Василий Белянин. Открытый ринг

ОТКРЫТЫЙ РИНГ

 

Посвящается моему тренеру

Анатолию Николаевичу Виноградову

bokserskie-perchatki-tom-48492-largeВ эти дни Алексей напряжённо готовился к соревнованиям. Через неделю,  в  субботу, он должен был ехать на открытый ринг — небольшое соревнование в  боксёрском клубе другого района Москвы, где спортсмены  проводят  один бой. На открытых рингах боксёры набираются опыта и показывают мастерство, которому  научил их тренер.

Тренер Алексея был хорошо известен в боксёрских кругах Москвы, его звали Анатолий Николаевич. Светловолосый, среднего роста, он всегда подтянут и аккуратно одет. Легко и непринуждённо общался с ребятами. Его знали многие известные боксёры Советского Союза. Чемпион Олимпийских Игр Борис Лагутин часто приезжал к нему в клуб.

В отличие от других тренеров Анатолий Николаевич никогда не выставлял на соревнования неподготовленных бойцов. В спортзале ребята под его руководством постигали  азы науки побеждать на ринге, учились  хорошей боксёрской технике.

Алексея привёл на занятия боксом отец. «Вот твой тренер, который  будет тренировать тебя» — коротко сказал отец. Потом отец часто приходил на тренировки сына. Бывал и на соревнованиях, с замиранием сердца смотрел на выступления Алексея. Правда, не желая стеснять свое чадо, на соревнования приходил тайком. Отец проводил время и в тренерской комнате, где подолгу общался с тренером.

С боксом впервые Алексей познакомился во дворе своего дома, когда ему было около пяти — шести лет. Тогда взрослые ребята принесли боксёрские перчатки, и желающие могли посоревноваться  прямо на улице. Он не помнил, как  провел первый дворовый бой. Не было ни судей, ни рефери, ребята сами выбирали себе соперников. Эти вольные бои напоминали простую игру дворовых мальчишек. Им было интересно надеть на руки боксерские перчатки и прыгать в них, нанося удары  друг другу. До  серьёзных драк во дворе не доходило. Соревнования закачивались мирно.

Потом, когда Алексею исполнилось двенадцать лет, отец предложил ему записаться в секцию бокса. Маме Алексея этот вид спорта не нравился и на соревнования она, конечно, не ходила. Однако занятиям не препятствовала.

Первые тренировки начинались во дворце спорта «Крылья Советов». Это старинное здание начала XX века, изначально предназначенное под манеж   для выгона лошадей, принадлежавшее купцам Рябушинским. В 30-х года XX века к существующему манежу, по проекту архитектора Метлина Н.А., пристраивают еще одно строение. Тогда весь комплекс создавался как Дворец физкультуры для завода «Авиахим».

«Крылья Советов» — хороший боксёрский клуб со своей традицией, отличной тренерской школой и своими тренировочными базами. В нём помимо секции бокса есть секции борьбы и художественной гимнастики, которые  до сих пор существуют.

Зал бокса располагается с левой стороны. Входная дверь оборудована прямо в стене. Открывая ее, сразу видишь боксёрский ринг на возвышенности. Спускаясь по ступенькам, попадаешь в спортзал. Боксёрский зал — это особое место. Пол зала всегда покрыт досками. В зале по краям висят боксёрские груши и мешки. По бокам на стенах — прямоугольные  мешки и пневмо-груши. В углу — штанга  и гантели с гирями. Когда входишь в боксёрский зал всегда ощущаешь  запах пота. Такой особый запах боксерских залов. Из первого зала через дверной проём в левой стене можно попасть во второй, где тоже проходят тренировки боксёров.

За много лет обстановка там почти не изменилась. Только отремонтировали раздевалку для спортсменов и душевые кабины.

Недели пролетали в тренировках, которые стали главной частью жизни Алексея. Даже учеба в школе отошла на второй план. Хотя тренер всегда вникал в школьные успехи своих юных спортсменов, следил за их успеваемостью.

Летом была поездка в спортивный лагерь. Яркие воспоминания об этом остались у Алексея. Лагерь на Мстёре от спортклуба «Крылья Советов». Отдых и тренировки на берегу живописной реки.

