+
Апостол и евангелист Иоанн Богослов
«Вначале было Слово и Слово было к Богу и Бог был Слово» — это начало Евангелия апостола Иоанна известно большинству людей, живущих на земле, даже далеким от христианства. Этот гимн вечносущему и воплощенному Слову, которым Иоанн начинает свое Евангелие принес ему имя Богослова.
Позже в Византии этим именем «Богослов» наделялись отцы, достигшие невероятных высот Богообщения – святитель Григорий Богослов (IV в.), «исихаст» и «мистик» («тайнозритель») Симеон Новый Богослов (XI в.).
Четыре Евангелия, Деяния апостолов, написанные евангелистом Лукой, и послания апостола Павла дают нам представление об основных фактах жизни апостола Иоанна. Вначале он предстает пылким и горячим юношей из семьи галилейского рыбака Зеведея, который вместе с его старшим братом Иаковом просит, чтобы один из них сидел подле Христа в Его Царствии. Далее братья получают от Учителя название «сыновья громовы», когда предлагают свести огонь с неба на враждебное Иисусу самарянское селение и запрещают некому человеку изгонять бесов именем Иисуса.
Нам известно, что этот ученик, «которого любляше Иисус», в списках Двенадцати стоит неизменно одним из первых, более того, он в числе трех избранных Христом (Петр, Иаков, Иоанн) удостоившихся находиться рядом с Сыном Божиим в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни – при воскрешении Господом дочери Иаира (Лук. 8:41), Его Преображения на Фаворе, и свидетельства Отца Небесного о Своем Сыне (Мф. 17:5), слышавших от Христа о знамениях Его Второго Пришествия и грядущих судьбах мира. Петр и Иоанн были двумя учениками, которым Христос поручает приготовить последнюю Пасху (Лк. 22:8).
Апостол Иоанн, вместе с Петром и Иаковом, сопровождал Спасителя в Гефсиманском саду до места моления о Чаше страданий (Мк. 14:33). А затем, после Его ареста следовал за Спасителем, на суд первосвященников Анны и Каиафы и иудейского синедриона. Апостол Иоанн стал свидетелем событий во дворе первосвященника (Ин. 18:15), он единственный из числа апостолов, неотступно следовал за Спасителем по Его Крестному пути до самой Голгофы, где вместе с женами-мироносицами взирал на распятого Спасителя и там Господь вверил его попечению Пресвятую Богородицу. Одним из первых по зову Марии Магдалины он прибежал на Гроб Господень, когда та не нашла в нем Христова тела (Ин. 20:5).
Иоанн был любимым учеником Христа, его возлежание на груди у Спасителя во время Тайной Вечери считается прообразом того будущего избранничества и постижения им сокровенных тайн Божиих.
Интересно, что в первых Евангелиях он всегда упоминался на втором месте после старшего брата Иакова (Мк. 1:29; 9:2), но уже у Луки в Деяниях апостолов, написанных в 70-х гг. он признается значительным авторитетом в христианском мире в связи с его весом в Ефесской церкви и в Малой Азии, куда он направился по апостольскому жребию для проповеди.
А у апостола Павла на Иерусалимском соборе он предстает как один из столпов Иерусалимской церкви наряду с апостолом Петром и Иаковом братом Господним (Гал. 2:9).
Стоит отметить, что Римская средневековая легенда передает историю мучения Иоанна в Риме, где он испил яд и остался жив, а потом, будучи помещенным в кипящее масло, остался невредимым.
Некоторые моменты в Евангелии Иоанна, а именно, относящиеся к нему слова Христа «если я хочу, чтобы он пребыл, пока приду» (Ин. 21, 22) стали почвой для предания о том, что Иоанн не умер, но подобно Еноху, Мельхиседеку и Илие сохранен, чтобы выступить с проповедью в последний день и принять мученическую кончину во времена антихриста. С этим связано предание, что после его погребения в Ефесе, ученики, раскопавшие могилу, не нашли в ней тела апостола. Однако на месте погребения каждый год 8 мая появлялся тонкий прах, имевший целительную силу.
Тайнозритель Христов
Пять произведений Иоанна Богослова входят в число книг Нового Завета – четвертое Евангелие, принесшее ему имя «Богослов», три небольших послания, утвердившие его славу «апостола Божественной любви» и Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова), в связи с которым Церковь называет Иоанна «Тайнозрителем Судеб Божиих».
Книги Иоанна Богослова были написаны ближе к концу первого века в Малой Азии, в Ефесе, где апостол Иоанн проповедовал Слово Божие, а Апокалипсис – предположительно на скалистом и голом острове Эгейского моря Патмос, куда апостол был сослан за эту проповедь во времена гонения римского императора Домициана (81–96 гг.). Считается, что его произведения конца первого века – последние книги Нового Завета.
