В силовых ведомствах наблюдаются мощные процессы реструктуризации. Идет довольно серьезная ломка постсоветских конструкций. СМИ сообщают, что «ФСБ ждут большие перемены, переименование и, по сути, преобразование службы в гигантское Министерство государственной безопасности времён Виктора Абакумова и Лаврентия Берии».
Часть силовых ведомств уже сокращена, а их функции переданы в другие структуры. В частности, недавно мы наблюдали исчезновении ФСКН и ФМС, что вполне обосновано. Эти ведомства вообще могли бы и не появляться, поскольку ранее весь их функционал находился в ФСБ и МВД.
Выдвигаемые экспертами версии о создании МГБ — Министерства госбезопасности — пока не вызывают больших дискуссий, связанных со статусом МВД. Хотя Министерство внутренних дел может стать частью единого органа, обеспечивающего внутреннюю безопасность в стране.
Однако есть ли необходимость городить огород и выдумывать новые названия, перетасовывая закостеневшие системы?
Исторически главным ведомством страны, обеспечивающим социальный порядок в государстве и внутренний баланс в обществе, являлось Министерство внутренних дел. Министр внутренних дел согласно Манифесту об учреждении министерств, появившемуся в 1802 году, должен был «печься о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи».
До революции МВД занималось различными вопросами, от переселения до почтовых дел. В ведении министерства были даже губернские и уездные администрации. В фокусе внимания находились религиозные, национальные вопросы, процессы переселения. Полицейские функции выполнял департамент полиции. По сути, МВД Российской империи являлось главной опорой Государя в реализации внутренней политики страны.
И тогда руководителями ведомства чаще назначались не выходцы из полицейской среды, а гражданские государственные деятели. Достаточно вспомнить таких ярких министров внутренних дел, как Вячеслав Константинович фон Плеве и Петр Аркадьевич Столыпин.
Сегодня в России нет структуры подобного назначения и эффективности. Хотя постепенно статус МВД усиливается, поскольку туда уже частично вернулись вопросы, связанные с незаконным оборотом наркотиков и противодействие нелегальной миграции.
В России фактически отсутствует какой-либо единый государственный орган, который занимался бы вопросами внутренней политики. Министерство внутренних дел сейчас — это силовой механизм по решению задач преимущественно оперативного характера, фактически без государственно-стратегической доминанты.
Вместе с тем, здоровье социального организма, его безопасность определяются в первую очередь прочностью духовно-культурного скрепляющего ядра в обществе, его идеологией. Практика показывает, что весьма сложно бороться, например, с коррупцией, если в общественной системе доминирует стремление к потреблению материальных благ.
По-видимому, нужна полная функциональная и институциональная «перезагрузка» МВД. Сегодня требуется усиление «вертикали власти» в МВД. При этом силовая составляющая должна стать полностью подчиненной государственно-политическому началу.
Попытки внести государственно-политическую доминанту в работу МВД уже осуществлялись. И, конечно, «истинные милиционеры» были недовольны этим. Однако это скорее «кастовое» неприятие. Такие вещи со временем проходят.
Сегодня требуется перерождение МВД во внутриполитический орган, где привычная «карательная» функция минимизирована и является лишь инструментом сохранения общественного порядка.
Целесообразным представляется формирование единой структуры, более весомой и мощной, чем предполагаемое формирование госоргана, наподобие Министерства госбезопасности. Нужно вернуться к имперскому опыту. Создать такой орган государственной власти, где главной целью было бы сохранение внутриполитического порядка в стране, основанного на традиционных российских ценностях и традициях, на православии и русской культуре. Такой структурой было Министерство внутренних дел образца Петра Столыпина.
Скорее сегодня возможно формирование Министерства внутренней политики. Это министерство могло объединить функции ФСБ и сегодняшнего МВД, вобрав в себя все ключевые вопросы, связанные с внутриполитическим балансом государства. Причем, губернаторы регионов должны будут перейти в подчинение министру внутренней политики.
Берег России