Владислава Романова. Святая Русь на берегах Адриатики
Святая Русь на берегах Адриатики
Заметки из черногорского монастыря Рустово
Черногория готовится в НАТО. С каким-то недобрым ликованием сообщают об этом западные газеты. И, кажется, что теряется чудесная и родная частица Балкан. Но разве можно потерять то, что навечно связано с нами, с православной Россией, незримыми духовными нитями. Прекрасная молитвенная Черногория – часть большой православной семьи. Сейчас она испытывает соблазны, которые обязательно будут преодолены… Ведь сам Христос посреди нас!
…Жаркое солнце и соленый свежий воздух на побережье Адриатического или, как говорят сербы, Ядранского моря. В горах морской воздух смешивается с запахами ароматных лесных трав. По дороге в монастырь — сладкая ежевика на колючих кустах, деревья с зеленоватыми, но спелыми смоквами. Живительный источник воды по пути в гору с посвящением от одной местной семьи – она оформила и украсила родник по восточной традиции, огранив его камнем и снабдив мудрым изречением. В прохладной тени деревьев умиротворение и сладость от запаха трав и пения птиц. Через два километра пути в гору между отдельно встречающимися усадьбами и ухоженными садиками с виноградом и смоквами открывается женский монастырь Рустово.
Сестра Бенедикта, воздушная и утонченная, с любовью приветствует нас:
– Христос Воскресе, дорогие! – так принято здесь приветствовать друг друга у православных.
Прохладная гостеприимница, где на столах стоит холодная ключевая вода, вкусно пахнет кофе и травами, из которых сестры заваривают чай для гостей. Еще скромное постное печенье — оно нам очень нравится.
Сестры не говорят по-русски за исключением одной из них, в прошлом филолога по образованию, которая неспешно и красиво выражает свои мысли русским литературным языком. Остальные сестры нас понимают и так, мы их — тоже. И все довольны и рады встрече.
Маленький женский монастырь Рустово (в Черногории в основном все монастыри маленькие) в горах близ дороги из Будвы в Подгорицу, где внизу, у подножия горы известное курортное село «Святой Стефан» — синее море и полуостров с гостиничками и ресторанами.
А в горах – несколько монастырей и скитов. Они совсем близко к небу. Примерно в полдень каждый день над Рустово нависает облако, как будто зацепившееся за ближайшую скалу и почти скрывающее ее. Постепенно, уже после полудня, когда сестры идут в храм славить Богородицу, облако незаметно рассеивается.
Небольшое пространство цветущей территории обители с аккуратным каменным храмиком-базиликой в центре — типичным для этого региона. Кладка из светло-серого крупного камня, красная черепичная крыша с вынесенной наверх маленькой звонницей для трех колоколов, над которыми возвышается крест. Сейчас храм посвящен Успению Богородицы. Но так было не всегда. Вокруг монастыря множество безымянных могил – гранитные плиты, от времени потерявшие свои очертания, сглаженные и вросшие в землю и мягкую траву, украшенные узорами мха и минеральными разводами как метинами прошедших веков. Они указывают место покоя людей, погибших за свою православную веру. Много сотен весен прошло с тех пор, когда они были живы и главный придел монастыря имел посвящение Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
В Приморье много подобных мест упокоения мучеников, убитых за свою веру… Мученичество с древности стало крестом Балкан и сербского рода.
Эта неприступная каменистая область с высокими черными горами и небольшими клочками плодородной земли в древности называлась Зетой. Это особая земля на православных Балканах, отсюда родом святой Симеон Неманя, отец святого Саввы Сербского, основатель первой сербской королевской династии. Первый сербский мученик князь Йован-Владимир также был Зетским князем.
После падения Византии вольнолюбивые славяне, жители гор не подчинились туркам, австрийцам. Однако это давалось им нелегко – приходилось постоянно воевать и бороться за свою независимость. Среди множества угроз и трудностей сохранялось православие, монашество, сербский язык и балканская православная культура. Многие века сербы из других областей, покоренные турками и австрийцами, с надеждой взирали на эти неподчиненные чужой вере и культуре гористые земли, в надежде, что отсюда могло прийти освобождение и для них.
