Решатся ли японцы силой отобрать у России южные Курилы?

На границе тучи ходят хмуро…

Решатся ли японцы силой отобрать у России южные Курилы?
Дмитрий Мельников
01.06.2012

На официальном уровне Токио не позволяет себе высказываний о необходимости решения «территориальной проблемы», то есть своих претензий на российские острова, силовыми методами. Нас же давно убеждают, что Япония, согласно конституции, является государством, для которого применение вооруженной силы, не вмещающееся в границы «самообороны», абсолютно невозможно.

Однако из этой благостной картины постоянно выпадают, назовем их так, странные факты. В прошлом году, согласно утечке информации – случайной или организованной – стало известно: всем находящимся в нашей стране японцам их посольство сообщило о необходимости приготовиться к эвакуации в связи с возможным началом войны с Россией. Тогда многие приняли это за очередную «утку» и даже веселились. Однако в апреле нынешнего года аналогичная информация всплыла вновь.

Одна из влиятельных европейских газет поместила статью, в которой говорилось: японский дипломат сообщил дипломату российскому, что после аварии на АЭС «Фукусима» его правительство готово на любые меры по возврату Курил.

Не потому ли наши военные откровенно говорят о том, что практически все новинки, которые в ближайшей перспективе должен получить российский военно-морской флот, отправятся на Дальний Восток? И даже универсальные десантные корабли типа «Мистраль» будут защищать «протяженные линии коммуникаций от Камчатки до Курил». Начальник Генерального штаба Николай Макаров заявил, что эти корабли нужны, «в том числе, и для решения вопросов безопасности на Курилах». Сообщается и о перевооружении размещенной там 18-й пулеметно-артиллерийской дивизии.

Напомним, что значат для Японии, третьей экономики мира, эти острова. Их возвращение под длань японского императора, с точки зрения жителей Страны восходящего солнца — восстановление исторической справедливости. Ведь, следуя их логике, передала же Америка в 1972-м занятую ей в ходе кровопролитных боев Окинаву. Вот и Россия-де, должна сделать то же самое в отношении Курильских островов. Эти настроения поддерживаются Вашингтоном – нашим верным геополитическим друзьям необходимо направить взоры японцев именно «на незаконно удерживаемые Москвой Курилы». Ибо в противном случае не исключена возможность того, что «самураи» вспомнят о фактически захваченных американцами после Второй Мировой войны бывших японских островах — Маршалловых, Каролинских и ряде других, которые, несмотря на свою небольшую площадь, имеют чрезвычайно важное стратегическое значение.

Так что любому из японских политиков, если тот публично заявит, что следует отказаться от притязаний на Курилы, такие слова могут стоить не только политической карьеры, но даже, возможно, и жизни.

Есть и другие причины для конфронтационных заявлений. Во-первых, акватории южных Курил чрезвычайно богаты рыбными ресурсами. Можно без преувеличения сказать, что там находится одна из величайших на всей планете кладовых морских живых биологических ресурсов – таких промысловых пород как сайра, минтай, краб, сельдь и многих других. Соседи же, выловив всю живность у себя под боком, вынуждены отправлять свои рыболовные траулеры едва ли не до Новой Зеландии, что означает многократное увеличение стоимости морепродуктов. К тому же, после прошлогодней аварии на АЭС «Фукусима» заниматься добычей морепродуктов на значительной части японской прибрежной акватории стало попросту невозможно. Во-вторых, Курилы — перспективный нефтегазоносный район, что для Японии, остановившей недавно последний атомный реактор, крайне важно. В-третьих, южные Курилы могут сыграть важную роль в случае начала работы Северного морского пути в качестве международной трассы. Ведь именно через них проходит кратчайший путь к портам Китая, Кореи, России и западной части Японии.

К тому же, получи японцы эти острова в свое распоряжение, наш Тихоокеанский флот оказался бы разрезан на две группировки – Приморскую и Камчатскую.

В-четвертых, японскому правительству сейчас, как никогда, необходимо отвлечь население от тяжких мыслей о завтрашнем дне: несмотря на бодрые заверения о взятом под контроль положении с радиоактивным загрязнением, реальность выглядит иначе. Специалистам достаточно лишь взглянуть на показатели уровня радиоактивности, которые предъявляет миру официальная японская пропаганда, чтобы понять: будущее многих районов этой страны находится в опасности. Это чувствуют и те, кого принято называть «простым народом», им, в массе своей, овладели переселенческие настроения. В начале нынешнего года промелькнули сообщения о желании довольно большой группы японцев переселиться в Южную Корею. Мало того, находится под угрозой один из столпов японского общества — семья: отмечаются многочисленные конфликты между представителями старшего, не желающего покидать насиженных мест, и младшего поколений, стремящегося найти более безопасный для проживания уголок. Еще один крайне неприятный аспект — крушение устоев японского общества. Корпорации в условиях кризиса, вызванного прошлогодним землетрясением и цунами, вынуждены разрывать трудовые отношения с частью персонала – явление для Японии крайне нетипичное.

