Мировое сообщество последовательно пытается отсечь от России ее территории, ради установления своего содомского антипорядка. Наиболее эффективное оружие в этом деле — антироссийская этнокультурная политика. Пока в либеральных академических кругах продолжаются лживые рассуждения о разных видах наций — от гражданской до политической, наши геополитические противники уверенно обосновываются в стратегически важных территориях.
Тревожный материал из Архангельска — яркое свидетельство антироссийской направленности мультикультурной политики, предлагаемой либеральной частью околовластного экспертного сообщества.
Берег России
***
Баренц-секретариат против Православия: как в Архангельске проспали международную провокацию
Сама организация лишь частично подконтрольна Российской Федерации. Нынешний же форум профинансирован Норвегией в размере 440 тыс. крон (около 3 млн руб). Количество и профессиональная деятельность участников — 130 журналистов из стран Баренц-секретариата — говорят сами за себя. Организаторы нацелились на значительный, хотя и отложенный во времени информационный эффект. Тем интереснее тема конференции — «Власть светская и власть духовная»…
В конце апреля 2017 года в конференц-зале Правительства Архангельской области прошла ежегодная конференция «Barents Press International». Из года в год это событие предшествует празднованию дня независимости Норвегии в Архангельске и уже стало привычным. Однако нынешний форум, судя во всему, войдет в историю Архангельска. В основном благодаря провокационному характеру выступлений некоторых участников.
Два слова об организаторах. Финансируется форум Баренц-секретариатом — одной из международных организаций, действующих на территории Норвегии, Финляндии, Швеции и четырех регионов России. Сама организация лишь частично подконтрольна Российской Федерации. Нынешний же форум профинансирован Норвегией в размере 440 тыс. крон (около 3 млн руб). Количество и профессиональная деятельность участников — 130 журналистов из стран Баренц-секретариата — говорят сами за себя. Организаторы нацелились на значительный, хотя и отложенный во времени информационный эффект. Тем интереснее тема конференции — «Власть светская и власть духовная».
Впрочем, с первых минут стало ясно — профинансирован форум не только с целью свободного обмена мнениями. А знакомство участников с разными моделями государственно-конфессиональных отношений стран Баренц-региона — далеко не единственная задача. Лейтмотив выступлений целого ряда участников сводился к трем утверждениям. Первое — во всей Арктике от Кольского полуострова до Камчатки нет большего зла для гражданских прав, малых народов и конфессий, чем Русская Православная Церковь. Второе, «между строк», — во всем виноваты госструктуры и чиновники, которым Церковь обязана ростом своего влияния. Третье, подтекстом, — либеральная светскость и идейно-идеологическая беззубость, узаконенные в Конституции РФ — залог нашей лояльности.
Подготовка к конференции напоминала секретную операцию, многие архангельские журналисты узнали о ней только в день открытия и не смогли присутствовать. В некоторой растерянности и неведении пребывали даже сотрудники профильных ведомств областного правительства. Выскажу мнение, что заказчики преследовали конкретную цель: спровоцировать внутренний церковно-общественный конфликт на глазах у иностранных журналистов. На государственной площадке и за норвежские деньги.
В российской прессе скандал прошел практически незамеченным, но рассказать о нем стоит и отечественному читателю. Для понимания, как организуются международные провокации против России.
Главный враг — епископ
В качестве спикера и докладчика на «Barents Press International-2017» выступила ненецкий журналист Ирина Леонидовна Ханзерова. Общественный деятель, вице-президент ассоциации ненецкого народа «Ясавэй» — представительной и весьма авторитетной в Ненецком автономном округе организации. Среди задач ассоциации — защита культуры, языка, этнического своеобразия образовательного пространства округа. В Архангельске, когда речь идет о ненцах, вспоминают «Ясавэй», а когда говорят: «Ясавэй», — речь идет о ненцах. Правда, в 1990-е гг. руководители ассоциации чаще бывали на Аляске, чем в родном Нарьян-Маре. Но это уже совсем другая история.