Благоухающей кровью мучеников, пострадавших от турков, венецианцев, австрийцев, католиков обагрена эта каменистая горная почва. В проповедях черногорских и сербских епископов и священников часто можно слышать, что сербский род спасается мученичеством, тогда как русские – усердной молитвой, а греки – милосердием.
Но русских мучеников и святых также очень чтят и в Сербии, и в Черногории. И в Рустово нас привел удивительный маленький деревянный храм в русском стиле – с узорчатой резьбой, из дерева, с золотой луковкой-куполом и восьмиконечным крестом (что редкость на православном Востоке), посвященный Царственным страстотерпцам – Царю Николаю, царице Александре, царевичу Алексию и княжнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии.
Этот храм построен на черногорской земле не так давно по благословению русского старца схиархимандрита Илия (Ноздрина) и митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича). После завершения служб – утренней, дневной и вечерней в Успенском храме, рустовские сестры идут в Романовский храм с пением тропаря Царственным страстотерпцам и прикладываются к чудотворным иконам, в том числе к Иверскому образу Богородицы, привезенному из России. По утрам в этом храмике сестры принимают артос и святую воду.
В ходе дня, и зимой, и летом, монастырь посещает множество паломников. Их встречает одна из насельниц, рассказывает о святынях. Так люди со всего мира – немцы, итальянцы, румыны, греки – узнают о русских царственных страстотерпцах, об истории Иверской иконы, оказываются на островке Святой Руси на берегу Адриатического моря.
Теперь монастырь всецело посвящен памяти царственной семьи. Две постриженницы уже носят имена в честь убиенных царевен – сестер Ольги и Татианы. Правящий архиерей митрополит Амфилохий пообещал, что при последующих постригах еще две сестры этого монастыря получат имена Мария и Анастасия.
Маленький монастырь, по-женски украшенный словно игрушечка. Повсюду цветы, деревья, рисунки на калитках, изящные кованые ручки, продавница-лавка с изделиями сестер (косметическими, ягодными, травяными, ароматными, сувенирными, духовными). Продается и книжечка — исследование сестер о песнопениях в православной и богослужебной традиции.
В Белграде на теологическом факультете есть даже специальный предмет музыкология, и многие выпускники сербских воскресных школ знают гласы византийского распева, малоизвестные в России.
От сербских служб хорошее впечатление – они глубоко молитвенные, поются знаменным распевом и гласами, мало распространенными в России. На службе атмосфера греческая, но все содержание богослужения понятное, так как язык службы славянский.
…Вечером солнце садится по-южному рано, все багровеет и моментально погружается во мглу. Внизу сияет огнями город Петровац. Поют цикады. Маленькая комната с деревянными балками, узкое окно с видом на море, где штиль. Над морем — полная луна и от нее по морской глади расстилается яркая белая световая дорожка. Иногда вдали видны огни сухогрузов. Мощный маяк на горе во все стороны моря подает световые сигналы, спасая корабли от беды.
Красиво, но нужно ложиться спать, поскольку еще до восхода солнца, в пять утра, било возвестит о начале службы.
Монашеская жизнь здесь – очень органичная и простая, связанная с природой и ее ритмами. Из-за обилия солнца и близости моря она кажется радостной и парящей.
Одна из особенностей духовной жизни в Приморье – значимость фигуры митрополита как отца, пожалуй, не только для монашеских обителей, но для всего православного населения этих мест.
Многие монашеские общины, особенно женские, устремляются туда, где служит митрополит в свои периоды приезда в Черногорию. Очень часто он пребывает в Белграде или в поездках с патриархом Сербским Иринеем. Монахи стремятся послушать пастырское слово владыки Амфилохия и помолиться с ним, взять благословение.
Вместе с сестрами мы попали на один из просветительских вечеров в мужском монастыре Подмайне над городом Будва. Много молодежи и учащихся воскресных школ собрало выступление известного православного богослова архиепископа Захумско-Герцеговинского Афанасия (Евтича), который сейчас на покое и подвизается в черногорском монастыре Твердош.
Приехал семейный ансамбль «Живая старина» из России, теплым вечером в Подмайне на площадке перед собором раздается прекрасное русское пение.
