В храме святых Царственных Страстотерпцев под Санкт-Петербургом в окаянные дни предательства Царя пройдет конференция духовенства и мирян
Почитание Царственных Мучеников
и прославление царских слуг в России и зарубежье
В храме святых Царственных Страстотерпцев под Санкт-Петербургом в окаянные дни предательства Царя пройдет конференция духовенства и мирян …
2017 год — год особенный, год 100-летия «России чёрного года», как сказал поэт, когда произошёл слом не только русской государственности, но всего национального уклада жизни.
И дело не только в «юбилейной дате», хотя любой юбилей даёт возможность задуматься о прошлом человека, семьи, народа. Поэтому размышления и суждения о прожитом и пережитом нашим народом в этом году будут неизбежны, впрочем, мы их уже слышим и наблюдаем.
Но 2017 год для нас куда важнее размышлений о прошлом, ведь Господь даёт нам, христианам, возможность прочувствовать, пережить вместе с нашими предками события 100-летней давности. Почему именно христианам? Да потому что Пасхалия 1917 года и 2017 года практически полностью совпадают. В этом году мы будем встречать Воскресение Христово 16 апреля, 100 лет назад Пасха была днём раньше.
Причём, не только у православных, но и у благочестивых западных христиан есть такая возможность, поскольку 2017 год — тот редкий случай, когда католическая Пасха совпадает с православной.
Господь даёт нам возможность пережить буквально день в день события 100-летней давности, вспоминая, что происходило в эти дни в России и при этом зная (!), в отличие от современников тех событий, что произойдёт вскоре.
Мы уже начали переживать события революционного лихолетья, молитвенно помянув 29 и 30 декабря убиенного Царёва Друга Григория Ефимовича Распутина-Нового. В ночь с 29 на 30 декабря были выпущены первые пули грядущей Революции. Пока не в Царя, но в его Друга, стоявшего рядом с ним у Трона. Узнав о злодейском убийстве Распутина, Государь уехал с фронта в Петроград, чтобы лично во всём разобраться.
Рождественские и новогодние дни Государь провёл с семьёй. И после Святок он остался в столице, занимаясь делами государственного управления, принимая важные кадровые решения, например, Император назначил новым председателем Государственного Совета верного монархиста И.Г. Щегловитова.
Скоро, 27 февраля, начнется Великий пост (в 1917 году он начался днём раньше 13(26) февраля), который, как мы знаем, Царская семья, по обыкновению, начала с говения, причастившись Святых Таин в праздник Торжества Православия 19 февраля (4 марта). Государь оставался пока ещё в столице, в Царском Селе. Но его уже начали «бомбить» телеграммами из Ставки его «верные генералы» (как он полагал), что он должен как можно скорее вернуться, того требуют неотложные дела. Император не понимает, к чему такая спешка, ведь активные боевые действия начнутся позже, он не собирается так скоро ехать на фронт. Наконец, кто-то (до сих пор, насколько я знаю, неизвестно кто) убедил брата Государя Великого князя Михаила съездить у Царю и уговорить его срочно ехать в Ставку. Можно предположить, что Великому князю объявили, что длительным отсутствием Государя в Могилёве недовольны офицеры Ставки, что в Ставке зреет заговор. И Государь неожиданно для Семьи и ближнего окружения засобирался в Ставку, отбыл из Царского Села 23 февраля (8 марта).
Это был четверг второй седмицы Великого поста. И в этот день в Петрограде начался «бабий бунт». Наверное, поэтому и решили потом большевики праздновать «Международный день солидарности женщин» в этот день. Его, правда, потом благополучно превратили в «праздник мам», «праздник весны».
Началась трагическая неделя русской истории, которую мы будем переживать в те же дни начала Крестопоклонной седмицы, когда толпа крещёного народа в Петрограде штурмовала тюрьму «Кресты», избивала и убивала представителей органов правопорядка. Именно в эти дни Великого поста, дни всеобщей «измены, трусости и обмана» Государь, всеми оставленный, подвергавшийся жесточайшему психологическому давлению и откровенному шантажу, должен был принимать решение о власти…
Возникла идея провести в эти дни совещание или конференцию с участием настоятелей храмов в честь Святых Царственных Страстотерпцев, священников и мирян, почитающих Государя. Эту идею горячо поддержал настоятель храма Царственных Страстотерпцев в деревне Сологубовка недалеко от Санкт-Петербурга протоиерей Александр Захаров, предложивший провести такую конференцию у него в храмовом комплексе. А правящий архиерей епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав благословил наше начинание.
