Красиво и живописно расположено село Алексеевка. В широкой долине, с трех сторон защищенной высокими сопками, покрытыми густым лесом-тайгой. Храм преподобного Тихона Калужского находится на склоне одной из сопок на опушке леса, еще с Владивостокской трассы можно приметить и разглядеть его звонницу и пять куполов, увенчанных золотыми крестами.
Старинный храм, освященный в 1916 году, богоборческие власти закрыли, переоборудовали под клуб. Такая участь постигла тогда многие церкви.
А Храм оставлен и закрыт,
Забыт с годами.
Здесь ничего не говорит
Теперь о храме.
Здесь клуб и танцы, и кино.
Алтарь где – сцена,
И выцвели уже давно
Кресты на стенах…
В средине девяностых годов благочестивая жительница села раба Божия Раиса собрала подписи односельчан, отправила письмо в Москву, добилась передачи клуба Православной Церкви. За это пришлось ей претерпеть скорби и искушения.
А тогдашний председатель колхоза, когда увидел разрешение из Москвы, ударил ее кулаком в лицо. Не жалея свою пенсию, Раиса вместе с односельчанами сделала пол, побелила стены, перекрыла крышу. И начались редкие, один раз в месяц, церковные службы, которые проводили священники женского монастыря во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы села Раздольного.
Кстати, с крышей произошла целая история, об этом бабушка Раиса рассказывала всем и много раз. За перекрытие крыши местный житель запросил три тысячи рублей. Работа близилась к концу, а у Раисы была лишь половина этой суммы. На следующий день работа уже должна была быть закончена и строитель сказал: «Вот так, если завтра не будет трех тысяч рублей, я за полчаса сломаю всё, что сделал». Опечалилась Раиса, плакала, молилась…
А в это время, в эту же ночь, одной женщине из Владивостока снится сон. Седоволосый старец просит её поехать в Алексеевку и пожертвовать на храм полторы тысячи рублей, которые были отложены на лечение племянницы. Отдай эти деньги на храм, а племянница и так выздоровеет, — сказал старец. Утром женщина начала всех спрашивать, где эта Алексеевка. И отправилась в путь. Нужная сумма была доставлена как раз в срок. А когда они с Раисой зашли в храм, женщина на бумажной иконе Преподобного узнала того старца, которого видела во сне. Об этом стало известно священнослужителям и правящему архиерею. Решили провести капитальный ремонт и восстановить храм.
Вскоре реставрация храма была поручена Покровскому приходу Уссурийска.
Приехали с Украины родные братья диакона Владимира и вместе с прихожанами за пять месяцев храм был построен практически заново, сохранили только стены. Работы велись не глядя на суровые приморские морозы с 6 утра до 24 часов, а иногда и дольше. Мы с супругой Зинаидой частенько приезжали к ним, привозили тёплые вещи, на наших глазах за пять месяцев храм приобрёл современный вид. Старожилы указали на место, где раньше был святой источник. Его расчистили, оборудовали и построили колодец. Над колодцем возвели часовню с иконой Преподобного Тихона.
Когда начали перестраивать колокольню, на чердаке под слоем глины были найдены колокола! Они-то и зазвучали здесь на временной звоннице, впервые после стольких лет молчания – ожившие колокола, пришедшие к нам из того далекого времени, из Святой Руси.
Скромные труды бабушки Раисы не остались незамеченными. В день великого освящения храма 29 июня 2006 года Владыка Вениамин вручил ей благодарственную грамоту и свою книгу «Священная Библейская история».
После того, как построили храм, раба Божия Раиса прожила совсем недолго. Совершила паломническую поездку на Святую землю. Последнее время она тяжело болела, но уже прикованная к постели, молилась и принимала Святое Причастие. Молитвы за упокой её души звучали здесь, в храме Тихона Калужского, который она сохранила для всех нас. Слава Богу, нашлись добрые люди, показавшие мне на сельском кладбище могилку рабы Божией Раисы. Поминаю ее в утренних молитвах. Поминаю и тогда, когда путь мой лежит мимо села Алексеевка.
Николай Федорович Капшитарь,
город Уссурийск