РУССКАЯ АЛЯСКА. КАДЬЯКСКАЯ МИССИЯ

РУССКАЯ АЛЯСКА.

КАДЬЯКСКАЯ МИССИЯ

Остров Кадьяк – один из крупнейших и ближайших островов к материковой части Аляски. Омываемый теплым тихоокеанским течением, он не столь суров по своему климату, как другие части Аляски. С конца XVIII века на длительные годы именно Кадьяк стал главным местом поселения русских моряков и промысловиков на тихоокеанских берегах Америки. Здесь началась евангельская проповедь среди северных народов Америки. Из кадьякской гавани Святого Павла отправлялись миссионеры конца XVIII века на русских кораблях или, чаще, на своих байдарочках из тюленьей кожи, сквозь которую видно море. Плыли они на ловлю человеческих душ – для посещения алеутских и эскимосских деревень – для благовестия этим чистосердечным и добродушным народам, что они дети Истинного Бога, для массовых крещений, венчаний, наставления в добродетельной жизни. Именно Кадьяк был первоначальным центром православной миссии на Аляске. Одним из центров Православия он остается и по сей день.

20 июля (по ст. стилю) 1741 года, в день памяти святого пророка Божия Илии, у берегов Аляски была отслужена первая Божественная литургия. На корабле «Святой Петр» Витуса Беринга в заливе Якутат. Тогда русские мореходы впервые увидели Аляску и Америку со стороны Тихого океана.

Организованный этап освоения русскими Аляски и распространения там православной веры связан с именем Григория Ивановича Шелихова. Этот подвижник больше всего желал не коммерческих выгод с новооткрытых земель, а упрочения российского владения над Аляской. В августе 1784 года с тремя кораблями он прибыл на остров Кадьяк, где устроил крепость и русское поселение. Из «Промысловой компании Шелихова и Голикова» в 1799 году была образована «Российско-Американская компания» под покровительством Российских императоров, получившая монопольные коммерческие права и административные функции по управлению американскими землями.

Шелиховым впервые был поставлен вопрос о создании постоянной духовной миссии для проповеди Евангелия среди местного языческого населения Аляски. Северная Валаамская обитель более всего отвечала суровым условиям, с которыми должны были встретиться кадьякские миссионеры. Ведь монахи святого Валаама проживают на островах сурового Ладожского озера, молятся и успешно ведут хозяйственные дела, а зимой полностью изолированы от общения с внешним миром.

Императрица Екатерина II лично одобрила инициативу по созданию миссии.

25 декабря 1793 года шесть монахов и два послушника из Валаамского, Коневского монастырей и Александро-Невской лавры, принеся клятву миссионера (не применять насилия, не искать путей наживы, но действовать по любви и правде), отправились на Тихий океан. Среди этих первых миссионеров был знаменитый святой подвижник преподобный Герман Аляскинский. Преодолев все пространство Евразии, они достигли Иркутска. Оттуда добрались до реки Лена, по воде до Якутска и дальше – до тихоокеанского порта Охотск. Из Охотска, пройдя с большим грузом на корабле по океанским волнам, достигли миссионеры острова Кадьяк 24 сентября 1794 года.

Усилиями десяти священнослужителей (восемь монахов с Ладоги и два новых послушника из Иркутска), при помощи русских представителей Российско-Американской компании за несколько лет был выполнен великий просветительский труд. В тяжелых климатических условиях миссионеры обошли не только весь остров Кадьяк, но были на Кенайском полуострове, на озере Илиамна, на всех островах Алеутской гряды. Практически без материальной помощи, в таких местах, куда не рискнут забредать и наши современники.

