О транспортных коридорах и неосвоенных ресурсах Якутии

Якутия ждет инвесторов

Почти все элементы таблицы Менделеева представлены в недрах республики Саха (Якутия). Однако уровень освоения этих ресурсов не превышает 50%, а разведанность составляет около 60%. При том что по размерам Якутия превосходит Францию, Австрию, ФРГ, Италию, Швецию, Англию, Финляндию и Грецию, вместе взятые, а ее территория составляет 1/5 часть всей России, она не имеет единой железнодорожной сети, запланированной, напомним, еще в первой половине 1950 гг. И, несмотря на колоссальные запасы природного газа (свыше 1,4 трлн кубометров по данным на 2016 г.), газифицирована примерно треть якутской территории. А ведь именно якутский газ — основа трансазиатского проекта «Сила Сибири», предусматривающего кроме газификации ДФО экспорт газа в Китай.

Эти данные были озвучены в Москве главой республики Егором Борисовым в ходе пресс-конференции, посвященной вопросам социально-экономического развития Якутии. «Дело не только в том, чтобы доразведать разнообразные природные ресурсы, – сказал автору этих заметок Егор Борисов. – Задача состоит в создании мощностей по их переработке. К настоящему времени более активно развивается южноякутский промышленный комплекс на базе богатых месторождений различных видов угля и смежных видов руд. Сюда была подведена железная дорога (ответвление от западного сектора БАМа), и эта тенденция, в свою очередь, являются составной частью государственной программы по увеличению загрузки БАМа».

Саха (Якутия), по словам Е. Борисова, в состоянии производить многие промышленные товары, в том числе высокотехнологичные, а не только поставлять, скажем, алмазы, уголь, лес или электроэнергию за пределы республики.

Удельный вес запасов республики Саха (Якутия) в минерально-сырьевом потенциале России составляет: по алмазам 82%, по золоту 17%, по урану 61%, сурьме 82%, железным рудам 5%, углю 5%, олову 28%, ртути 8%. Имеются значительные запасы редкоземельных элементов, серебра, свинца, цинка, вольфрама и т.д. Но долгие десятилетия, если не столетия, республика вывозила эти ресурсы, как правило, без переработки. Кстати, в середине 1970 гг. был проект, инициированный А.Н. Косыгиным, долгосрочных поставок из южной и юго-восточной Якутии в Японию – через Хабаровский край и Сахалин – угля, газа, электроэнергии (из-за афганских событий Япония заморозила проект).

Теперь, отмечал Е. Борисов, растет внутренний спрос на продукцию глубокой переработки местного сырья, как и на якутскую гидроэлектроэнергию, что, естественно, требует ускоренного развития и перерабатывающих мощностей. Но поскольку почти вся континентальная часть Якутии представляет собой зону сплошной многовековой мерзлоты, и транспортная доступность региона невысока, то целесообразно активное участие государства в промышленных, энергетических, сельскохозяйственных проектах, как и в проектах по созданию единой железнодорожной сети в республике.

Недалеко от Якутска сходятся трансазиатские автомагистрали страны «Вилюй», «Лена» и «Колыма». Но ответвлений от них в якутскую глубинку пока недостаточно, что приводит к межрайонным социально-экономическим диспропорциям.

Так, не меньше половины общего валового продукта приходится на столичный (г. Якутск), южный и юго-западный регионы, где в основном развиты сырьевые отрасли и энергетика. А это – около трети территории республики.

Только к середине 1980-х восстановили проект начала 1950 гг. – железная дорога от восточного сектора БАМа до Якутска. В последующие 20 лет эту дорогу (примерно 1100 км) построили, но только до правобережья реки Лена. А железнодорожно-мостовой переход от данной линии в Якутск с учетом путей примыкания – около 25 км – и поныне остаётся, можно сказать, камнем преткновения. Государство ориентируется на реализацию «мостового» проекта в основном частными, в том числе иностранными, железнодорожно-строительными компаниями. Российские компании, похоже,   не спешат вкладываться в этот проект, зато интерес к нему уже проявляют компании из КНР.

