Николай Павленко: «Россия — уникальная страна-цивилизация, возникшая на основе Православия»

 

Православная идея соборности

и солидаризация российского общества

Павленко Николай Юрьевич, преподаватель ЦОУ «Регентская школа Ставропольской и Невинномысской епархии», магистрант Северо-Кавказского федерального университета по специальности теология

Понятие «соборность» содержится в Символе веры Православной Церкви, как оно из важнейших свойств последней и в переводе с греческого буквально означает «всеобщность», «вселенскость». Значение этого термина также очень хорошо раскрывается в русской философии славянофилами, в первую очередь, — А.С. Хомяковым в рамках его учения о Церкви как органическом целом, как о теле, главой которого является Иисус Христос. Церковь, прежде всего, есть духовный организм, целостная духоносная реальность, а потому все члены Церкви органически, а не внешне соединены друг с другом, но внутри этого единства каждая личность сохраняет свою индивидуальность и свободу, что возможно только в том случае, если единство зиждется на бескорыстной, самоотверженной любви. Только тогда постигаются истины веры, ибо полная истина принадлежит всей Церкви в целом, а не одному лицу или учреждению, сколь бы авторитетны они ни были. Человек находит в Церкви самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, но в силе своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем. Соборность — это свободное вселенское единство членов Церкви в деле совместного понимания ими правды и свободного отыскания пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности – единая жизнь в единой истине.

Сегодня многими в России предлагается заимствованная идея гражданского общества, в которой изначально заложена парадигма конфликта между народом и властью, разными общественными институтами, разными слоями населения, система перманентных противостояний, конкуренции  и борьбы, якобы неизбежных и необходимых для прогресса. Эта идея противоречит самосознанию нашего народа. Нашим идеалом, напротив, является солидарное общество, общество социальной симфонии, где разные слои и группы, разные народы и религиозные общины, разные участники политических и экономических процессов являются не борющимися друг с другом конкурентами, а соработниками. И конкуренция в таком солидарном обществе поощряется как соревновательность, но не как борьба за выживание – безумие, принесенное в Россию с Запада. Святой преподобный Сергий Радонежский научает нас «воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». Для нас органична мысль об обществе, как об обществе-семье, в котором конфликты противоестественны, в котором власть, являющаяся частью общества, органично существует вместе с этим обществом и внутри него.

Идея человеческой солидарности пронизывает нашу историю и культуру на протяжении многих веков. Со времен Крещения Руси слова Спасителя о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13), подобно камертону, настраивали мысли и чувства наших предков на служение евангельскому нравственному идеалу. Выдающийся русский философ Иван Александрович Ильин определял государство исключительно через понятие солидарности, называя его «организованным единением духовно солидарных людей». Эта модель человеческих отношений восходит к тому образу Церкви как тела, который мы находим в посланиях святого апостола Павла: «Членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения… Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:20-25). Слова апостола открывают замысел Бога о человеке и любом человеческом объединении: мы все призваны к братскому сотрудничеству и к заботе друг о друге.

Степенью развитости таких отношений между людьми во многом определяется весь социальный потенциал общества и государства. Размер социального потенциала общества прямо зависит от степени единства, взаимной поддержки, сотрудничества и доверия его граждан друг к другу, созидательности идеалов и мотиваций социального потенциала. Чем этот уровень выше, тем большими ресурсами обладает государство. Социальный потенциал – это реальные и потенциальные возможности людей, используемые ими для повышения качества собственной жизни и жизни всего общества и формирующиеся как следствие включения человека в прочные коллективистские связи, установления и выполнения взаимных обязательств между людьми, укрепления между ними отношений ответственности и солидарности.

Изначальная причина глобального экономического кризиса находится не в сфере финансовых и экономических отношений. Она определяется духовно-нравственной, психической, эмоциональной и культурной  деградацией общества. В сложившейся обстановке наиболее востребованным становится ресурс позитивных человеческих отношений, требующий создания между людьми атмосферы доверия, взаимопонимания, поддержки и взаимной ответственности, которые объединяют граждан в единое целое.