«Они нас любят, а мы их, и живем хорошо… Так усердно приемлют крещение, что все свои шаманские наряды изломали и сожгли» – писал об обитателях Аляски руководитель миссии архимандрит Иоасаф. По его сообщению в Синод от 1795 года, на острове Кадьяк и прилежащих к нему островах, в континентальной части Аляски за год пребывания миссии в Америке было крещено 6740 туземцев и совершено 1573 венчания. В своей докладной записке в Синод от 1799 года, отправленной из Иркутска, он писал, что «святое крещение приемлют без изъятия все, но примечательно, что закосневшие в заблуждении старшие делают то больше по сообразию к младшим, почитая за бесчестие не быть крещеными. Благоговеинство же к Священному Служению и постоянство в христианских доброделаниях приметнее в младших, особенно же кои более обращаются с россиянами».

Насколько ревностны были миссионеры, прибывшие в Америку с островов Ладожского озера, а особенно иеромонах Макарий и Ювеналий, показывает рассказ преподобного Германа из его письма игумену Валаамского монастыря архимандриту Назарию 19 мая 1795 года. В письме говорится о том, как эти миссионеры спорили между собою о миссионерских пределах: «…Находясь между вёдром и ненастьем, меж радостей и скуки, между довольством и недостатком, сытостью и гладом, теплом и холодом, при всех моих печалях, обретаю нечто веселящее меня, когда слышу разговоры между братиею о проповеди и о разделении для того себе разных пределов: особливо – прение между иеромонахами Макарием и Ювеналием, ибо они и вокруг Кадьяка пускались на малейших кожаных лодочках, не взирая на все морские опасности <…> Отец Макарий начал говорить: «Я, по намерению своему, если Бог изволит, когда буду на Алеутских островах, по пристойности же должен быть и на Аляске…» Отец Ювеналий: «Аляска по всему моей части подлежит…» Слушая то, отец Макарий покрывался унынием и, приняв печальный вид, говорил умиленно: «Нет, батюшка, ты меня тем не тесни; сам ты знаешь, – цепь Алеутских островов совокупилась с Аляскою, то непременно моей части подлежит, а оттуда – весь северный берег; тебе же, если изволишь, довольно на весь твой живот – южная часть Америки». Я же, нижайше слушая таковое прение, приходил от радости в восторг…».

Отец Макарий в этот 1795-й год отправился на Алеутские острова. На острове Уналашка он построил часовню. А отец Ювеналий, екатеринбуржец по происхождению и военный по своему прошлому, и в этот год, и в следующий побывал во многих диких неизведанных русскими местах Аляски. В одном из диких мест в 1796 году он принял мученическую кончину от рук местных жителей, еще не видевших до того новых людей. В 1980–м году Русской церковью иеромонах Ювеналий был причислен к лику святых.

Архимандрит Иоасаф, глава миссии, Синодом был утвержден в кандидаты в епископа Кадьякского и викария Иркутской кафедры. Для рукоположения ему пришлось ехать в Сибирь. Таинство состоялось 10 апреля 1799 года в Иркутске. Но блистательным перспективам в связи с открытием архиерейской кафедры в Кадьяке, тогда не было суждено реализоваться. Епископ Иоасаф погиб, возвращаясь на Аляску, во время кораблекрушения фрегата «Феникс» в лето того же 1799 года. Еще долго к американским берегам выбрасывало волнами свечи, иконы, церковные принадлежности…

Вместе с ним погибли проверенные и способные для дел миссии церковнослужители. В том числе и упоминавшийся ревностный миссионер и защитник туземцев иеромонах Макарий. Длительный период на обширных территориях Русской Америки действовали всего два священника – иеромонах Афанасий, иеромонах Иоасаф; да монах Герман и иеродиакон Нектарий. Лишь двое из них завершили свои дни на Аляске: преподобный Герман, снискавший большую любовь у туземного населения (+1837), да иеромонах Иоасаф, проживавший на Кадьяке в Павловской гавани при церкви Воскресения (+1823).

Состав миссии к началу XIX века сократился с десяти до четырех человек, а к 1820-ым годам – до одного. Длительное время единственным представителем православного подвижничества в этих суровых местах оставался преподобный Герман Аляскинский.