Доклад И.Л. Ханзеровой ««Взаимоотношение Русской Православной Церкви и коренных малочисленных народностей Севера, Сибири и Дальнего Востока» был посвящен свободе вероисповедания в России. А еще тому, как епископ Нарьян-Марский Иаков в одиночку эту гарантированную международным правом и Конституцией свободу якобы нарушает…
«В конце 1990-х годов на территории региона ненецкое население начало восстанавливать древние культовые места. Никто этому не мешал, не объявлял ни святотатством, ни проявлением дикости. …Так было вплоть до 2011 года, пока в Ненецком округе не была образована отдельная епархия, возглавляемая епископом Нарьян-Марским и Мезенским Иаковом. С приходом в Ненецкий округ этого человека в Заполярье началось новое миссионерское агрессивное навязывание народам, здесь проживающим, Православия» (здесь и далее — цитаты из доклада И.Л. Ханзеровой )
Может быть, я чего-то не понимаю. Но сразу возникает вопрос. Как маленькая, «почти карманная» епархия, из священнослужителей которой более или менее известен только сам епископ Иаков, может всерьез начать «новое миссионерское навязывание» Православия… Да еще 47-ми национальностям, проживающим в округе? На ум приходит только два ответа. Либо владыка Иаков — это супергерой из древних христианских патериков. Либо И.Л. Ханзерова что-то недоговаривает!.. И религия, связанная с упомянутыми древними культовыми местами, настолько слаба в памяти народа, что для её защиты все средства хороши. Можно даже спустить «всех жертвенных оленей» на одного из уважаемых архиереев Русской Православной Церкви. Между прочим, интеллегентейшего человека… Лично я считаю, что все лучшее, что связано с древними верованиями ненцев, не нуждается в подобного рода защите. Если что от Бога, то и так устоит…
Хорошо, предположим, владыка Иаков в чем-то не прав. Но, ведь можно поступить по-человечески, по-христиански: «Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем: аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего» (Мф 18:15). Встретиться с епископом и все обсудить. Нарьян-Мар — не Москва… До Богоявленского собора ближе, чем до Чистого переулка. Для уважаемого и известного в округе журналиста это не составит труда. Неужели в том, чтобы выставить на международной площадке православного архиерея «средневековым деспотом», нетерпимым к другим людям, есть выгода? Для кого? Для ассоциации «Ясавэй»? Не уверен. Вывод напрашивается другой. Лютеранская церковь Норвегии, вслед за самим норвежским государством признает гомосексуальные браки «божественным» союзом, и при этом, конечно, никоим образом не затрагивает «свободу вероисповедания» тех же саамов. Зато активно вмешиваются в их жизнь на территории Мурманской области. Как та же Финляндия в Карелии. Вот бы и в Ненецком округе, а вслед за тем и во всей России было так…
Дальше больше… Представительница «Ясавэй» в исключительно негативном ключе цитирует слова епископа Иакова. Сказанные им, между прочим, на одном из окружных заседаний по предотвращению национализма и сепаратизма:
«… В России же 80% всего населения так же, как и в Ненецком округе, русские, страна является православной…Религия дикарей, приносящих в жертву людей никогда не воспринималась и не воспринимается серьезно главной святыней страны. Русская Православная Церковь продолжала и будет продолжать миссионерскую деятельность, как это делали ее служители все прошлые века. Язычниками люди становятся по незнанию и недомыслию, но Православная Церковь всех их все равно любит и жалеет, поскольку в большой семье всегда в первую очередь жалеют младших и несмышленых.»
Ну и чего же вы, Ирина Леонидовна, спрашивается, ждали? Что православный архиерей поставит знак равенства между христианством и язычеством, откажется от миссионерского служения. Может будет вместе с вами считать идолы Хэбяде-Тен, названные в докладе такой же святыней, как и поклонные обетные кресты на Печоре.?.. Простите, но это не по адресу. Это к экуменистам-глобалистам. Они вполне могут даже станцевать под камлания шаманов. В той же Лютеранской Церкви Норвегии их полным-полно. Православная Церковь учит иначе — подражая Христу, с любовью относиться к язычнику, но не к язычеству. Христиане могут иноверца считать примером для себя и своих братьев. Как Христос через Евангелие ставит в пример смирение самарянки и доброту самарянина. Ни веру и заблуждения, а доброту и смирение…
Виноват Кошин
Досталось и губернатору Ненецкого округа Игорю Кошину. Не часто нашим чиновникам и руководителем приходится терпеть за веру. Да еще на «представительном» международном форуме. А прилетело от «Ясавэй» и Баренц-секретариата Игорю Викторовичу за то, что помогает Церкви строить часовни:
«…На сегодняшний день православные часовни установлены практически во всех национальных поселках округа. Люди, естественно, этому не сопротивляются — поставили и поставили. Сейчас они пустуют, потому что установлены на территории национальных поселков и центральных баз колхозов, построенных еще в советское время. Местному населению они не нужны, поэтому стоят, занесенные снегом, но в то же время власти округа, в частности нынешний губернатор Ненецкого округа Игорь Кошин, всячески поддерживают эти миссионерские мероприятия. Например, на открытии часовни в деревне Хонгурей он сказал: «Добро победило зло, и я буду счастлив, если кто-то тут спасет свою душу». Возникает вопрос: какое добро победило, и какое зло отступило?..»
