Берег России: «Издание «Современные старцы горы Афон» по праву названо классическим произведением современной духовной литературы». Отзыв на книгу архимандрита Херувима (Карамбеласа) «Современные старцы Горы Афон»

Берег России: «Издание «Современные старцы горы Афон» по праву названо классическим произведением современной духовной литературы»

Отзыв на книгу архимандрита Херувима (Карамбеласа)

«Современные старцы Горы Афон»

headВ 2008 году издательским домом «Русскiй паломникъ» была переиздана знаменитая книга архимандрита Херувима (Карамбеласа) «Современные старцы Горы Афон». Это второе издание книги на русском языке, первое, предпринятое тем же издательством в 1998 году, моментально разошлось.

Напомним читателю, что данная книга переведена с греческого на многие языки, столь велик к ней интерес во всем мире. Перевод на русский, которым мы располагаем, осуществлен с английского Лидией Васениной, перевод на английский с греческого сделан в 70-х годах в США братством святого Германа Аляскинского.

Автор книги, архимандрит Херувим (1920 — 1979), image003подобно своим героям, с юношества избрал монашеский путь, вдохновился жизнеописаниями афонских отцов – Паисия и Хрисанфа и решил стать монахом на Святой Горе. Несмотря на препятствия родных, тайно прибыл на Афон, поступил в каливу Рождества Богородицы скита Праведной Анны, где прожил с 1938 по 1942 год. В это время он познакомился с преданиями о многих святых афонских старцах, некоторых из них застал в живых. Вынужденно покинув Святую Гору, он стал основателем монастыря Параклет в Оропосе, близ Афин, ввел в нем строгий афонский устав. Многие годы своей жизни посвятил собиранию материалов о современных афонских святых и их публикаций.

Книга содержит жизнеописания десяти афонских старцев –современников святителя Игнатия Брянчанинова, святого праведного Иоанна Кронштадтского и наших современников. Поскольку жизнеописания афонских святых невозможны без рассмотрения «почвы и корней» — духовных наставников, — которые помогли им возрасти, книга содержит информацию о традициях монашеского делания за 200-летний период жизни Святой Горы.

В книге отца Херувима представлены все виды монашеского жизнеустройства. Старцы, о которых идет речь — наследники Пахомия Великого — игумены общежительных монастырей, ревнители скитского пути Антония Великого, отшельники и пустынники по примеру Макария Египетского.

В книге приведены составленные отцом Херувимом по личным воспоминаниям и уникальным документам жизнеописания таких старцев как Иоаким из скита Праведной Анны, Афанасий из Григориатской обители, Каллиник Исихаст, Даниил Катонакский, Исаак Дионисиатский, старец Савва, Игнатий Слепой, Кодрат из монастыря Каракалл. Архимандрит Херувим осуществлял публикацию этих восьми жизнеописаний серией в нескольких томах на греческом языке с 1968 по 1979 гг. В 1987 году ученик и продолжатель его трудов отец Иоанникий продолжил публикацию житий, предоставив читателю возможность познакомиться с жизнью старцев Филарета из монастыря Костамонит и Герасима (Менагиаса). Эти жития также вошли в русское издание. Кроме того, книга дополнена воспоминаниями отца Германа (Подмошенского) об афонском старце Никодиме.

Отец Херувим стремился к тому, чтобы драгоценный опыт афонских святых старцев – поистине драгоценный бисер – не был утрачен. И он обогатил своей книгой многих людей во всем мире. Издание «Современные старцы горы Афон» по праву названо классическим произведением современной духовной литературы. Оно представляет собой энциклопедию монашеской жизни, где описано множество сложных ситуаций, в которые попадают монахи, приведен бесценный опыт афонских духовников и исихастов, известных во всем мире.

Отметим, что, хотя слава этих старцев распространилась далеко за пределы Святой Горы, и некоторых из них особо почитали в дореволюционной России, в Императорской семье, в России современной о них мало что известно. Русский читатель знаком с именами преподобных Силуана Афонского, Паисия Святогорца, Саввы Нового и Феодосия Карульского, но святых горы Афон неисчислимо больше. Данная книга познакомит русского читателя лишь с десятью из них.

Книга дополнена приложениями: перепиской старцев с духовными чадами, друзьями — святителем Нектарием Эгинским, архимандритом Сафронием (Сахаровым), выдержками из богословских трудов старцев, обильным фотоматериалом – все это размещено как в специальном разделе «Приложения», так и непосредственно в главах книги. Несомненный интерес у читателя вызовут эпизоды, связанные с историей России – Крымской войной, ересью имяславия и т.д.