Поэтому Токио апеллирует к ура-патриотизму граждан, естественно, используя для этого «территориальный вопрос».

Однако сегодня уже мало просто жонглировать словами, к ним в Японии давно привыкли. Требуется сделать нечто большее – например, попытаться решить проблему радикальными средствами. Есть факты, которые говорят в пользу того, что такое решение принято.

Несмотря на жесточайший экономический кризис, Токио отнюдь не собирается свертывать программы по разработке и закупке вооружений. Особенно большое внимание уделяется флоту. За последние несколько лет в состав «Морских сил самообороны» – МССО — вошло несколько современных кораблей. В том числе, уже после фукусимской катастрофы вертолетоносец «Исэ», а его брат-близнец «Хьюга» в строю уже несколько лет. Об этих боевых единицах стоит сказать отдельно. Согласно недавним заключениями наших специалистов, они представляют собой фактически мини-авианосцы, по характеристикам близкие к британскому «Инвинсиблу», сыгравшему ключевую роль в англо-аргентинской войне 1982-го за Фолклендские (Мальвинские) острова. «Хюга» и «Исэ» способны нести 18 единиц авиатехники – самолетов и вертолетов, в том числе и новейшие Ф-35Б. Информация о закупке этих машин Токио по цене 240 миллионов долларов за штуку подтвердилась в начале мая. Сейчас МССО насчитывают, помимо двух новых вертолетоносцев, еще сорок шесть кораблей, большинство из которых было введено в строй уже нынешнем веке. Все они оснащены по последнему слову техники, например, для полного освоения всех систем вооружений на эсминцах типа «Конго» их экипажам потребовалось около десяти лет. Списочный состав МССО постоянно обновляется, на верфях концерна «Мицубиси» в городе Нагасаки за прошедшие два года было построено два современнейших эсминца, оснащенных многофункциональной системой управления оружием «Иджис».

Превосходят нас японцы на дальневосточном театре и по подводным силам.

Еще в начале 2000-х выпущенный специализированным питерским издательством сборник отводил японским лодкам типа «Асасио» первое место в мире по фактору бесшумности, то есть способности скрытно, а значит, успешно выполнять поставленные задачи. Эти лодки проектировались в первой половине 90-х. Экипажи на японских субмаринах больше штатного расписания раза в полтора: это сделано для того, чтобы в случае необходимости можно было быстро задействовать подводные лодки, находящиеся на консервации. Примерно похожие решения по снижению шумности были применены и на наших АПЛ типа «Ясень». Однако японцы после «Асасио» уже успели порадовать себя двумя новыми сериями «тихих» судов, в то время как наш заложенный еще в 1993-м «Северодвинск» вошел в строй совсем недавно…

В Стране восходящего солнца идут дальше, концерн «Кавасаки» практически завершил разработку и испытания большого военно-транспортного самолета. Не собирается Токио отказываться и от самостоятельной разработки истребителя пятого поколения, что подтвердилось в нынешнем году. Насчитывающие более трех сотен боевых и ненамного меньше учебных машин японские ВВС также представляют собой представляют собой реальную силу.

Принято считать, что наиболее слабое звено вооруженных сил Японии – «пехота», главная задача которой — противодиверсионная и антитеррористическая деятельность. На первый взгляд, действительно так, численность сухопутных сил всего 180 тысяч человек, что в несколько раз меньше личного состава армии Южной Кореи. Значит, для «внутреннего пользования»? Но почему тогда все настойчивее в Токио призывают использовать свою сухопутную армию и за рубежом?

Зачем ежегодно проводятся учения по высадке японских подразделений с резиновых лодок и вертолетов на необорудованный берег, а наставниками в этом случае выступают американцы?

Это уже точно признак подготовки к ведению наступательных операций, при этом наиболее многочисленная группировка сухопутных сил самообороны сосредоточена как раз вблизи границы с Россией. К тому же, по отзывам, зарубежных военных специалистов, японцы, экономя на обычных частях, уделяют повышенное внимание спецназу, который может сыграть ключевую роль в час икс. Не говорит ли это о том, что мы, подобно кануну войны 1904-1905 годов с пренебрежением относимся к своему вероятному противнику?

Кстати говоря, по насыщенности электронными системами армия Страны восходящего солнца на первом месте в мире. А ведь, как известно, именно средства радиоэлектронной борьбы и являются одним из залогов успешного выполнения боевых задач.

