Георгий Громов, Русская народная линия
29.07.2009
Удивительное время мы переживаем сейчас. Часто повторяется слово кризис. Кризис позволяет оправдать многие возникающие проблемы на работе и в быту, ошибки, возникающие в принятии управленческих решений, в беззаботном отношении к кадровым ресурсам организаций.
Когда говорят о кризисе, имеют в виду в первую очередь экономическую ситуацию. Однако это кризис человеческих отношений. Конечно, он проявился и на государственной службе, причем и на самом высоком уровне.
Общий эмоциональный фон в верхних слоях государственной власти сегодня довольно напряженный. Руководящие сотрудники заметно нервничают, в них не чувствуется уверенности в собственных полномочиях и будущей карьере. Настоящая ситуация не дает никаких гарантий. При этом не нова мысль о том, что в современной системе государственной власти все труднее встретить настоящих руководителей, способных жертвовать собой ради России и понимающих масштабы страны, ее историческую роль и предназначение. Большей частью среди современных государственных управленцев мы встречаем эдаких европейских менеджеров, имеющих неплохое образование, весомые рекомендации, в совершенстве владеющих ПК и иностранными языками. Однако эти люди зачастую оказываются малоспособными к принятию настоящих государственных решений. В большинстве они замотивированы лишь на карьеру и власть.
Современный госслужащий среднего уровня мечтает стать большим начальником и функционирует в непрерывном режиме, как заведенный моторчик. Он выполняет задачи своего непосредственного руководителя, а зачастую и те задачи, которые ставятся напрямую начальником его начальника. В большинстве своем эти задачи представляют поток каких-то беспорядочных и совершенно разнокалиберных посылов, хаотично возникающих в голове государственного менеджера.
Инициатива подчиненных в современной системе государственной службы фактически отсутствует, есть лишь ее видимость. Инициативным скорее считается человек, который вовремя уловил настроения начальства, распознал возникшие тенденции и предлагает то, что начальнику приятно, что он обязательно одобрит. По сути, «инициативный» озвучивает то, что думает начальник. И таким образом получается, что инициатива по проведению каких-либо мероприятий не навязывается начальником, а исходит снизу.
Есть еще понятие «человек команды». Сегодня это рассматривается как обязательное условие успешного прохождения по службе. Подумать только, как может приветствоваться существование каких-либо команд в системе власти единого государства? Ребята, вы чего, одурели? — хочется задать эмоциональный вопрос. Ведь это одна страна, одна Россия.
«Ты — не человек команды», считай, что в системе органов власти ты вообще не человек. А что значит, стать человеком команды? В идеале это означает освободиться от собственного эгоизма и подчинить свои интересы интересам группы, с которой ты идешь к достижению общей цели. Разделяя общую цель, ты отказываешься от собственных амбиций и работаешь на команду, чтобы вместе с ней достичь того, чего не достичь одному. В то же время команда заботится о тебе и поддерживает тебя.
Но, это — в идеале. В российской системе государственной власти возникло множество команд, ближайшая цель у которых одна — власть. Вот только распорядиться этой властью команды желают по-своему. По сути команды, о которых идет речь — это кланы, ведущие между собой незримую войну. Хотя на определенных этапах они могут договариваться между собой. Если ты не принадлежишь ни к одному из этих кланов, то в государственном управлении тебе делать нечего.
Сейчас человеку по-настоящему государственному, стремящемуся приложить свои профессиональные усилия на благо России, практически невозможно оказаться на тех должностях, где принимаются ключевые решения. Ведь думая об интересах страны, такой человек может просто позабыть об интересах клана. А зачем ты такой нужен «команде»? Ты сразу становишься амбициозным, неудобным. Ты — не человек команды.
Поскольку у тебя есть знания и опыт, конечно, ты будешь востребован (кому-то ведь надо работать), но только там, где твое мнение не играет никакой роли, там, где ты не сможешь ни малейшим образом влиять на ход событий, там, где ты в конечном итоге можешь просто стереться как личность и стать наконец-таки безликим серым функционером, четко выполняющим волю «команды».
