СЛУЖИЛ ОТЧИЗНЕ,
ВОЕВАЛ С КОСМОПОЛИТАМИ,
ПРОТИВОСТОЯЛ СИОНИЗМУ!
К 100-летию со дня рождения настоящего русского писателя Ивана Шевцова
В сентябре 2020 года русская общественность отмечает 100-летие со дня рождения одного из самых ярких писателей послевоенной поры, который вошел в историю русской литературы второй половины ХХ века как автор нашумевшего романа «Тля». Роман был написан в 1950 году, но впервые вышел в свет только в 1964 году в издательстве «Советская Россия».
К тридцати годам, к моменту создания «Тли», за плечами автора были не только богатейший жизненный опыт, запас впечатлений, но и зрелость убеждений, опыт журналистской работы.
Иван Шевцов был лидером и бойцом по природе, судьба определяла его центральное, лидирующее положение как бы в силу обстоятельств. Простое перечисление фактов его военной и творческой биографии удивляет не только насыщенностью судьбоносными историческими событиями, но и яркими характеристиками личности самого писателя.
Иван Михайлович Шевцов (9.09.1920–17.01.2013) принадлежал к фронтовому поколению писателей, которое вынесло на своих плечах всю тяжесть борьбы с фашизмом, сумело отстоять независимость и свободу, построить великую державу.
Родился он в Белоруссии. Черты крестьянского крепкого характера проявлялись в его ранних, остроумных критических фельетонах о бюрократизме школовских чиновников. Районная газета печатала материалы 14-летнего талантливого автора.
Вся предвоенная биография писателя (учеба в Саратовском военном училище погранвойск, служба на границе) вошли составной частью в один из ранних романов «Семя грядущего». Застава, которой командовал молодой лейтенант Иван Шевцов, в течение девяти дней сдерживала наступление немцев на участке 79-го пограничного отряда юго-западной границы Советского Союза.
В одном из интервью журналу «Пограничник» (№ 6, 1995) писатель признавался: «Я всегда говорил и повторяю: меня физически и духовно закалила и воспитала граница, она вошла в мою плоть и кровь, и какую бы я в последствие ни носил форму, зеленая фуражка мне стала всех родней и дороже». Образы пограничников можно встретить во многих романах Шевцова: «Семя грядущего», «Среди долины ровная…», «Любовь и ненависть», «Лесные дали», «Бородинское поле», «Набат».
Осенью 1941 года, отступая с тяжелыми боями от Мценска до Тулы, он отправлял репортажи о военных действиях в дивизионную газету. Призвание к творчеству давало о себе знать у молодого журналиста даже в условиях кровопролитных боев.
В разгар войны пограничник Шевцов возглавлял один из разведывательных отрядов особого назначения, которые выполняли боевые операции в тылу врага. В конце войны он становится специальным корреспондентом журнала «Пограничник».
Судьба в те годы свела его с начальником студии погранвойск художником Павлом Судаковым и художественным руководителем студии, народным художником и академиком П. Соколовым-Скалей.
Благодаря глубокому, профессиональному постижению искусства, врожденному чувству прекрасного он становится искусствоведом. Статьи о творчестве выдающихся баталистов Петра Кривоногова, П. Соколова-Скали, В. Серова, П. Корина, А. Герасимова, Е. Вучетича сделали его имя известным.
В послевоенные годы Иван Шевцов был направлен собственным корреспондентом газеты «Известия» в Болгарию. Когда «Известия» упразднили свои корреспондентские пункты в соцстранах, Шевцов возвратился в военную печать, работал в газете «Советский флот».
Существенную роль в судьбе писателя сыграла встреча с одним из классиков русской словесности ХХ века С.Н. Сергеевым-Ценским. По заданию редакции И. Шевченко едет в Алушту, чтобы рассказать флотскому читателю о знаменитом авторе «Севастопольской страды». Сергеев-Ценский радушно принял молодого писателя, проявившего неподдельный интерес к его наследию.
Работая над книгой о Сергееве-Ценском («Орел смотрит на солнце», 1960), Иван Шевцов не предполагал, что ему самому в скором времени предстоит пройти через терновый путь злобных нападок и замалчивания своего творчества, что повторяло в какой-то степени судьбу его знаменитого учителя.