В солнечные дни тренировались прямо на улице. Сначала шло построение. Потом разминка. Отработка комбинаций ударной техники и лёгкие спарринги. В свободное время при хорошей погоде ходили вместо тренировки купаться на речку с тренерами. Вечером смотрели кино в клубе.

В общем-то, обычный советский спортивный лагерь. Только в самом центре его стоял белый полуразрушенный храм. Разваливающаяся церковь была приспособлена под продуктовое хранилище. Оказалось, что лагерь стоит на территории старого дореволюционного кладбища. Ребята рассказывали, как кто-то из спортсменов ходил раскапывать  могилы. Находили  там человеческие черепа… Когда играли в домино, то фишки складывали в полукруглый предмет. Позже Алексей узнал, что это часть человеческого черепа. И желание игры в домино отпало…

…После года занятий в «Крыльях Советов» Алексею вместе с тренером пришлось уйти в новый боксёрский клуб. Новое место оказалось ничем не хуже. Главное, он был там со своим тренером.

У Анатолия Николаевича произошли серьезные расхождения с руководством предыдущего клуба, где тренер занял принципиальную позицию. В своей работе он  никогда не шёл на компромиссы с совестью.

Тогда Анатолий Николаевич сказал ребятам: “Кто желает, может пойти со мной в другой боксёрский клуб”. Алексей пошёл за своим тренером.

И вот сейчас Алексей и выступающие на соревнованиях ребята встретились на станции метро, и вместе с Анатолием Николаевичем направились в другой спортивный клуб. Набралось более сотни ребят из разных секций бокса. В спортзале слышен шум голосов. Все пришли на взвешивание с медицинскими справками. Идут в раздевалку. Дальше взвешивание и жеребьёвка с подбором  соперников по  весовым категориям. Иногда приходится сгонять вес, чтобы перейти в категорию полегче. После взвешивания можно  расслабиться — вдоволь попить и поесть.

Начинаются соревнования с боёв в лёгком весе. Потом бои в средних весах. В конце — выходят тяжеловесы. Пришло время выхода на ринг Алексея. Его охватило волнение. Хорошо, что тренер сейчас рядом и будет его секундантом (секундант это человек, помогающий и дающий советы по проведению боя в перерыве между раундами).

По давнему обычаю рефери щупает боксёрские перчатки, чтобы там не оказалось ничего лишнего. Удар гонга.

И спортсмены соревнуются в первом раунде. Всего надо было провести   три раунда.

Соперник у Алексея коренастый. Он хочет навязать ближний бой. Алексей встречает его левым прямым ударом. Потом, присмотревшись, работает на отходе, включая правый прямой. Волнение как рукой сняло. Теперь надо  думать о дальнейшей тактике боя.

Это с виду бокс иногда кажется спортом по обмену ударами. На самом деле в боксе во время боя всё время приходится думать, как построить каждый раунд. Иногда приходится импровизировать, использовать  различные приёмы, отвлекающие соперника. Но очень важный момент, как учил тренер, это движение ног. На тренировках этому посвящалось  много времени. Надо было уметь двигаться по рингу, нанося удары противнику и успевая уклоняться от его ударов. Анатолий Николаевич учил ребят сражаться так, чтобы центр  тяжести был  ближе к правой ноге. С  правой ноги всегда можно было легко контратаковать с акцентированным ударом правой руки, включая различные серии и комбинации, чередуя их прямыми ударами снизу и боковыми ударами рук.

В перерыве между раундами тренер подсказывал, как строить бой дальше. Анатолий Николаевич никогда не ошибался и всегда правильно говорил ребятам, как работать с соперником. Он был тренер, что называется «от Бога». И на этот раз он с какой-то ободряющей веселостью сказал Алексею: “Держи соперника на дистанции!”. Алексей послушался тренерского совета, и все его удары стали попадать в голову и туловище противника.

Это был честный поединок по всем боксёрским правилам. Три раунда пролетели как мгновение. Сейчас объявят победителя. Рефери взял боксёров за руки. Сердце бьётся, время как будто остановилось. И вот рука рефери вместе с рукой Алексея взлетела вверх.

