Сегодня не только в России мы наблюдаем разрушительные последствия массовой и слабоконтролируемой иммиграции. Страдают те страны, откуда прибывают к нам мигранты. Ведь эти государства просто обескровливаются в социально-экономическом плане. В первую очередь речь идет о республиках Средней Азии, откуда наибольшее количество мигрантов в России. Люди массово выезжают на заработки в нашу страну, при этом здесь они не обретают никаких профессиональных навыков, совершенно не повышают уровень своего образования или квалификации. Это определено тем, что, как правило, выполняют работу, не требующую высокой квалификации, — другую вряд ли способны делать, потому что для этого не имеют соответствующей профессиональной подготовки. В большинстве своем приезжают люди без высшего или среднего профессионального образования. Естественно, что возвращаясь домой, и не обретя никаких профессиональных навыков, эти мигранты вряд ли способны стать стимулом развития экономики у себя на родине. Там экономика стагнирует. Новые рабочие места не появляются. Да и зачем? Ведь все равно население поедет в Россию на заработки, а оттуда будет слать переводы.
При этом самое опасное то, что деградирует не только экономика стран исхода. Стремительно маргинализируется социокультурное пространство. Люди ради каких-то мнимых материальных благ проводят жизнь в переездах и временных пристанищах. У них атрофируется потребность в саморазвитии, в сохранении своих культурных начал и традиций. Миграционная среда в чужом государстве – это ведь маргинальное, размытое в социальном и культурном отношении явление. Хронически прибывая в этой среде, люди деградируют, теряют собственную духовно-культурную идентичность.
Последнее время представители национальных диаспор в России стали говорить, что «они становятся хуже» в нашей стране. Указывают на то, что даже их женщины, которые все чаще появляются здесь, ведут себя довольно распущенно, совсем не так, как на родине.
Однако нужно заметить, что не Россия портит этих людей, а их миграционная среда, тот образ жизни, который вынуждены вести люди, бросившие свою родину ради примитивного «поиска корма». Цель подавляющего большинства современных мигрантов в России отнюдь не культурное развитие, не духовное обогащение русской культурой. Сюда едут ради денег, ради какого угодно заработка. При такой мотивации любой человек в любой стране начинает деградировать, а уж тот, кто оторвался от своих корней, попал в незнакомую обстановку, — тем более.
Ослабленные морально, ориентированные на свое физическое существование и лишенные тем самым более высоких, духовно-нравственных привязанностей, мигранты оказываются в фокусе внимания различных деструктивных организаций. Поскольку у нас в основном выходцы из республик, где доминирует ислам, то чаще мигрантами интересуются представители исламистских структур. Приезжающие к нам трудовые мигранты – в основном неофиты в исламе. Им трудно отличить настоящий ислам от каких-либо деструктивных подделок. Этим активно пользуются радиальные исламисты и ваххабиты. В результате оказывается, что сегодняшняя миграция становится благоприятной почвой для экстремизма и даже терроризма в России. И это уже более серьезная угроза, чем, например, незнание русского языка.
Люди, приехавшие из-за рубежа на заработки в нашу страну стремительно «портятся» в маргинальной среде, в которой оказываются в качестве трудовых мигрантов. На них отрицательно сказывается образ жизни, который вынуждены вести, устремившись на заработки в чужую страну. Наша культура-то, как и страна в целом их не интересует. Им нужен лишь источник физического существования. Поэтому такая миграция глубоко порочна изначально. Когда правозащитники говорят о нарушении прав мигрантов, они видимо не думают, что эти права нарушены в корне глобальным стимулированием трудовой миграции, самим миропорядком, ориентированным на получение материальной выгоды отдельными социальными группами. В этом миропорядке человек вынужден бросать свою родину и скитаться по другим странам в поисках заработка. Трудовая миграция нарушает право человека на полноценную жизнь в своей стране со своей семьей. Также она нарушает права принимающего населения, заставляя испытывать дискомфорт, как в культурном плане, так и в экономическом.
Западноевропейские страны уже давно поняли это. Уже отказались от мультикультурализма, давно спохватились. Европа же сейчас вымирает в социокультурном смысле. Там уже все сильнее укрепляются чуждые европейцам ценности, принесенные выходцами из стран с совершенно иной культурой. Еще во второй половине прошлого века ряд западных стран, в частности Франция, Германия, пытаясь совершить экономический скачок, простимулировали массовую трудовую миграцию из слаборазвитых государств. Через некоторое время приезжие стали требовать повышения зарплат, затем воссоединения семей, а потом и политических прав и свобод. И сейчас этот процесс приносит свои разрушительные результаты. Мы же активно принимаем весь этот негативный опыт.
Хотя Россия куда более опытная и более успешная страна в плане регулирования миграционных процессов. Я имею в виду в первую очередь миграционный опыт Российской империи. Целевым переселением и расселением занимались еще при Петре I. И тогда на мигрантов смотрели как на носителей социокультурных ценностей, живых людей со своими интересами и потребностями. Сегодня в глобальной миграционной политике отношение к мигранту как к трудовому ресурсу, приложению к производственному процессу. Власти пытаются и демографический потенциал повысить приезжими. Однако происходит замещение потенциала, а не компенсация. К нам мощными потоками устремляются люди, абсолютно чужеродных ценностей.
Социальный и культурный хаос в российских городах, конфликты, порой вооруженные, между мигрантами и местным населением, сырьевая ориентация экономики и деградация сферы услуг, где уже доминируют мигранты и, наконец, просто замещение мигрантами коренного населения – вот очевидные последствия сегодняшней миграции.
Поэтому, на уровне руководства страны необходимо осознать, что пытаясь мигрантами компенсировать нашу демографическую убыль, на деле мы просто меняем население России на людей из других стран. Эта миграция не имеет никакого отношения к демографии России. Нужно максимально сосредоточиться на сохранении и укреплении русского народа. Потому что это — государствообразующий народ — социокультурное ядро нашей страны, составляющее 80% населения. Слабеет русский народ — рушится интегрирующее начало – ослабевают все народы России. Сегодня укрепляя русских, власть становится способной сохранить государство и все народы, населяющее его.
Необходимо обратить внимание на ситуацию в республиках ближнего зарубежья. Не выкачивать из них социальные и трудовые ресурсы и пытаться «интегрировать» в российское общество и русскую культуру (сделать это невозможно), а способствовать закреплению на родине. Направлять усилия бизнеса, инвестиции, находить взаимовыгодные начала для развития производства в странах ближнего зарубежья. Но в первую очередь надо существенно ограничить миграционный поток в Россию. Тогда среднеазиатским и другим странам придется создавать рабочие места для своих граждан. И у нас появится больше возможностей для укрепления своего социокультурного ядра. Необходимо заняться своим населением, а не мигрантами. Нужно обратить внимание на собственную культуру и образ жизни. Хотя бы остановить поток грязи, льющейся из СМИ, в первую очередь телевидения. Надо на государственном уровне содействовать укреплению Русской Православной Церкви, распространению православных ценностей – это ведь духовно-культурное начало России, в этом сила нашего государства. Благодаря этому прочнее станет положение и других религий в нашей стране, в частности ислама, который сегодня испытывает сильнейшее давление со стороны радикалов.
Нужно вспомнить позитивный опыт Российской империи, где народы и религии жили в полном согласии благодаря тому, что было крепким ядро – Православие и русский народ. Пришло время серьезно обратиться к нашему имперскому опыту, проанализировать его и с опорой на лучшие дореволюционные достижения, строить свою национальную и миграционную политику.
Игорь Романов