К моменту написания этих произведений Иоанн был старцем, одним из столпов раннего Христианства и единственным из апостолов, оставшихся в живых (существует предание, что он прожил 120 лет). Потому его Евангелие столь отличается от предыдущих трех – оно было написано намного позже, с целью восполнить имеющиеся пробелы у его предшественников, противостоять современным ему ересям и утвердить акценты для правильного истолкования некоторых моментов Евангелия его предшественников, а также догматически сформулировать христианское вероучение. Нельзя отрицать догматичность Евангелия Иоанна – оно выражает взгляд Церкви на Христа как Сына Божия, на Cвятого Духа как домостроителя Церкви, на Троицу, Тело и Кровь Христовы и на саму Церковь.
Вместе с именем «Богослов» Церковь с древности усвоила евангелисту Иоанну иконографический знак орла – символ высокого парения богословской мысли любимого ученика Христова. Со второго века церковное Предание характеризует Иоанново Евангелие как «духовное», тогда как первых три называет «телесными», поскольку в его Евангелии мы встречаемся с более возвышенной и духовной атмосферой, тогда как первые три Евангелия более возвещают земные дела Христа.
Епископ Кассиан (Безобразов) так говорит о его Евангелии: «Можно с уверенностью утверждать, что на человеческом языке не было и едва ли когда-либо будет сказано слово, которое действовало бы на душу с такою силою, как Евангелие от Иоанна. …оно питает простеца, который услаждается духовною музыкою его речей — в Прощальной беседе, в Первом Евангелии Страстей Господних, — и ученый мудрец останавливается перед ним с изумлением, бессильный исчерпать эту бездонную глубину своим богословствующим умом…»
Апостол Любви
Кроме Евангелия и Апокалипсиса, Апостол Иоанн написал три Послания, которые вошли в состав Нового Завета, как Соборные (окружные) послания. В них во всей полноте раскрывается главная особенность духовного облика Иоанна как Апостола Божественной любви. Основная мысль его Соборных посланий сводится к пониманию того, что главным свойством Божиим, Его сущностным свойством, проистекающим из Его Триипостасной природы, является абсолютная Любовь (1 Ин. 4:8). И в своих Посланиях Апостол Иоанн постоянно напоминает об этом христианам, призывая их к братской взаимной любви:
«Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин. 4:7-12).
В связи с этими Посланиями и представлениями современников об Иоанне как апостоле любви сформировалось предание о том, что проповедь старца-апостола не ограничивалась лишь призывом к любви, но и деятельным ее проявлением. Согласно преданию при посещении одной из малоазийских церквей апостол Иоанн в числе слушавших его слово заметил юношу отличавшегося необыкновенными дарованиями, и поручил его особому попечению местного епископа. Впоследствии этот юноша сблизился с плохими товарищами, развратился и сделался начальником шайки разбойников. Старец-апостол для обращения ученика, ставшего разбойником, в преклонном возрасте предпринял изнурительное путешествие в горы и погоню за ним, чтобы привести его к покаянию.
Откровение Иоанна Богослова
Среди ученых длительное время шли споры о том, является ли в действительности Иоанн одновременно автором и Евангелия и Апокалипсиса – столь различны эти произведения (одно говорит о событиях, происходящих на земле, другое всецело эсхатологично; Евангелие написано на прекрасном греческом, Апокалипсис – с массой ошибок и неточностей и т.д.), но на данный момент мало кто ставит под сомнение, что эти произведения вышли если не из рук одного автора, то как минимум из так называемого «Иоанновского круга» в Ефеской церкви последователей и учеников апостола Иоанна, имея в основе его видение на содержание этих произведений – о центральном месте Христа, с постоянным мотивом борьбы света и тьмы, завершающейся победой добра.
Не смотря на то, что отрывки их Апокалипсиса не положено читать в Церкви за богослужением, книга Откровения всегда была любима верующими и особенно во времена бедствий. Например, во времена турецкого владычества балканские народы находили в ней утешение своей скорби. В любые времена читатели этой книги черпают в ней силы и утверждение своей веры в Бога как победителя сатанинских сил. Оптимистическому пониманию Апокалипсиса особенно помогают слова Господа: «Се гряду скоро».
Апостол Восточной Церкви
«Апостол Восточной Церкви» — так часто называют апостола Иоанна, тогда как апостолом Западной церкви считается Петр. Это связано с тем, что в итоге осмысления путей Западного и Восточного Христианства было признано, что Православие – есть Церковь Святого Духа. В ней нет человека, выполняющего роль наместника Христа на земле, но Сам Христос пребывает в ней и Дух Святой есть домостроитель Церкви. В ней испокон веков признаются ничтожными возможности разума, столь авторитетного на Западе, в сравнении с возможностями Святого Духа вся исполняющего и просвещающего, где смысл жизни христианина есть обожение через стяжание Святого Духа.
Это учение о Святом Духе Православие унаследовало от апостола Иоанна, поскольку именно его Новозаветное откровение о Святом Духе отличается наибольшею полнотой. У Иоанна также указано ипостасное свойство Святого Духа – исхождение от Отца (Ин.15:26).
Потому в Православии столь важным становится подвиг аскетов-исихастов, стяжающих Благодать Святого Духа, а «мистик» или «тайнозритель» XI века Симеон в честь любимого ученика Христа обретает имя Нового Богослова. А сам апостол Иоанн признается апостолом Восточной Церкви.
Елизавета (Владислава) Николаевна Романова