В 1964 году выходит знаменитый роман Ивана Шевцова «Тля». Действие романа происходит в среде художников, которую писатель хорошо знал.
Историческую основу романа составляет идеологическое противостояние космополитов и государственников 40–60-х годов ХХ столетия. После победы в Великой Отечественной войне 1945 года развернулась полномасштабная международная кампания так называемой холодной войны по сокрушению великой державы СССР, победившей фашизм. Основной вектор борьбы сосредоточился на формировании внутреннего недовольства несогласных с жестким идеологическим руководством партии. Впоследствии это движение творческой интеллигенции получило название диссиденты.
Разоблачение вредоносной идеологии началось в 1948 году, в борьбе с космополитизмом, грозившим потерей суверенитета для нашей страны. После смерти И. Сталина в 1953 году идеология наднационального и всечеловеческого снова стала набирать силу, и прежде всего в искусстве.
В центре внимания оказалась выставка в Манеже, посвященная 30-летию Московского отделения Союза художников. Были представлены полотна учеников студии «Новая реальность» Элия Белютина, получившего к тому времени известность на Западе как представителя авангардистского искусства. Выставлялись и скульптурные работы Э. Неизвестного. 1 декабря 1962 года выставку посетил Н.С. Хрущев и осудил формализм. Экспозиция закрылась, на следующий день газета «Правда» опубликовала отрицательный отзыв о «новом» направлении в искусстве. В марте 1963 года на встрече с творческой интеллигенцией абстракционизм, нонконформизм был осужден как идейное чуждое, буржуазное искусство. С этого момента диссиденты ведут отсчет подавлению свободомыслия и конца хрущевской оттепели.
Интеллигенция разделилась на два лагеря: космополитов-диссидентов, нигилистов и патриотов-консерваторов, традиционалистов. В научных журналах и прессе развернулась дискуссия о судьбе соцреализма, заговорили о необходимости модернизации метода, излишне политизированного и «натуралистически обветшалого». Предлагалось широкое сотрудничество с западной культурой после ликвидации железного занавеса. Журнал «Новый мир» поддерживал «демократически» настроенную интеллигенцию. Однако многие ученые и писатели понимали, что под флагом признания независимости искусства от соцреализма скрывалось стремление к новому госперевороту.
Само название романа точно открывало смысл происходящего, суть того самого «передового отряда», который объявлял войну традиционным ценностям русской советской культуры: обществу, подверженному атаке тли, трудно устоять без ясного понимания опасных последствий беспечности и равнодушия в вопросах идеологии.
Иван Шевцов в своем романе раскрыл механизм проникновения чужеродного, способы обмана, систему приемов, обезоруживающих общественное сознание. Разложение здорового организма изнутри, подтачивание корней традиционных представлений о нормах нравственности, эстетики, народности осуществлялись под предлогом поиска новых форм искусства, пропаганды прогресса и обновления. Истинные таланты либо замалчивались, либо путем ловких интриг втягивались в салонный круг «модных» живописцев, скульпторов, композиторов. Непокорных устраняли или «прокатывали» в прессе. Предупреждающий набатный голос И. Шевцова попал, что называется в точку. Задетая за живое, либеральная, сионистская интеллигенция обрушилась с резкой критикой на автора «Тли». В прессе массово стали появляться отрицательные отзывы на роман («Как по заказу», – признавался И. Шевцов). Словно взбаламученное море, всколыхнулась общественность, и в «верхах», и в «низах». Роман «Тля» определил таким образом своеобразный водораздел в сердцах советских граждан, очертил резкой кистью художника границу добра и зла, прямо и открыто выступив против тлетворного влияния либеральных деятелей, насаждающих западную философию. Они были не просто законодателями всевозможных «мод», организаторами «салонов» и самиздатов, они занимали руководящие посты в творческих союзах, высокие должности в госструктурах и партийных органах, они раздавали премии угодным, неугодных отстраняли. Потому точные характеристики И. Шевцова так раздражали ревнителей «свободного» искусства.
За пятьдесят с лишним лет, прошедших со времени первого издания романа, интерес к нему не ослабевает, поскольку, тенденция на выхолащивание нравственных корней национального самосознания открыто и цинично пропагандируется современными последователями модернистов – глобалистами всех мастей, журналистской братией, телевидением и прессой.