Русская душа делится с сербской своими печалями, радостями, своей устремленностью ввысь, поет о красоте России, о любви к Богу и миру.
В Сербии и Черногории также распространены духовные стихи и переложения псалмов, многие из которых написаны или приписываются святителю Николаю (Велимировичу). Эти духовные стихи изучаются еще детьми в воскресных школах (веронауках). Многие монахи и монахини также знают их.
Владыка Амфилохий – православный богослов, авторитетный духовник, одна из значимых персон в Сербской православной церкви. Он очень известен и любим в России. Сам зетчанин (как любит он называть своих собратьев приморцев) он знает, наверное, все семьи черногорцев. В любой его приезд в деревушку или городок длинная очередь выстраивается за благословением. Люди берут благословение и отвечают на вопросы владыки о том, как поживают их родственники, как обстоят дела в их семьях. Словно лев по своей духовной мощи и невозмутимому спокойствию, он в то же время является утонченной духовной натурой. Любитель и тонкий ценитель сербской культуры и народной мысли — он истинный наследник своего предшественника по кафедре – канонизированного митрополита Черногорского и известного поэта Петра Негоша.
Любовь к сербскому языку, чувство достоинства сербской нации отражается в богослужениях владыки, во всей церковной жизни Приморья.
Кафедральный собор Воскресения Христова в Подгорице во внешнем убранстве имеет одну интересную деталь – входы в храм обрамляют рельефные буквы кириллицы – как символ сакральности алфавита, данного славянам святыми братьями Кириллом и Мефодием. В России, где нет столь явных угроз кириллице, мало кому это могло прийти в голову, включить буквы в число вероучительных моментов, запечатленных в убранстве храма.
Но совсем другое отношение к славянскому алфавиту на границе православия с исламским и латинским мирами, в условиях враждебности к православию местной прозападной политической элиты.
Использование кириллицы отражает принадлежность не только религиозную и языковую, но и национальную, культурную, мировоззренческую и даже политическую.
Еще интересно, что в монашеской и богослужебной жизни церкви органично присутствует сербский язык. На хиротониях, например, редко поется греческое «Аксиос!», а чаще славянское «Достоен!». Не редкость такие монашеские имена, как сестра Васкресения и отец Блажен вместо греческих аналогов Анастасия и Макарий.
…В день нашего отъезда разыгралась страшная буря, проливной дождь и ветер. Когда стихло, мы увидели природное чудо, нигде и никогда не виданное нами. В свежем воздухе дальние горы и небо обрели ярко-фиолетовые цвета, а море, обычно синее, из-за возмутившегося песка у берега стало розово-лиловым. Картины милосердия Божьего после страшной грозы…
Туристы из Европы останавливаются, снимают эти удивительные Божественные рисунки. Они восхищены, но их западный ум вряд ли может вместить чудеса, творимые Господом. Их восприятие мира – рационально и требует четких объяснений. Наверное, им кажется понятным, зачем Черногория идет в НАТО. И видимо не ясно, ради чего черногорские, сербские, греческие и русские мученики приносили свою кровную жертву Богу. Разве уразумеют на Западе, что пройдет вся эта гроза, рассеются натовские тучи и воссияет своей красотой великая православная семья балканских и русских народов…
После картин, оставленных грозой, мы чуть не опоздали на самолет. Случились оползни, и местами размыло дорогу в горах. Добрались до аэропорта, переобули мокрую обувь и – в полет…
Внизу среди моря на узком скальном утесе высокого рифа, выходящего из воды, — одинокий белый храмик. Добраться к нему можно только на лодке. Как островок спасения среди мятущего и бурного моря жизни.
Этот маленький храм — символ Литургии среди вневременных стихий природы и человеческого мира. Символ того, как веками на каменистой земле Приморья возносилась православная молитва Святой Троице, приносилась безкровная жертва.
Крохотная белая церковь среди сине-зеленых волн. Как маяк, светящий Светом Христовым Черногории и России, всем нашим православным славянским народам, чьи мученики и исповедники словно восклицают нам: «Христос посреди нас»!
Запись опубликована в рубрике
Геополитический взгляд. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.