Конечно, так было не всегда. Были и поражения. Были и такие выигранные бои, после которых победа доставалась сопернику.

Надо было набраться мужества, напрячь волю, чтобы продолжать дальше тренироваться, готовясь к следующим соревнованиям. Бокс воспитывал в Алексее твёрдость характера, закалял его физически. Анатолий Николаевич всегда был рядом и поддерживал словом, передавал своё мастерство на тренировках.

Сколько затрачено сил и энергии, чтобы научится азам бокса. Анатолий Николаевич вкладывал свою душу в подготовку спортсмена. Ребята дружили между собой. В клубе отмечались дни рождения.

Отмечался и День рождения тренера. Все собирались в сауне. Накрывался небольшой стол. Пили чай и ели торт. Весело и тепло. Анатолий Николаевич любит пошутить. Иногда в чайной комнате проходила импровизированная игра «Что где когда?». Одни ребята придумывали вопросы. Другие на них отвечали. Интересовались и миром взрослого бокса. Тогда ещё не было профессионалов. Но ребята Анатолия Николаевича были нарасхват. Позже один из учеников трехкратный чемпион Москвы Виталий Комарницкий скажет: «Мы тогда уже были профессионалами».

А тренировки всегда начинались с построения, что дисциплинировало ребят. Строились по росту. Потом – разминка, проводить которую поручалось самому опытному боксёру. Ребята шли колонной по кругу против часовой стрелки, отрабатывая различные упражнения вслед за возглавлявшим колонну разминающим. Смена упражнений проходила по хлопку разминающего. Она длилась не более получаса. Далее отрабатывались приёмы со спарринг-партнёром. Шла работа на мешках и боксёрских грушах. Потом — спарринги и вольный бой.

В новом клубе тоже проводились спортивные сборы и летний отдых в спортивных лагерях на реке Пахре. В лагере жили в маленьких щитовых домиках. Помимо тренировок, вечерами ходили на танцы, днём ловили рыбу…

Вырастали ученики Анатолия Николаевича, поступали в институты или техникумы.  Их место занимали другие молодые боксёры, тренировавшиеся в клубе. Они набирались опыта на тренировках и открытых рингах.  Старшие ребята не забывали своего тренера и клуб. Приходили в гости. Рассказывали про свою студенческую жизнь. Вот и Алексей тоже стал студентом. Входил в  боксёрский зал и смотрел на подрастающих юных боксёров.

Время шло, и в 1990-х  годах тренер ушёл из клуба. Здание через некоторое время отдали коммерческой фирме. Фирма снесла здание, чтобы на его месте построить административный центр. Правда, из этой затеи ничего не вышло — вмешались жители близлежащего дома. Сейчас там благоустроенная  территория. О том, что когда-то здесь был боксерский клуб напоминает лишь мозаика, оставшаяся на торце соседнего дома. Старая советская мозаика сделана в виде ромба с двумя юными  боксёрами, рука одного из них вместе с рукой рефери поднята вверх…

Анатолий Николаевич сейчас не тренирует. Но он помнит всех своих воспитанников и молится за них.

Ни один из его учеников не пошел в криминал. У всех есть семьи, в которых уже выросли дети.

У Алексея тоже вырос сын, который в детстве, также как и отец, занимался боксом во дворце спорта «Крылья Советов».

До сих пор ученики Анатолия Николаевича общаются между собою. Всегда готовы прийти на помощь друг другу. В наше время — это редкость.

Иногда ученики приезжают домой к своему тренеру. Вспоминают время, проведённое вместе. Рассказывают разные истории, любят пошутить, как прежде. Виталий Камарницкий поёт песни под гитару…

Собираются вместе, беседуют о жизни. Все уже взрослые люди, прожившие почти полвека на Земле. Собираются и каждый раз вновь осознают, что главное, чему научил их тренер Анатолий Николаевич — жить по совести и никогда не сдаваться перед жизненными обстоятельствами.

Василий Белянин,

город Москва

Запись опубликована в рубрике Образ нашего берега. Добавьте в закладки постоянную ссылку.