Исламизация Востока России

Миграция и экстремизм — угроза России

В последнее время усилившиеся миграционные потоки в Россию нередко становятся фактором формирования социальной среды экстремизма. Ряд экспертов уверенно называет современную российскую миграцию одним из главных условий возникновения социальной базы терроризма. Слабоконтролируемая миграция, чаще обусловленная интересами бизнеса, несет гораздо больше угроз национальной безопасности России, чем реальной пользы. Играя роль дешевого трудового ресурса, мигранты одновременно выступают как фактор дестабилизации обстановки в ключевых территориях страны.

Приезжая на заработки, мигранты нередко становятся объектом воздействия различных некоммерческих организаций, якобы отстаивающих их права, на деле же занимающихся идеологической обработкой. Сегодня среди прибывающих к нам выходцев из Средней Азии и Закавказья стремительно распространяется исламизм и крайняя его форма – ваххабизм. Не лишено аргументов утверждение, что на территории России применяется «этнокультурное оружие» – накаченные экстремистской идеологией многочисленные группы инокультурных мигрантов.

Сегодня это оружие, отработанное на Юге России и в Поволжье, активно применяется в южных регионах Дальнего Востока.

Исламизация Востока России

Сегодня на Дальнем Востоке усиливаются процессы исламизации. Наиболее яркий пример представляет Приморский край, где наблюдается значительное увеличение численности мусульман. Основной рост обеспечивают мигранты. При этом трудности миграционного учета не позволяют фиксировать всех прибывших, что дает основания утверждать о более многочисленном притоке иностранцев. После завершения саммита АТЭС во Владивостоке количество иностранной рабочей силы в Приморье не снижается. Среди новорожденных младенцев города Владивостока русским является лишь каждый четвертый новорожденный. Остальные дети рождаются в семьях выходцев из среднеазиатских республик.

Наблюдаемая в Приморье и на Дальнем Востоке тенденция к увеличению происламской социальной прослойки протекает одновременно с увеличением числа регистрируемых религиозных организаций. В Приморском крае до сих пор высока активность американских и южнокорейских миссионеров, начавших в середине 1990-х годов «крестовый поход» в Дальневосточный регион. В настоящее время число нетрадиционных религиозных конфессий в Приморье в два раза превышает общероссийские показатели. Социокультурная ситуация в регионе характеризуется засильем сектантства, дезинтеграцией и криминализацией общества. Развитием русской культуры заняты лишь единичные общественные организации.

При этом региональные органы власти проявляют слабую заинтересованность в поддержке государствообразующей религии России – Православия. Практически нет сотрудничества с Русской Православной Церковью в рамках просветительской работы, связанной с введением в школах учебной дисциплины «Основы православной культуры».

Фактически приостановлено строительство Преображенского кафедрального Собора на главной площади Владивостока. 23 февраля 2012 года митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин освятил закладной камень Собора. Собор имеет большое значение не только для православных жителей, но и для укрепления русской культуры на Дальнем Востоке, где наблюдается резкое усиление инокультурных позиций.

В тоже время администрация Приморского края поддержала масштабное проведение минувшим летом празднования Сабантуя, на что, по сообщениям СМИ, было выделено более 14-ти млн.рублей бюджетных средств.

В рамках специальной программы краевой администрации в крае работает ежегодный семинар «Приморская умма: история формирования и проблема современного развития». Мероприятие направлено на осмысление роли культуры ислама, образования, науки и культуры в формировании толерантного общества и его духовно-нравственного просвещения, а также расширение сотрудничества религиозных институтов, государства и общества в противостоянии экстремизму.

Однако, как отмечают эксперты, в силу слабости светских специалистов по этой проблеме в реальности первый семинар превратился в площадку пропаганды ислама.

Вместе с тем, ислам зачастую является лишь прикрытием для вовлечения неофитов-мигрантов в различные исламистские объединения, имеющие экстремистский характер. Большинство мигрантов — выходцы из среднеазиатских республик, которые не нашли себе применения на исторической родине. Основная мотивация приезда в регион — желание заработать, оторваться от семейной, клановой опеки, вкусить «запрещенных на родине «радостей жизни». По свидетельству исламских духовных лидеров современные неофиты с трудом поддаются «воцерковлению» в рамках традиционного ислама. В мечеть они приходят чаще за поддержкой в случае трудной жизненной ситуации. Эти люди в основном малообразованные, переносящие бедствия и лишения вдали от обычного окружения, безусловно, наиболее уязвимы, подвержены разного рода идеологическим и политическим влияниям, в первую очередь исламистского толка. При этом духовные лидеры приморского ислама не всегда способны контролировать ситуацию в религиозной общине.

Заметен низкий уровень компетентности региональных чиновников в решении вопросов, связанных с этноконфессиональной жизнью в Приморье и на Дальнем Востоке. Исламский мир, а тем более исламизм, для многих чиновников остается загадкой.

На этом фоне процессы исламизации дальневосточных регионов становятся дополнительным фактором «вымывания» коренного населения, представителей русского народа, носителей православных ценностей.

Складывающаяся ситуация вызывает особую тревогу в связи с высокой геополитической значимостью Дальнего Востока.

Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.