Хотя миссия и оказалась в тяжелом положении, к тому времени Господь сделал очень многое. За первые два десятилетия XIX века было крещено 12000 туземцев. К 1818 году, христианство распространилось уже не только по Алеутским островам, Кадьяку, но перешло на материк, дошло до Ситки (Новоархангельск) и двинулось на юг до Калифорнии (Форт-Росс).

Первые миссионеры-монахи не занимались изучением местных языков. Миссия осуществлялась примером жизни и веры просветителей. Забота о жителях Аляски, помощь и заступничество за них были проповедью христовой любви к ближним. Яркий пример тому – проповедь скромного монаха, преподобного отца Германа Аляскинского, канонизированного Православной Церковью Америки в 1970-м году.

Характеризовал преподобного Германа представитель Святейшего Синода иеромонах Гедеон, побывавший на Кадьяке, как «просвещенного и трудолюбивого отца, благодеющего великими достоинствами и редкими ума и сердца качествами, старца преисполненного кротости и смирения, который ласковым обращением по долгу проповедника в диконравном народе некоторых из Американцев к трудолюбию, дружественной связи и хозяйственной жизни приучил».

С.И. Яновский, в прошлом морской офицер и управляющий Российско-Американской компанией, благодаря общению с отцом Германом, стал глубоко верующим человеком. Через много лет после кончины преподобного он писал Валаамскому игумену Дамаскину: «Два раза его хотели посвятить во иеромонахи, даже обещали в архимандриты и послать в Пекин – но он по смирению отказался». Преподобный Герман, любитель отшельничества и смиренных трудов предпочел духовную жизнь на острове Еловом среди своих духовных чад – алеутов и эскимосов.

Вместе с духовной заботой о душах туземцев и защитой их перед земными властями, отец Герман обучал местных жителей земледелию, кулинарии и ведению домашнего хозяйства. На острове Еловом у него был свой огород. Семена и корнеплоды с этого огорода он раздавал местным жителям. За советами к нему по разным вопросам обращались не только обитатели Кадьяка, но и Ситки и других мест Аляски. Преподобный воспитывал детей, оставшихся без родителей в результате эпидемии на Кадьяке. Сирот он обучал Закону Божию, ремеслам и поварскому делу. Они помогали ему в молитвенных песнопениях в часовне на Еловом острове.

Алеуты и эскимосы любят и почитают преподобного Германа по сию пору. Он их главный молитвенник и предстатель перед Богом. С его могилки на Еловом острове они берут земельку, молятся во время своих печалей и скорбей. И часто получают исцеления, утешения.

В ХХ веке усилилась протестантская миссия на Аляске, но жители территорий бывшей Русской Америки – алеуты, тихоокеанские эскимосы, индейцы-колоши, просвещенные русскими миссионерами, сохраняют верность Православию, любят и гордятся своей верой. Кое-где они служат на славянском языке (в деревнях нередки службы мирским чином), используют русские слова в разговоре.

С 1960-х годов появилась новая беда – народам Севера по всему миру, в том числе и жителям Аляски, стали навязывать старое зло, от которого они давно отреклись – язычество и шаманизм. Так враг рода человеческого борется со Христом, создавая новые «концепции социального и природного развития» с целью пронести всему миру имя христиан, «яко зло».

Но скромные алеуты, эскимосы берегут свою христианскую веру, которую им дали русские миссионеры. Их духовный отец и печальник преподобный Герман своими молитвами помогает стоять им в правде и не колебаться.

Известна такая поучительная история, произошедшая на острове Кадьяк в 1964 году. В селе Старая Гавань (бывшая Гавань Трех святителей) начала заниматься прозелитизмом миссионер-баптистка. Она убедила некоторых православных принять новое баптистское крещение. И назначила дату крещения на Страстную Пятницу 1964 года. Именно в этот день на Аляске разразилось сильное землетрясение. Волна цунами смыла с лица земли все село, оставив невредимым лишь православный храм… На этом деятельность баптистов в селе завершилась, миссионерка была изгнана с большим позором. А православные через несколько дней с радостью и покаянием встретили праздник Святого Христова Воскресения.

Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»
Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.