Поскольку на следующий день после отрешения Государя от Престола Церковь наша вспоминает великое чудо — явление Державной иконы Божией Матери (более того, это будет 100-летний юбилей явления чудотворной иконы), мы решили провести конференцию не 14-го, а 16 марта, в день, когда под давлением революционеров брат Государя Великий князь Михаил Александрович отказался принять Престол до решения Учредительного собрания.
Тему нашей конференции или совещания мы решили обозначить так: «Почитание святых Царственных Страстотерпцев и прославление царских слуг в России и зарубежье». Тема сегодня крайне важная и актуальная.
Почитаем ли мы должным образом святую Царскую Семью спустя 17 лет со времени канонизации? Да, теперь редко можно найти храм, где не было бы иконы Царственных Мучеников. Да, сегодня никто из членов Церкви не дерзает публично усомниться в святости Государя. Но почему-то у нас принято поминать святых Царственных Страстотерпцев, что называется списком, а вот прпмц. Великую княгиню Елизавету и даже инокиню Варвару поименно. Разве мученический подвиг Царской Семьи ниже?
В мае сего года мы будем отмечать 10-летие воссоединения Русской Церкви. Важное, знаковое событие, ознаменовавшее завершение русского раскола. Но Русская Зарубежная Церковь канонизировала не только Царскую Семью, но и всех убиенных Царских слуг, даже католика Алоизия Труппа и лютеранку Екатерину Шнейдер по примеру практики Древней Церкви, причислившей к лику святых язычников, которые пострадали вместе с христианами (например, воины Анатолий и Протолеон вместе с Великомучеником Георгием Победоносцем). Однако по прошествии 10 лет со времени воссоединения с РПЦЗ у нас из пострадавших вместе с Царской Семьей и за Царскую Семью православных христиан к лику святых причислен только страстотерпец Евгений (Боткин), да и то, только год назад. Получается, что в вопросе канонизации пострадавших с Царем и за Царя мы не объединились еще в Зарубежной Церковью. А когда объединимся? Ну пускай в вопросе о канонизации католика и лютеранки наша комиссия по канонизации стоит на жестких принципах, но чем же подвиг убиенных православных христиан князя Василия Долгорукова, Ильи Татищева, графини Анастасии Гендриковой, Ивана Харитонова, Анны Демидовой, Ивана Седнёва, Климентия Нагорного ниже подвига мужественного и благородного врача Евгения Боткина? Почему до сих пор не канонизированы люди, принявшие смерть за Царя? Что препятствует этому?
Такой же вопрос возникает и о причинах затягивания вопроса о церковном прославлении Великого князя Михаила Александровича, де-юре последнего правителя Российской Империи.
Эти и другие вопросы нуждаются в братском соборном обсуждении, и мы предполагаем вынести их для дискуссии. Впрочем, перечень вопросов, требующих нашего соборного разумения и обсуждения может быть дополнен по предложению потенциальных участников конференции.
Нам бы, конечно, хотелось, чтобы в этот день собрались вместе все настоятели храмов в честь Святых Царственных Страстотерпцев, все ревнители памяти Царской Семьи в нашей Церкви — и священники и миряне. Не только из Санкт-Петербурга и Москвы, но и из Екатеринбурга, Пскова, Могилёва, Крыма, Костромы, из других городов и весей и не только России, но и других стран, где молитвенно чтят память Императора Николая Александровича и его Семьи.
Однако наша инициатива носит частный характер, у нашего проекта нет бюджета, поэтому, увы, мы не можем даже оплатить стоимость билетов для иногородних участников конференции. Отец Александр Захаров, как радушный хозяин, обещает обеспечить ночлегом и обедом участников конференции. Мы также предполагаем для иногородних участников конференции организовать паломничество по святым местам Санкт-Петербурга. Однако на большее у нас нет ни сил, ни средств.
Впрочем, это не первый случай, когда важные проекты зарождались как частные инициативы, и мы, получив архиерейское благословение, имеем надежду, что наша конференция будет удачной и принесет благие плоды.
А пока мы ждем предложений по участию в конференции и формированию повестки дня. Обращаться можно в редакцию «Русской народной линии» как одного из инициаторов конференции, либо непосредственно к протоиерею Александру Захарову.
Анатолий Степанов
Запись опубликована в рубрике
Российская государственность. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.