За этот роман Шевцов подвергся ожесточенной травле со стороны сионистских и космополитических кругов. Радиостанции «Голос Израиля» и «Голос Америки» объявили роман антисемитским, хотя в книге для этого нет прямых оснований. Книгу скупали и даже сжигали. В библиотеках не выдавали читателям «Тлю». Из писателя сделали изгоя, создав вокруг него глухую блокаду. Влиятельные силы из числа героев его романа выполнили свою угрозу: опытный журналист, публицист Шевцов в течение шести лет не мог опубликовать ни одной строки. О приеме в Союз писателей автора уже трех романов не было и речи. В писательскую организацию он был принят лишь через 15 лет, издав к тому времени восемь романов.
С тех пор отношение к Шевцову в общественно-литературных кругах стало своеобразным барометром, определяющим уровень национально-патриотического и гражданского самосознания.
Для писателя наступили тяжелые времена, но он продолжал упорно работать. За шесть лет после выхода «Тли» он создал два романа: «Во имя отца и сына» и «Любовь и ненависть», в которых продолжил тему «Тли», но с большей откровенностью, глубиной и остротой. Оба романа вышли в свет одновременно – в 1970-м. По этому поводу, прочитав «Любовь и ненависть», М.А. Шолохов заметил: «Пытались съесть, но не съели. Орешек оказался не по зубам».
Писателя-бойца, патриота, пограничника нельзя было напугать или сломить. Острые вопросы общественного бытия и в последующих романах Шевцова раскрывались в динамичных сюжетах, художественно полных образах настоящих героев: «Набат», «Бородинское поле», «Грабеж». Особенно ярко это выражено в «Набате» и «Бородинском поле». Роман-эпопея «Бородинское поле» – вершина в творчестве Шевцова, пик взлета его могучего таланта. По времени события романа охватывают свыше 30 самых неспокойных и сложных лет ХХ столетия. Великая Отечественная война, разбой во Вьетнаме, холодная война, принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции, определившей сионизм как форму расизма и расовой дискриминации. В эти исторические события вовлечены судьбы множества персонажей.
Его героями были военные, моряки, художники и артисты, врачи, милиционеры, партийные работники, заводская молодежь, лесники и пахари. Целая галерея живых и ярких образов. Знакомясь с героями его произведений, мы постигаем эволюцию характера русского человека: как складывалось его мироощущение в годы войны, что изменилось с приходом космической эры, какие надломы и потери произошли в его душе, пораженной идейной инфантильностью и безразличием к нравственным ценностям в так называемые «застойные» времена.
Вместе с тем романы Шевцова – своеобразная летопись борьбы русского человека за сохранение своей самобытности. Как автор Шевцов всегда очень чутко реагировал на любые изменения в общественной среде. Часто опережая своих современников, он удивительно точно предугадывал те явления нашей жизни, которые впоследствии стали узловыми или в чем-то значимыми. Пророческими и часто набатными оказывались его образные характеристики. Например, наркомания и проституция, захлестнувшие улицы современных городов, была описана в романе «Любовь и ненависть».
Предвидение в сочетании с глубокой точностью и наглядностью изображения составляли преимущество романов Шевцова.
Долгие годы писатель И. Шевцов возглавлял Общественный совет при Главном управлении подмосковной милиции. На этом посту проявились блестящие организаторские способности Шевцова.
И. Шевцов находился в самой гуще культурной жизни. Обладая удивительной способностью собирать вокруг себя талантливых людей, он объединял многих писателей-патриотов, художников, болеющих за Россию.
В подмосковном поселке Семхоз, в пяти километрах от Сергиева Посада, в 1964 году он купил дачу. С его легкой руки вскоре один за другим стали селиться московские писатели патриотического направления. Радиовещатели «Би-би-си» поспешили назвать это дачное место «Анти-Переделкино». Шевцов стал старостой этого объединения, не будучи членом писательской организации. И не просто старостой, «душой» творческих бесед и встреч своеобразного литературного клуба. Организовывались встречи с жителями окрестностей Троице-Сергиевой лавры и Москвы. Талантливые художники, писатели, музыканты охотно принимали участие в творческих вечерах, которые проводил Иван Михайлович. Он бывал частым гостем и в лавре, пользовался уважением в среде иерархов-священнослужителей благодаря кристальной честности, эрудиции, душевной щедрости.