Главное же преимущество японцев в том, что их непотопляемый авианосец и одновременно база снабжения, северный остров Хоккайдо находится рядом с Курилами. Не забудем и американцев, которые «в случае чего» примутся исправно снабжать своего союзника разведанными, техникой, боеприпасами, а, возможно, и «советниками».

Что же можем противопоставить мы? Не так уж и много. Тихоокеанский флот сегодня насчитывает всего шесть крупных кораблей – ракетный крейсер, эсминец и четыре больших противолодочных корабля — по западной классификации фрегаты. Все были построены в восьмидесятых. Среди определенной части сограждан царят шапкозакидательские настроения: мол, одного флагмана ТОФ «Варяг» будет достаточно, чтобы перетопить весь японский флот, ведь наш флагиан, к тому же, может отстреляться по врагу, не выходя из гавани. Да и, как утверждают сторонники подобной позиции, у нас всегда есть возможность перебросить дополнительные силы с Северного, Черноморского и Балтийского флотов, что было частично отработано в ходе маневров 2010 года.

Но ведь и при таком раскладе наши силы не смогут, исходя даже из чисто количественных показателей, сравняться с японскими. Большинство наших корабельных ракет разработаны довольно давно, их образцы неплохо изучены на Западе, меры противодействия разработаны. В то же время недавно стало известно о работах по усовершенствованию основной противокорабельной ракеты японского флота «Тип-90» – теперь она может более уверенно различать цели на фоне суши. Специалисты также высказывают опасения, что наши моряки могут не справится и с современными морскими минами. Если это так, то в «час икс» наш флот может быть заблокирован в базах. Есть, конечно, надежда на наши атомные подводные лодки, однако им необходимо время, чтобы скрытно прибыть в район боевых действий.

К тому же возможный противник обладает весьма обширным парком противолодочной авиации, который состоит из почти сотни самолетов «Орион».

Да и разворачивать неограниченную подводную войну вряд ли кто-нибудь отважится – велик риск, что под «горячую руку» могут попасть и суда третьих стран.

Что же касается авиации, то у нас, конечно, есть возможность постепенно добиться численного преимущества, но для этого нужно будет оголить другие направления, что крайне затруднительно. Вот поэтому можно говорить о том, что самолеты с красным кругом на борту будут господствовать в воздухе — по крайней мере, в начале конфликта. Учтем к тому же очень неплохую сеть противовоздушной и противоракетной обороны нашего островного соседа – она создаст много проблем нашей авиации, в том числе дальним бомбардировщикам.

Часть наших политологов заверяет, что Токио никогда не решится на авантюру, ибо страна попадет под удар российского ядерного оружия. Но подобное возможно лишь в условиях неограниченного ядерного конфликта, применив же его против Японии в случае конфликта локального, мы рискуем задеть и американские военные базы, и иностранных подданных, проживающих в стране.

Так что у японцев есть шансы высадиться на южных Курилах и закрепиться там. Да, мы, конечно, в последние годы стараемся наверстать упущенное, на острова поступает новая бронетехника в виде танков Т-80, новые зенитно-ракетные комплексы и многое другое. Однако, даже учитывая героизм российского солдата, противостоять силам вторжения будет очень и очень нелегко.

Поэтому японские сайты и переполнены обещаниями «устроить русским вторую Цусиму». В интернете также откровенно разглагольствуют о том, что у «сил самообороны есть все шансы занять Северные территории».

Давайте – к сожалению… — не будем забывать: в пропагандистской сфере за Токио будет играть и часть наших сограждан, тесно связанных с Японией – это бизнесмены, получатели грантов, сумевшие «за заслуги» отправить своих отпрысков туда кто на обучение, а кто и на постоянное место жительства. Уже сейчас часть подобной публики утверждает, что японцы на самом деле «белые и пушистые» – воевать мол, не могут, не хотят и не будут. А в это время японцы выпускают семитомный труд под названием «Военная операция по возврату Северных территорий»…

Могут сказать — у Москвы есть международная поддержка. Однако действительность состоит в том, что многие страны в лучшем случае считают Курилы спорной территорией, а то и окрашивают его в один цвет с Японией. Например, на китайских картах. Логика Пекина проста: коль скоро мы не поддерживаем его в споре с другими государствами в Южно-Китайском море, где аппетиты Поднебесной весьма обширны, то ему незачем поддерживать нас в нашей позиции по Курилам. Об американцах и говорить не стоит…

Нет, автор не утверждает, что конфликт между Россией и Японией неизбежен. Мне очень хотелось бы сказать, что этого никогда не случится, тем более, что в последнее время появились признаки вероятного японо-китайского конфликта из-за островов Сенкаку (Дяоюйтао). Но, собрав далеко не все данные о том, что происходит сегодня в Японии, сказать это не могу.

Источник: «Столетие»

Запись опубликована в рубрике Геополитический взгляд. Добавьте в закладки постоянную ссылку.