Качество человеческих отношений определяется степенью единства и уровнем солидарности граждан, достигнутыми в рамках существующего правового поля, при главном условии — наличии духовного здоровья и соблюдения позитивных традиционных нравственных норм. Необходимо корректировать отношения между людьми, существенно деформированные в 1990-е годы из-за образовавшегося духовного и идеологического вакуума, который стал наполняться гедонистическими ценностями, культом наживы и насилия. Тогда в социальных отношениях начали активно утверждаться недоверие и повышенная агрессивность, усилились межличностные и межгрупповые конфликты, существенно вырос уровень преступности, в том числе связанной с обманом и спекуляцией на доверии.

Существенно дискредитированными оказались в настоящее время коллективистские ценности (дружба, солидарность, взаимная поддержка), которые часто рассматриваются как устаревшие понятия. В течение последних десятилетий ослабла консолидирующая роль семьи, и снизилось значение семейных ценностей, что негативно влияет на демографические показатели.

Низкий уровень взаимного доверия и ответственности в отношениях между гражданами не только разрушительно воздействует на духовно-нравственную атмосферу в обществе,  на отношения между гражданами и властью, но и создает существенные препятствия для реализации социально-экономических проектов и программ. Они, в свою очередь, не могут быть успешно осуществлены в разобщенной среде, в которой каждая социальная группа преследует свои корпоративные интересы, а каждый отдельный человек остается наедине со своими проблемами.

Настоятельным вызовом времени становится восстановление социальной солидарности как следствия осознания людьми общности своих интересов с интересами региона, страны, сограждан, коллег, близких людей, готовность их к коллективным действиям, систематической взаимопомощи и взаимной поддержке. Социальная солидарность опирается на  духовно-нравственное здоровье личности и коллективов, взаимное доверие (лояльность) сограждан и их взаимную ответственность и должна стать одним из основных принципов организации общественной жизни. Она является важнейшей предпосылкой патриотизма, представляющего собой идеалы, идеологию, внутреннее состояние любого здорового общества. Принцип солидарности — это, не только провозглашение идей, но и запуск огромного спектра экономических и культурологических процессов, способных изменить образ и качество жизни людей. Необходимо создание цивилизационной инфраструктуры, которая способна качественно повлиять на систему воспитания молодежи и послужить сближению людей разного достатка.

На фоне колоссальных инвестиций, которые планируется осуществить в строительство дорог, мостов, в другие объекты инфраструктуры в стране из камня, железа, бетона, необходимо создавать индустрию цивилизационных товаров и услуг, инфраструктуру центров национального досуга и национальной жизни. Темы приоритетной поддержки нравственности, самобытного календаря национальных и региональных праздников, широкого использования медиаторских процедур, новых принципов финансирования покупки жилья, оплаты медицинских услуг, получения образования, активного участия жителей в муниципальном управлении — все это современные механизмы, реально способствующие развитию солидарности и формированию цивилизационной идентичности в стране.

Концепция солидарного общества возникла в ходе обсуждений, направленных на поиск соборной общественной стратегии, актуальной для ХХI века. Главный акцент сегодня нужно делать на качестве общества, в котором мы живем. Если для западной политической традиции характерна концепция «войны всех против всех», то наше традиционное русское общество — изначально соборное общество — живет по принципиально другим социальным закономерностям. Это действительно общество-семья. Многие выдающиеся русские мыслители говорили о том, что реальными шансами в истории обладают только консолидированные нации. В консолидации нуждается Россия и сейчас. Концепция солидарности имеет и цивилизационное значение. Идея цивилизационной идентичности играет для нас ключевую роль. Мы считаем, что Россия — уникальная страна-цивилизация, возникшая на основе Православия и сплотившая вокруг русского государствообразующего народа множество этносов, принявших общую идею цивилизационного развития. Поэтому еще одна идея, которую несет понятие солидарного общества — это солидарность народов, живущих в России.

Сегодня главным направлением в решении задачи улучшения качества жизни и человеческих отношений становится формирование солидарного общества, основанного на соборных началах церковного единства во Христе Спасителе. Именно духовное единение в Боге на основе жертвенного служения взаимной любви способно сегодня удержать российское общество от сползания в бездну духовно-нравственного разложения и морально-ценностного релятивизма, а значит, через искреннюю солидарность граждан в обустройстве жизненной среды окружающего мира обеспечить планомерное и благополучное развитие социального процесса.

Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.