Переселение соотечественников — правительство выделяет 5 миллиардов рублей в провальную Госпрограмму

Премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании Правительства России 18 апреля 2013 года заявил, что процесс переселения соотечественников в Россию является позитивным, а поддержка этих людей — весьма важный фактор развития, так как позволяет привлечь в экономику России востребованных специалистов.

В ближайшие три года финансирование программы добровольного переселения соотечественников составит 5 млрд рублей.

Конечно, трудно поспорить, что переселение соотечественников в Россию – процесс позитивный. Однако в высказываниях нашего премьер-министра мы опять видим количественный подход к социальным явлениям, имеющим в первую очередь качественное значение. Все тот же экономический взгляд – переселенцы как ресурс для экономики. Сегодня результаты такого подхода очевидны — наблюдатели признают Госпрограмму переселения соотечественников несостоявшейся в первую очередь в качественном отношении. К нам возвращаются люди, не всегда имеющие прямую мотивацию вернуться на Родину, часто с низким культурным и профессиональным уровнем. В новой редакции Госпрограммы обозначены приоритетные категории переселенцев. Однако главный критерий здесь — все та же экономическая полезность. По всей видимости, такой подход заимствован у стран, сделавших некогда ставку на трудовую миграцию. Хотя, сегодня эти государства, в частности, Германия, Франция, оказались в весьма затруднительном социальном и культурном положении, обусловленном в первую очередь массовой экономической иммиграцией.

И, в принципе, это вряд ли может иметь какое-то отношение к проблеме переселения соотечественников.

Удивляет, что старательно копируя зарубежный миграционный опыт, мы не видим там целый ряд самых существенных моментов. Похоже, остается без внимания миграционная практика и работа с соотечественниками в Израиле, где есть очень успешные результаты. Например, в соответствии с израильским законом о возвращении, право на репатриацию еврей имеет лишь в том случае, если он не исповедует другую религию, кроме иудаизма. Оказывается, некоторые серьезные государства не делают акцента на экономической отдаче от своих соотечественников — важнее принятие переселенцами общей государственной идеи, основанной на духовном фундаменте.

Когда в экспертных и политических кругах постсоветской России заговорили о переселении соотечественников, появились высказывания о необходимости разработки программы репатриации русских. Но, эти предложения не были поддержаны государственной властью.

Сегодня, по словам министра регионального развития И. Слюняева, среди участников Госпрограммы русские составляют чуть больше половины (61%) общего потока. Учитывая, что понятие соотечественник у нас имеет довольно абстрактное значение, нередко к нам едут люди совершенно иной культуры. Причем минимальна экономическая отдача от возвращения этих людей. Люди устраиваются на рабочие места, которые, как правило, мало востребованы местным населением. При этом, как сообщают СМИ, нередко переселенцы «на местах» сталкиваются с вымогательствами и взяточничеством при попытках своевременного получения нужных документов, выплат и пособий. Чаще современные участники Госпрограммы, попадая на новые территории, встраиваются в сложившуюся систему социально-экономических отношений, порой изрядно пропитанную духом коррупции. И даже те соотечественники, которые имели сильную мотивацию вернуться в Россию и быть «полезными своей Родине», становятся заложниками существующей ситуации.

Госпрограмма переселения соотечественников не оправдала ожиданий и в количественном отношении. Предполагалось, что в Россию вернутся не менее 300 тысяч человек до 2012 года. Однако всего переехало к нам около 125,5 тысяч переселенцев. И с этой точки зрения проект оказался эффективным лишь на 50%.

Процесс разработки Госпрограммы практически не имел под собой никаких серьезных научных исследований. Опирались лишь на «экспертные» оценки. Не изучалась мотивация переселения. Да, и сегодня этому не уделяется внимание. Достаточно взглянуть на критерии, по которым осуществляется весьма затратный мониторинг процесса реализации программы. По сути это обыкновенная «паспортичка», то есть стандартный набор общих характеристик участника Госпрограммы (страна исхода, пол, возраст, образование, специальность и т.д.). Отсутствует полная социально-психологическая, социокультурная картина переселения соотечественников.

Качественная сторона возвращения переселенцев, похоже, затмевается ориентиром на количество участников Госпрограммы и финансовых средств, направляемых на ее реализацию.

Эксперты все чаще говорят, что сегодня попытка следовать в русле принятой в 2006 году Госпрограммы переселения соотечественников ведет в тупик и все больше похожа на нецелевое расходование бюджетных средств.

В реализуемом проекте отсутствует главноеидея, реальный смысл переселения. Переезд ради того, чтобы стать экономическим ресурсом, представляется весьма сомнительным процессом, с мотивационной точки зрения.

Пора отказаться от экономического подхода к регулированию социальных процессов. Очевидно, нужно направить средства не на реализацию малорезультативных программ и попытки что-то в них усовершенствовать, а на формирование стратегии укрепления русского социокультурного ядра России. Этому и должна подчиняться переселенческая политика в отношении наших соотечественников за рубежом. И в этой политике должны существовать твердые государственные гарантии нашим репатриантам, представителям настоящего Русского мира, основанного на Православии и русской культуре.

Игорь Романов, руководитель проекта «Берег России»

Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Переселение соотечественников — правительство выделяет 5 миллиардов рублей в провальную Госпрограмму»

  1. Константин говорит:

    Волна репатриации на патриотической основе, свободная выдача паспортов РФ — вот что привлечет соотечественника. Мало кто из 30 млн. русскоязычных соотечественников поедет в районы, которые видели только на карте. Это утопия. А вот получить вид на жительство, и потом свободно работать в России, найти желанный сердцу кусок земли для проживания — кратчайший путь к успеху. К примеру, захочет соотечественник переехать в Россию. Докажет (как и в других странах) наличие предков, исконно проживавших в России. Выдайте ему вид на жительство (занесите в базу данных). Пусть найдет себе жилплощадь, зарегистрируется (как и миллионы мигрантов) и ищет (на этом основании) работу. Найдет, пусть работает (с видом на жительство легко трудоустроиться, и не только в злачные сферы), не обязательно на одном месте. Не найдет в одном городе, найдет в другом, в случае чего — помогут родственники. Поработает два-три года, честно два-три года будет платить налоги, представит справку о том, что имеет прописку и медицинскую страховку — дайте российский паспорт. Не захочет — уедет обратно в страну проживания. Зачем изобретать столь сложные институты совершенствования миграционного законодательства, писать лояльные и не патриотичные концепции?
    Или учить миллионы мигрантов русскому языку, в то время как в странах СНГ русских заставляют этот язык забыть!
    Продвижение концепции займет больше 10 лет. У нас нет на это времени. И наши предки не для того родились в России и воевали за Родину, чтобы мы вернулись на Родину в рядах гастарбайтеров.
    Да и концепция, выскажу опять-таки свое субъективное мнение, сырая и недоработанная.
    Она не отражает правдиво всё происходящее в России, как и не предлагает объективного выхода из ситуации. А вот со списком авторов, писавших ее, с удовольствием ознакомился бы. Интересно, в чьих руках наши судьбы?
    Есть уверенность, что выход из сложной ситуации будет найден. Не скоро, пройдут годы. Тогда, когда будущее правительство РФ увидит что путь развития России — путь духовный, путь нравственный. Родина соберет своих сыновей. Потомков тех, кто строил Россию. Воевал за нее. Дорога домой не будет загромождена бюрократическими препонами.

    http://ruskline.ru/analitika/2012/08/03/vremya_russkih/

Обсуждение закрыто.