Одна характерная черта современного государственного управления — хамство при невысоком уровне профессионализма. Чаще хамят руководящие сотрудники. Тем самым они пытаются «поставить себя» и определить жесткую вертикаль в отношениях с подчиненными. На самом деле истоки такого поведения заключаются скорее в слабом знании предмета управления и связанной с этим боязни подчиненных. Хамство просто иногда позволяет деморализовать противника, коим является нижестоящий сотрудник (ведь его можно рассматривать и как конкурента). Хамство — это лишь одна из форм манипулирования другими сотрудниками. Умение манипулировать является очень необходимым навыком. Современное манипулирование на госслужбе часто построено на том, чтобы убедить сотрудника в его никудышности, слабой профподготовке.
Современное государство в России сегодня очень слабо проявляет заботу о кадрах, не бережет человеческие ресурсы, тем самым фактически не гарантирует сохранение и воспроизводство нации. В государстве практически уничтожена системная кадровая политика. По большей части создается видимость ее присутствия. Зачастую в госаппарат люди подбираются случайно. По принципу «кто кого рекомендует или кто кого знает». В результате эти люди, не имея прямой мотивации государственного служения, создают такую же случайную, маргинальную среду на госслужбе. И эта маргинальность уже не терпит рядом с собой людей, способных отличить «черное от белого», то есть тех, кто четко эту самую маргинальность определяет, видит. Если бы на госслужбе доминировали мастера своего дела (а любой мастер имеет прямую мотивацию в выполняемой им работе), то они смогли бы преодолеть эту маргинальность, подтягивая других до своего профессионального уровня. Маргинальность не терпит профессионалов, она разрушает эту среду и притягивает себе подобных. Маргиналы подсознательно устраивают работодателей, поскольку ими легче манипулировать, они плохо знают свои права и обязанности, их без особого труда можно взять на работу и также легко уволить. Маргинал не знает цену своему труду. Это не значит, что у него всегда заниженные притязания, наоборот, порой они совершенно необоснованно завышены.
Часто бывает так: молодому маргиналу от госслужбы дают возможность занять высокую должность, превращая его в технического исполнителя, проводника воли какой-то группы лиц, далекой от государственных интересов. Сегодня можно увидеть множество примеров пребывания молодых неопытных людей на высоких государственных должностях. Как правило, «за этими людьми кто-то стоит». Образ мысли, взгляды и жизненные приоритеты этих людей очень не соответствуют масштабам нашего государства, его миссии в истории человечества. Эти ребята просто теряются в историко-культурных, социальных, геополитических измерениях России.
Государственная должность большинством этих ребят рассматривается как источник материальных благ и возможностей самоутверждения в обществе. Современные управленцы, особенно молодые, соревнуются, кто «запрыгнет» выше. Они играют, балуются и выпендриваются друг перед другом. Сравнивают, кто круче устроился. Отдельные показатели крутизны: кабинет с приемной, служебная машина с водителем, правительственная связь… Еще важно, с кем ты тусуешься. Коррупция в таких ценностных измерениях растет опережающими темпами.
В текущий исторический момент в стране наблюдается острый дефицит настоящих лидеров. Отсутствует сама система их выявления и подготовки.
А ведь мало быть лидером, нужно еще уметь управлять коллективом. Не манипулировать, как это делают менеджеры, а именно управлять. Это умение нужно начинать формировать в детском возрасте. Сегодня требуется система, которая в течение полутора — двух десятков лет позволит подготовить поколение новых руководителей, владеющих практическими навыками управления и усвоивших их с детства.
Естественно, что будущие руководители государства должны воспитываться не в тупиковых ориентирах потребительского общества, а в православной среде на основе православных ценностей. Россия — страна православная. Здесь уживается множество конфессий, но православие является базовой национальной религией, духовно-культурной основой русского народа. Нужны православные школы управления, в которых дети смогут получить качественное образование в соответствии с государственным стандартом и при этом научиться управлять. Ведь уметь управлять нужно каждому.
Как, наверное, по-детски наивно выглядят на фоне морально-профессионального разложения системы госслужбы в современной России следующие фразы.
Настоящее служение Родине строится на Вере в Бога. Верующий человек знает, что любовь к Отечеству и готовность к самопожертвованию ради него — одна из самых высоких добродетелей в жизни…