

Больше всего это было похоже на примирительный жест Вашингтона в сторону Пхеньяна, который заявил о своей готовности к возобновлению межкорейского диалога еще в начале текущего года. Однако дальнейшие события показали: мечтам о хрупком мире на Корейском полуострове не суждено было воплотиться в жизнь.

Самое неприятное заключается в переходе северокорейского руководства к использованию «дворового» лексикона по адресу высших представителей южнокорейской политической элиты. Например, в ответ на упреки Сеула в связи с запуском ракеты с подводной лодки северокорейцы заявили, что южнокорейский президент «бормочет, как безумная» и погрязла в «отдающих зловонием высказываниях». Причем авторство заявления приписали анонимному представителю некоей «Всекорейской рабочей организации».

Это — намек: а вот уж если к «диалогу» присоединятся первые лица государства, то дело одними лишь словами отнюдь не ограничится. Чуть позже в КНДР открыто назвали президента Южной Кореи Пак Кын Хе «психически больной». Дальше – больше…

Политики КНДР перегибают палку, возможно, у молодого лидера Ким Чен Ына уже откровенно сдают нервы от поступающей информации о приготовлениях американцев и южан к развязыванию новой войны на полуострове.

Сеул сегодня зачищает свои тылы: придумывает предлоги для разгона оппозиционных политических партий, закрывает издававшиеся много лет интернет-издания. Те, которые отваживались высказывать пусть и не всегда внятную, но отличную от официальной точку зрения. Все это — под аккомпанемент обвинений в шпионаже в пользу Северной Кореи.

Но самые тревожные новости – это информационные вбросы о том, что якобы КНДР готовится осенью провести ядерные испытания. Атакуют Пхеньян и с пропагандистского фланга. В последнее время южнокорейские и американские средства массовой информации изобилуют материалами, цитирующими секретные северокорейские документы о безрадостном положении дел в Корейской народной армии: голодающие солдаты, непригодная, за редким исключением, к использованию боевая техника, дезертирство. Общественность убеждают в том, что северокорейцы — никакие не фанатичные супермены, какими их часто привыкли изображать, с ними вполне можно сражаться и побеждать.

Всплывают и «новости» о ближайших планах северокорейского командования по захвату передовых постов южнокорейской армии, находящихся в районе ДМЗ. Как уверяют в Сеуле, эти достоверные сведения им сообщил перебежчик. Звучало неубедительно, так что южнокорейские пропагандисты подкрепили их, сообщив: военные видят, что северокорейский спецназ ведет за ними круглосуточное наблюдение с нейтральной территории, «замаскировавшись под косуль». Как бы глупо это ни звучало.

На практике же завершаются работы по размещению в Южной Корее американских систем противоракетной обороны. Тем самым Сеул сделал территорию своей страны потенциальной мишенью не только Пхеньяна, но и Пекина, поскольку китайские ракетные и военно-морские базы очутились под колпаком радаров ракетного перехватчика.

И все же самым серьезным «симптомом» стали американо-южнокорейские учения, которые проводились в конце июня — начале июня. На побережье Желтого моря был смонтирован импровизированный порт, через который, несмотря на сильные течения и приливы, с пришвартовавшихся американских судов снабжения сгружали технику. Все это может означать: в Пентагоне посчитали десантную операцию по захвату Северной Кореи с моря отработанной и решили проверить систему снабжения войск после захвата ими плацдарма и постепенного продвижения вглубь территории противника.

Осознают ли в Пхеньяне нависшую угрозу? Скорее всего, да. Об этом свидетельствуют многочисленные учения в присутствии высшего руководства страны. В ходе таких маневров отрабатывались удары по вражескому авианосцу, телевизионные кадры запечатлели, как по острову, которому отвели роль боевого корабля противника, вели огонь артиллеристы, его бомбила авиация, подводники пускали торпеды. Только ведь вначале местонахождение авианосной ударной группировки еще предстоит установить, а после — прорвать ее глубоко эшелонированную оборону. Сделать же это без спутников и дальней авиационной разведки практически невозможно.

Все это не означает, что огонь войны на Корейском полуострове вскоре обязательно вспыхнет, просто сегодня вероятность конфликта вновь растет.

И всем понятно: начнись война — в огненном кольце окажется вся Евразия, при этом американцы постараются отсидеться за океаном.

Есть мнение, что Вашингтон, не снискавший лавров на Ближнем и Среднем Востоке, постарается отыграться на Северной Корее. С тем, чтобы окончательно закрепиться у восточных рубежей Китая и России. И никто этого мнения аргументировано не опровергает.

Специально для Столетия
Запись опубликована в рубрике Геополитический взгляд. Добавьте в закладки постоянную ссылку.