Воскресение на мысе Эгершельда

Воскресение на мысе Эгершельда

64904С просторного крыльца Покровского собора во Владивостоке видно море. Океан, Амурский залив. В это необычное декабрьское утро океан синий, залитый южным солнцем. Наше Приморье – край, напоминающий Грецию. Только крещенские морозы стирают греческие черты и делают эти места похожими на Якутию. Сегодня во Владивостоке как на Халкидики. Тепло по-весеннему. Влажные следы снега, растопленного солнцем, уже высохли. День памяти святого благоверного князя Александра Невского. В чудесный воскресный день. Почти свободная от машин утренняя дорога. После воскресной службы Владивосток словно умыт апрельским дождем. Приморье часто пребывает в иных сезонах. Апрельское тепло в декабре. Синее небо в слепящих потоках солнца в те дни, когда должно быть хмуро и холодно, как и подобает в начале зимы. А нередко августовские вечера в густой зелени задерживаются здесь до конца сентября. В марте бывает май. А в феврале вдруг капает с крыш весна. И никакой в этом путаницы. И весь год здесь теплое голубое небо…

От Покровского собора до каменистой косы, уходящей почти в середину пролива Босфор Восточный, всего лишь десятиминутная прогулка на легковом автомобиле. Машина выезжает прямо к белому маяку на Токаревской кошке, которой заканчивается мыс Эгершельда. Мыс назван в честь Густава Христофоровича Эгершельда, русского морского офицера, участвовавшего даже в обороне крепости Свеаборг. В июле 1855 года англо-французская эскадра открыла огонь по русской крепости Свеаборг в Балтийском море. Тогда русские выстояли. Хотя сегодня по этим фортификационным укреплениям водят туристов, а сама крепость принадлежит Финляндии и является одним из районов Хельсинки. Тогда во время обороны Свеаборга, в которой участвовал Эгершельд, произошел чудесный случай. В двери собора Александра Невского, где молилась часть защитников Свеборга, влетел артиллерийский снаряд. Осколком была ранена икона святого благоверного князя Александра Невского, но никто из молящихся не пострадал. Как защищал князь Святую Русь и русский народ, так и теперь он явил свое заступничество русским.

Густав Христофорович Эгершельд в 1860 году был направлен на Дальний Восток. Здесь он обеспечивал охрану только что возникшего военного поста на берегу бухты Золотой Рог. Эгершельд вел морские исследования близ Владивостока, занимался обеспечением военных постов Южно-Уссурийского края. Густав Христофорович по праву считается одним из основателей города.

В современном Владивостоке не много достойных и содержательных упоминаний о капитане 2-го ранга Густаве Христофоровиче Эгершельде. Чаще имя этого русского героя звучит как синоним скалистого мыса, уходящего в пролив Босфор Восточный.

«Смотри, вот солнце за Эгершельд садится», или «я живу на Эгершельде», или «пробка на Эгершельде в сторону города» — незатейливые фразы, подобные этим, давно захламили в сознании жителей Приморья духоподъемное чувство от понимания величия людей, создававших этот край. А ведь наши предки, наши славные устроители Дальней России – русские герои и богатыри – живы и взирают на эти величественные земли с Небес. Какими предстаем мы в их глазах? Стыдно думать об ответе на этот вопрос. Масштаб личности сильно изменился за последние 100-150 лет. Генерал-губернатор Муравьев-Амурский и губернатор Миклушевский – чувствуете разницу?

…Каменистый мыс, с которого начинается Россия. Несколько дней назад захватил Приморье снежный ураган. Ветер срывал кровлю с домов и вспенивал океан. Могучие волны выворачивали на берег Токаревской косы галечное дно вместе с его обитателями. Крупные брызги разбивались о стены белого маяка, свет которого пробивал крутящуюся снежную пелену. Как русская крепость Свеаборг, непреступен для ураганов старый маяк на самом начале России.

Маяк построен в 1910 году и назван в честь Густава Христофоровича Эгершельда, прибывшего сюда для зимовки и охраны Владивостока на корабле «Гридень» из Кронштадта.

Какая великая история нашего народа открывается здесь на этих живописных и суровых берегах Тихого океана. И какая боль за то, какими стали мы – русские. Мелкие, покрытые льдом крабы, креветки, моллюски и водоросли – берег устлан этими морскими существами, выброшенными штормовой волной. Как напоминают эти замороженные морепродукты состояние спящего общества Южно-Уссурийского края!

…Яркий, залитый южным солнцем, декабрьский день на каменистой косе мыса Эгершельд. Мягкая по-осеннему теплая зима – как на Халкидики. Воскресение и память святого благоверного князя Александра Невского. В этой радостной декабрьской свежести у самого края прозрачной океанской волны еще слышны песнопения и колокольный звон со службы в Покровском соборе Владивостока. В ожидании Рождественского чуда уже поют в русских церквах: «Христос рождается, славите!». Какое красивое, глубокое и просторное наше русское Православие! Наш Тихий океан, наверное, — это символ русской православной веры…

…Святой Александр Невский, наши святые и наши благочестивые предки – защитники земли Русской. Они как маяки в океане. Может быть, их молитвами и подвигами воскресит Господь Святую Русь. И пусть хоть на короткое мгновение, как свет маяка, осветит она всю планету своим истинным величием и славой!

И.Р.

Запись опубликована в рубрике Образ нашего берега. Добавьте в закладки постоянную ссылку.