Большая трансконтинентальная дорога через Евразию по самому короткому (северному) маршруту. Эта перспектива вдохновляет многие здравые умы. Однако похоже, что пока эта тема наиболее четко осознается нашими геополитическими противниками. Они-то, конечно, хотели бы такую дорогу через Россию, но только в полном подчинении ее своей геополитической картине. Очевидно, что Россия, по их мнению, должна стать лишь не самым главным звеном в кругосветной сети транспортных коммуникаций…
Руководитель отечественной компании Российские железные дороги Владимир Якунин ведет активные переговоры с японскими инвесторами. Пока, как сообщают СМИ, он договаривается об участии японцев в создании железнодорожной колеи от словацкого Кошице до Вены. Якунин сделал такое предложение японской стороне на сегодняшнем бизнес-форуме Координационного совета по Транссибирским перевозкам в Токио.
Вместе с тем, известно, что давно уже идут переговоры с представителями ряда стран, в том числе и с Японией, о формировании глобальной транспортной сети, включающей северную дорогу через Россию.
В 2007 году группа инициативных лиц (включая тогдашнего дальневосточного полпреда президента К.Исхакова, важного государственного деятеля Дворковича, губернатора Магаданской области Дудова и др.) озвучила идею мегапроекта Трансконтинентальной магистрали ТКМ — World Link. Предполагаемая протяженность дороги — 6 тысяч километров (из них 4 тысячи на территории России) по маршруту Якутск — Магадан — Анадырь — Аляска с тоннелем под Беринговым проливом. Эта транспортная линия должна, по замыслу ее архитекторов, объединить в рамках единого транспортного коридора скоростную железную дорогу, автомагистраль, линии электропередач, газо- и нефтепроводы, оптоволоконные линии связи.
Очень быстро проект «заглох», а, точнее, о нем перестали говорить в СМИ. Вокруг этой «транснациональной» идеи установилась тишина. Да ведь понятно, к чему огласка таким грандиозным замыслам? Тем более, что идея стала воплощаться по частям. Анализируя ситуацию, убеждаемся, что сегодня «Мировая линия» строится.
Реализуется проект «БАМ 2» — магистраль от Якутска до Аляски с тоннелем под Беринговым проливом. Правда, пока еще окончательно не решено, будет ли под проливом тоннель, или какой-нибудь иной вариант перегона поездов на Северо-американский континент. Существуют проекты соединения Сахалина и Японии. В этом, естественно, особенно заинтересована японская сторона…
Кстати, на бизнес-форуме по Транссибирским перевозкам, что сейчас проходит в Токио, российской стороной будет предложен еще один проект — строительство хаба в особой экономической зоне Моглино Псковской области. Разработкой и реализацией проекта в Псковской области занимается сингапурская компания с мировым именем Jurong Consultants Pte Ltd, которая воплощает подобные вещи по всему миру.
По всей видимости, на форуме в Японии будут затронуты вопросы, связанные с давней идеей «World Link». Не исключено, что речь пойдет о скорейшем формировании надежного транспортного коридора через северную часть России. Особый интерес к этой теме стимулируется стремительным движением Китая в строительстве «Великого шелкового пути». Северная трасса через Евразию — очень серьезный конкурент китайским замыслам.
Только ключевая проблема в том, кто будет управлять нашим северным маршрутом. Складывается впечатление, что мы со своей северной дорогой уверенно встраиваемся в чужой глобалистический проект. Вероятно, какая-то группа лиц из отечественных «держателей акций» получит на этом серьезные диведенды. Однако будет ли в выигрыше Россия? Пока в крайних точках предполагаемой северной магистрали и ее ответвлений, способных усилить соединение западной и восточной частей нашей страны, создаются большие хабы — склады, перевалочные базы для огромного потока различных грузов. На Северо-Западе — Псков, наши северные порты, в первую очередь — Усть-Луга; на Востоке — Владивосток, в перспективе — Южно-Сахалинск, Ванино, Комсомольск-на-Амуре, Магадан, Якутск…
Вроде бы экономически целесообразно. Только где серьезные и долгосрочные проекты заселения наших пустующих территорий, где государственные люди, кадры, мыслящие не тупыми менеджерскими схемами, а думающие по-русски? Дать возможность сингапурским, японским, или американским компаниям строить «хабы» в ключевых геополитических точках России — большого ума не надо. И, видимо, не требуется государственное мышление, чтобы превратить территорию страны в большой хаб, ресурсохранилище и транспортный коридор. Или все надеемся переиграть мировое сообщество? Пример такой «игривой» политики нашего правительства в отношении Украины показывает, что результаты не в пользу России.
Нужны свои проекты и мощные идеи, без участия иностранных инвесторов. Нужно ясно, по-столыпински, видеть национальные интересы России и обращаться не к зарубежным компаниям, а к своему народу.
Игорь Анатольевич Романов,
руководитель проекта «Берег России»