Вот так да! Занесенные снегом и никому не нужные часовни в национальных поселках — «миссионерская угроза»? В таком случае с этого момента я просто убежден — наш епископ -действительно герой древних патериков, а Игорь Кошин — воин света, благодаря которому, а добро побеждает зло. Еще бы посадить в каждую часовню и храм Ненецкого округа по миссионеру. Но об этом пока можно только мечтать. А вся миссионерская работа ведется только потому, что есть добрая воля людей… С государственным мышлением. Поэтому епископ Иаков имеет возможность общаться с верующими в округе. Не было б поддержки, пришлось бы в нартах на оленях ездить…
Теперь о главном. Является ли ненецкий шаманизм -религиозной основой экстремизма и сепаратизма?.. Именно в распространении этой мысли, между строк своего доклада, представитель Ясавэй обвиняет Нарьян-Марскую епархию. И кто в религиозно-конфессиональном пространстве народов Севера на самом деле представляет потенциальную угрозу для межнационального мира?
Сами по себе естественные верования и традиции ненцев, как и других коренных народов Севера -бесконечно далеки как от навязывания сепаратизма, так и от распространения каких-либо экстремистских идей. Традиционные верования и обычаи в известной степени обеспечивают равновесие между сообществом и природной средой. В данном конкретном случае с очень хрупкой экологической средой. Делают возможным трансляцию опыта из поколения в поколение, помогая народу сохранить историческую память. Та же охранительная по отношению к памяти позиция — черта православной миссии. Эту общность Православия и всего хорошего, что остается в естественных верованиях народов, надо просто рассмотреть. И беречь перед лицом общей угрозы…
Американские «друзья» ненцев
На протяжении двух десятков лет на территории расселения ненецкого народа от Канина до Таймыра наблюдается настоящее миссионерское вторжение совершенно чуждой как ненцам, так и нашему государству в целом религиозной системы. Речь идет о псевдохристианском течении «Движение веры». В России носителями идей этого движения являются представители двух крупных религиозных объединений, ориентированных на США и Евросоюз. Это РЦХВЕ (Российская церковь христиан веры евангельской) и РОСХВЕ (Российский объединенный союз христиан веры евангельской). В религиоведческой и сектоведческой литературе представителей этого культа именуют харизматами или неопятидесятниками. Ненецкий округ и Ямал — зона гуманитарной колонизации первой структуры — РЦХВЕ.
Сразу хотелось бы возразить И. Ханзеровой. По её мнению, харизматы своей веры, в отличие от епископа Иакова, ненцам не навязывают. Во всяком случае, именно так представительница «Ясавэй» заявила ответила на конференции. Но эта точка зрения глубоко ошибочна. Православная Церковь никогда не скрывает своей деятельности, и любой ненец, будь он хоть атеистом, хоть язычником понимает, что перед ним православный священник или православная часовня. И обманным путем заставить ненца принять Православие невозможно. Выбор всегда за человеком. Церковь волю не насилует и не выдает себя за то, чем она не является.
Иначе ведут себя пришлые сектанты. Они мастерски используют прием конфессиональной анонимности. Когда в стойбище или поселок в НАО на дорогих вездеходах и другой спецтехнике приезжают эмиссары воркутинской секты «Силоам» или американо-канадской миссии Панкарта, коренному жителю совершенно непонятно, кто это. Волонтеры благотворительной организации, бродячие артисты или христианские миссионеры? Бомбардировка вниманием и «любовью», инициация… И вот уже вольная семья оленеводов становится ячейкой иностранной религиозной секты. И сразу обособление от ненецкой общины, отказ от сыроядения, и как следствие, полное разрушение коренных традиций, о которых, казалось, так печалуется Ханзерова. Можно даже не вспоминать про письменность и культуру, которые несли православные миссионеры малым народностям, про их заботу о национальном языке и укладе жизни. Для ненецкой журналистки значения это не имеет, враг уже найден и вердикт вынесен, и в этой парадигме: американские сектанты — друзья, а русский епископ — гонитель.
Религиозный майдан в Арктике
Надо сказать, что в начале XX века харизматическое движение сыграло на территории исторической России ту же роль, что квакеры и индепенденты в середине XVII века Англии. Социальная сущность их религиозной проповеди — революция. Переворот в умах, а потом и слом всей системы общественно-политических отношений. Харизматы и прочие сектанты стали мировоззренческим ядром первого и второго украинских майданов. Еще и еще раз, до усталости, очевидные факты. Турчинов — харизмат, сайентолог Яценюк, карательные отряды, заражённые «украинским неоязычеством»… Возможен ли такой сценарий для Российской Арктики?.. Пока это кажется мало достижимым. Но кто четыре года назад мог предположить, что небольшое агрессивное меньшинство сделает переворот в 50-миллионном европейском государстве?