Многие задавались вопросом: какой «магнит» скрыт в его душе? что заставляло тянуться к нему и капризных, самолюбивых поэтов, и работяг-производственников, даже некоторых руководителей партийной верхушки, артистов и певцов, писателей и художников. Секрет обаяния его личности не только в чистоте нравственного чувства, которое (что скрывать!) не всегда удается сохранить в творческой среде, но и в редкой последовательности, в которой он отстаивал свои принципы. Он никогда не менял убеждений в течение всей многотрудной жизни. Никогда не подстраивался под сиюминутные политические мнения. Об этом свидетельствуют и многочисленные публицистические выступления и интервью 90-х годов в патриотической печати: в газетах «Литературная Россия», «Завтра», «Правда-5», «Дуэль», «Патриот», «Ветеран», в журнале «Молодая гвардия». В партию он вступил в августе 1942-го по велению сердца, так как коммунисты, которых он знал лично, были для него примером высокой честности и порядочности. С тех пор это стало его жизненной позицией. Догматизм ряда коммунистических положений, а в особенности нравы партийной бюрократии, всегда были чужды писателю. Когда бывшие партократы стали проповедовать иные, «демократические» ценности, то для Ивана Шевцова стало делом чести сохранить билет, полученный во фронтовых условиях.
В трагические для России годы горбачевско-ельцинской разрухи Шевцов создал еще три романа («Голубой бриллиант», «Крах», «Что за горизонтом»), посвященных современной жизни, а также десятки очерков и публицистических статей, опубликованных в патриотической прессе.
В 1996–1997 годах журнал «Молодая гвардия» опубликовал целую серию очерков под названием «Великое служение Отчизне», где писатель делится воспоминаниями о своей дружбе с мастерами русской культуры и науки, оставившими след в истории России. Из этих очерков родился цикл «Соколы», яркое документально-художественное повествование, – вклад писателя в дело сохранения исторической памяти нашего народа. Богатое событиями прошлое и не менее интересное настоящее писателя послужило основой этих зарисовок. Уникальность цикла состоит в том, что повествование охватывает более полувека нашей истории. Ценность воспоминаний И. Шевцова состоит в живых картинах действительности, отражающих не ложных кумиров, а представляющих подлинно талантливых и сильных героев.
К поэтам у Шевцова особое отношение. Великолепная память позволяла ему знать стихи почти всех своих друзей. Умел и любил читать произведения своих собратьев по перу: Василия Федорова, Игоря Кобзева, Феликса Чуева, Геннадия Серебрякова, Владимира Фирсова, которые составили литературную группу радонежцев.
Великое служение Отчизне и есть та общая, скрепляющая идея как романов, так и очерков писателя, которая определяет актуальность и востребованность произведений И.М. Шевцова вопреки усилиям либералов нивелировать патриотизм в сердцах наших граждан.
В разгар идеологических баталий 1993 года «Независимая газета» – орган либерально-рыночной псевдоинтеллигенции, в адрес советской литературы бросила очередной ярлык, который, по замыслу авторов, должен был уничтожающей иронией «стереть» художественную значимость литературы советского периода. Статья некоего Дмитрия Стахова («НГ», 1 июня 1993 г.) причисляла писателя Ивана Шевцова к так называемой «ЛБИшной литературе». Расшифровывалась загадочная схема очень просто – как Литература Больших Идей. Автор статьи, видимо, полагал, что художественное слово может существовать вне идеологии и основываться на бессмыслице. Однако ерничества не получилось прежде всего потому, что наша литература, действительно, была насыщена большими идеями, без которых не существует ни одна национальная художественная традиция. Без большой идеи нет великого художника. Русская же литература всегда отличалась идеологической насыщенностью, то есть была той самой – литературой больших идей (от Пушкина до Шолохова).
В произведениях Ивана Шевцова всех жанров, в том числе и в публицистике, в критике, тема патриотизма, тема России, ее перспектив в условиях ожесточенных идеологических боев стала главной. Художественность его произведений органически вырастала из патриотической страстности, глубокой убежденности писателя. Настоящий, большой писатель Иван Шевцов прочувствовал и донес идею служения Отчизне с возможной полнотой и определенностью.
Л. МИХАЙЛОВА