В книги передается романтизм и возвышенные чувства архимандрита Херувима по отношению к Святой Горе. Много замечательных страниц посвящено древним монастырям Дионисиат, Каракалл, Григориат и другим афонским обителям.

Труд отца Херувима обращен, прежде всего, к молодежи. Читается он на одном дыхании, так как написан чрезвычайно интересно и живо. Читатель получает представление о жизни и подвигах афонских монахов, и, может быть, немного чувствует, какой тяжелой ценой дается святость.

Говорится в книге и о проблемах обмирщения жизни на Святой Горе – тенденциях обновленчества и попрания принципа отказа от мирского мышления. Архимандрит Херувим взялся за свой труд в тот период, когда монашеские устои на Афоне были поколеблены в 1965 году. Из-за проникновения мирского мышления в монашескую среду возникла угроза прерывания традиции святых отцов, на которой возросли многие афонские святые. В книге отца Херувима показано, как старцы сопротивлялись этим нововведениям и обмирщению монашеской жизни.

Кратко расскажем о тех десяти старцах, которым посвящена книга.

 

Старец Иоаким из скита Праведной Анны являлся учителем отца Херувима, его житие автор написал по своим теплым воспоминаниям. Образ этого старца с изможденным и светлым лицом, необычайно длинной бородой не покидает читателя. Старец Иоаким был, прежде всего, подвижником и мучеником. В юности он прошел школу жизни в Америке, где проявил себя как замечательнейший проповедник и миссионер. Но промыслом Божиим он попал на Святую Гору, где в своем монашеском делании ежедневно сораспинался Христу, выполняя подвиг послушания. Тяготея к аскетизму, он поселился не в киновии, но в Скиту Праведной Анны для отшельников и аскетов, живущих трудами рук своих. В этом скиту возросло не менее 16 святых, краткий перечень которых приводит отец Херувим.

Его правилом было: «Монах должен умирать много раз в день, когда этого требует послушание». Отец Иоаким добровольно обрек себя на страдания во имя Христа, нес многие неподъемные труды. «Болезннный и хрупкий, он так сильно уставал и ослабевал после работы, что добирался до келии, держась за стены. Когда старец давал какое-нибудь трудное послушание, он исполнял его с такою кротостию, что мы изумлялись…» — пишет отец Херувим.[1]

Портрет отца Иоакима, опубликованный в книге, дает представление о тонкой и благородной душе его. На этом портрете он с длинной бородой, стелящейся по полу. Эта замечательная борода была им вымолена у Пресвятой Богородицы, дабы свидетельствовать, что он иерей Божий, поскольку многие православные священники в то время начинали сбривать бороды.

Помимо назначаемых старцем послушаний, отец Иоаким накладывал добровольно на себя бремена – взяв у старца благословение, он около года не заходил в свою келью, но все время стоял в храме. После того, как обнаружился вред от этого здоровью отца Иоакима, старец не благословил ему более стоять по ночам. Но и после этого он крайне мало отдыхал. Несколько раз жизнь его должна была оборваться по представлениям врачей раньше времени, но его исцеляла молитва и сугубый пост, противопоказанный докторами.

Явил себя он и как исповедник истинной веры Христовой и истинный пастырь о заблудших овцах. Однажды он отправился в мир, чтобы вернуть брата, покинувшего обитель. Открыто выступил против увлечения масонством сильных мира сего. «Когда он узнал из греческих и иностранных изданий, что многие люди, облеченные высокой властью, в том числе даже сам король Георгий II, пали до того, что стали масонами, он был опечален и взволнован. Каждому из известных ему высокопоставленных масонов он безо всякого страха написал лично о вреде масонства. Он призывал их покаяться и выступить против врагов Бога и Отечества»[2]. Его судили в Фессалониках и отправили в ссылку на остров Скипелос, где он недолго пробыл из-за наступления фашистов в 1941 году.

Архимандрит Херувим завершил свое повествование о любимом им старце словами: «Все, кто знал его – и близкие знакомые, и не очень близкие – пришли на отпевание помолиться о великом воине Христовом, чье исстрадавшееся, а теперь уже покойное тело было обвито мантией. Его похоронили за алтарем каливы… Отцы Святого Афона встречают смерть мучениками. Наступает конец искушениям и подвигам, и начинается вожделенная вечность»[3].

Продолжение следует

БЕРЕГ РОССИИ


[1] Архимандрит Херувим (Карамбелас) Современные старцы Горы Афон М, 2008, с.37

[2] Там же с. 51

[3] Там же с.55

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.