Опасность представляет как провокация извне, так и наши внутренние «доморощенные» искусственные образования. Последние всегда появляются, когда идея любой ценой защитить «истинную веру предков», будь то шаманизм или «славянское язычество», поднимается как общественно-политический лозунг. Причины же успешного продвижения в России проекта «Движение веры» еще предстоит осмыслить.
До сих пор представителям ассоциации ненецкого народа «Ясавэй» удавалось избегать отношений как с первыми, так и со вторыми. Однако при современном развитии информационных технологий перевести лозунги неоязычников и харизматов на язык регионального сепаратизма и экстремизма не так уж и сложно. А там и до беды не далеко. История учит многому. Новое ямальское восстание, новая «Мандалала» никому не нужны. И ненецкому народу в первую очередь. Выгодно это только тем, кому очень хочется перераспределить богатства Российской Арктики в свою пользу…
Грумант утрачен окончательно, шельф тоже. Дальше частично инспирированная извне регионализация. Как вероятный сценарий — попытка вывода из-под российского суверенитета Северного морского пути. Для этого все средства хороши. В том числе и информационные провокации под прикрытием защиты прав коренных малочисленных народов, «свободы вероисповедания», соблюдения международных экологических норм и т.д. Так просто оправиться от политико-правового нокаута, который страна получила в 1990-е гг., нам не дадут. Согласились с правилами игры, напринимали соглашений, сделали их частью своего внутреннего права. Не перевели на русский язык, поздно поняли, что наделали со своей страной? Ваши проблемы. Будьте добры оставаться полуколонией.
Все разговоры о том, что федерализация, регионализация, рост автономии и самостоятельности отдельных субъектов приведут к усилению России в Арктике и улучшению жизни народов — несостоятельны. Толку от них ровно столько, сколько от камлания шаманов-неоязычников. В условиях низкой конкурентоспособности российской экономики это путь к окончательной атомизации государства. Международному рынку мы не нужны. Наше экономическое значение в мире как у банановой республики, за одним исключением — вместо како-бобов нефть, а вместо автоматов Калашникова ракеты с ядерными боеголовками. Поэтому республика хоть и банановая, но силой не возьмешь. Поэтому и тактика другая. Пробить брешь в нашей охранительной политике. Максимально её затруднить.
На конференции «Barents Press International» нам продемонстрировали, как будут это делать и на чем будут играть. По каким направлениям будут работать. Конечно, «в темную» используя некоторых журналистов и представителей авторитетных общественных организаций.
Антиклерикальный коктейль Фукса
Однако выступлением Ханзеровой провокация не закончилась. Сразу после руководителя миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерея Евгения Соколова, говорившего о необходимости соработничества светской и духовной власти, на сцену вышел известный своими маргинально-эпатажными высказываниями журналист петрозаводской газеты «Губерния Daily» Александр Фукс. Свой доклад он озаглавил просто «О Церкви либо хорошо, либо никак» и понес… В своем антиклерикальном коктейле господин Фукс смешал Поклонскую, «Матильду», «мироточащий бюст» Ленина, еврейские погромы и сделал печальный вывод, что игры либералов в России могут скоро закончиться: то ли сожгут как еретиков-жидовствующих, то ли расстреляют как в фильме Павла Тодоровского. С особым смаком Фукс прошелся по императору Николаю II — святому, канонизированному Русской Православной Церковью. Совершенно понятно, что отец Евгений Соколов не стал терпеть подобного глумления и покинул зал. Свой поступок он позже прокомментировал следующим образом:
«Грех Хама — насмешка над отцом. Самое недопустимое, на мой взгляд, в дискуссии — насмешка над святынями оппонента. Да, можно и нужно критиковать, указывать недостатки или пороки, говорить резко о недопустимых фактах, но вульгарно иронизировать над тем, что для православного человека является святостью, по-моему, крайне недостойно. Смех — высшее унижение. Еще в 1920-е годы наш поэт Сергей Есенин сказал в своей отповеди Демьяну Бедному, написавшего богохульные стихи: «Нельзя плевать на то, что для тебя не свято». Видимо, в Карелии у отдельных журналистов порог вседозволенности дошел до уровня публичного высмеивания оппонента. Грустно, однако».
Грустно. А с другой стороны хорошо видны «уши» заказчиков. Вытащить Фукса в конференц-зал правительства Архангельской области, чтобы он в присутствии священников и иностранных журналистов оскорблял православные святыни — блестящая затея. За это столь щедро и платятся норвежские кроны.
Вопрос в другом, а почему мы это допускаем? И поможет ли нам ядерное оружие, когда сектанты и неоязычники с доморощенными фуксами будут разваливать государство изнутри?
Сергей Денисов
* * *
О соотношении светской и духовной власти (Доклад протоиерея Евгения Соколова «Власть светская, власть духовная — точки соприкосновения» на ежегодной конференции Barents Press International 28 апреля 2017 года).