Как сказал Егор Борисов, «правительство Саха (Якутии) устраивают любые инвесторы – российские, китайские, японские и другие. Китайские госкорпорации рассматриваются как возможные инвесторы строительства моста через Лену. Впрочем, есть вероятность, что в проекте будут участвовать российские компании». В этой связи глава Якутии говорил автору, что «с китайскими инвесторами начали вести работу ещё и потому, чтобы, таким образом, спровоцировать российских инвесторов относительно проекта». Очевидно, отечественный бизнес в период бюджетных и инвестиционных секвестров не очень-то спешит вкладываться в стратегические, но долгоокупаемые проекты. Тому пример: ситуация с «Заполярным Транссибом» – Северным Широтным Ходом. Причины на поверхности: и то, и другое – это не просто добыча сырья на экспорт…

   Е. Борисов также напомнил, что строительство мостового перехода через Лену к Якутску должно осуществляться за счет собственных или заемных средств потенциального инвестора. А после ввода моста в эксплуатацию из федерального бюджета в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы России (2020-2030 гг.)» примерно в течение 10 лет будет производиться возврат средств инвесторам. Заметим, что инвестиционная стоимость проекта свыше 56 млрд руб. в ценах первого полугодия 2016 г. При этом цены на соответствующие материалы и оборудование не стабилизируются.

Пока без движения, по словам главы Якутии, пребывает также проект транспортного коридора-выхода (примерно в 1260 км) из Якутска к близлежащему каботажному порту Аян на Охотском море (Хабаровский край).

Разработанный 60 лет тому назад и уточненный в начале 1970-х, затем в 2007-м, этот проект предусматривает наряду с тамошним каботажным терминалом создание крупного внешнеторгового порта в Аяне и, соответственно, более равномерную загрузку дальневосточных портов РФ. Которые сосредоточены в основном на юге Приморского края, что уже само по себе чревато ростом перегруженности существующей железнодорожно-портовой сети в южном секторе российского Дальнего Востока. Давний железнодорожный проект Якутск – енисейский порт Игарка (недалеко от впадения Енисея в Карское море) тоже ожидает своей реализации.

Что касается местных отраслей, то Егор Борисов отмечает здесь активное развитие добычи и огранки якутских алмазов и говорит: «… их месторождения имеются в ряде наших регионов, но не все они досконально разведаны. Алмазная же отрасль и сегодня вносит едва ли не решающий вклад в бюджет республики». В этом контексте возникает вопрос: а почему бы часть алмазных доходов не направить на строительство того же моста и/или на развитие газификации, гидроэнергетики, лесопереработки, на формирование единой железнодорожной сети в Саха (Якутии)? Именно такие доходы были в 1950-х – 1980-х главным источником быстрого индустриального развития ЮАР, Австралии, Южной Родезии, Свазиленда.

Кроме того, республике требуется нефтеперерабатывающий завод. Он давно был запроектирован в южноякутском г. Алдане с учетом наличия здесь крупных запасов нефти: ее разведанные запасы в Якутии достигают почти 100 млн тонн, а прогнозируемые – до 200 млн. Лесопереработка, лесохимия и гидроэлектроэнергетика тоже в числе приоритетных векторов экономического развития республики.

Ресурсы гидроэлектроэнергии Якутии могут более чем на 80% обеспечить спрос на электроэнергию в азиатской части России, по сырью для лесопереработки-лесохимии в том же регионе — минимум на 50%.

Что касается газификации республики, то, как сообщало ООО «Газпром межрегионгаз Дальний Восток», «газификацию Приамурья и Якутии планируется проводить от строящегося магистрального газопровода «Сила Сибири». Реализуется госпрограмма «Газификация населенных пунктов и обеспечение надежности газового хозяйства Республики Саха (Якутия)». В перспективе планируется соединить газотранспортную систему Сахалин-Хабаровск-Владивосток и строящийся газопровод «Сила Сибири» с действующей единой системой газоснабжения России». Практически, следовательно, «требуется газифицировать крупнейший федеральный округ, где уровень газификации – один из самых низких».

Республика Саха (Якутия) имеет все необходимое для построения благополучной жизни – богатейшие природные ресурсы, долгосрочные стратегические планы развития, стабильную социальную ситуацию, положительную динамику естественного прироста, высокий образовательный уровень населения и сравнительно молодые экономически активные трудовые ресурсы, но при всем алмазном изобилии для реализации стоящих перед задач требуются крупные инвестиции. В республике их нет…

Леонид Шипилов

Столетие

Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.