Царь-мученик Николай — святой образ в Уссурийске

Царь-мученик Николай

— святой образ в Уссурийске

 

5-1Майские и июньские пасхальные дни. В Уссурийске в эти дни случилось множество ярких событий. Особенное — это посещение города великими святынями. Частицы Креста Господня и тернового венца. И принесение иконы Царя-страстотерпца Николая II.

Третьего июня по новому стилю исполнилось ровно 125 лет с момента посещения Уссурийска последним Российским Императором, тогда еще Цесаревичем – Николаем Александровичем Романовым, позже Государем Николаем II.

Потрясает то, что память об этом событии уже почти полностью изглажена из сознания наших горожан. Ведь информация о тех днях отсутствует в городе, уступая место рекламе, увеселению и развлечениям. Чему удивляться, как сказал Екклесиаст: «нет ничего нового под солнцем». Еще в начале первого века от Рождества Христова прозвучали слова:

«Этот народ уж давно … все заботы забыл,

И Рим, что когда-то всё раздавал:

Легионы, и власть, и ликторов связки,

Сдержан теперь

И о двух лишь вещах беспокойно мечтает:

Хлеба и зрелищ!»

Де́цим Ю́ний Ювена́л

 ***

Пребывая своим святым образом в эти пасхальные дни в Уссурийске, Император Николай Александрович духовно вновь посетил наш город.

125 лет назад его встречали все жители. Ныне — лишь далеко не полный храм. Однако это посещение коснулось сердец и тех людей, что нашли возможность и силы прийти к чудотворной иконе. Как свидетельствует история, Царь Николай II был простым, светлым человеком, он не чурался общения со своими подданными, видя в них не холопов, а свой родной народ, своих родных. Вот и теперь, среди гама и суеты города Его чудотворный образ пришел туда, где были духовно родные ему люди. Все те места, в которых нам удалось побывать с иконой Царя-страстотерпца ждали этого. И везде, куда приходили мы с образом, видели, что жив русский народ, жив русский дух, жива наша вера. Русский человек — это человек, причастный Русскому миру. Среди подавляющего большинства русских лиц и сосредоточенных глаз, в которых были видны исконные славянское миролюбие и глубинность, мы видели и радостные глаза православных якутов, без надменности гордые и добрые глаза кавказцев, правдивые и искренние взгляды казахов, подходящих к иконе. Царь призвал и укрепил в каждом из этих людей любовь к своему Отечеству. Отечеству с Отцом во главе.

Встречали мы и другое, русского Ваню, кричавшего, что он буддист, тогда как настоящие буддисты проходили мимо в уважительном молчании. Видели русских людей, с непониманием и раздражением смотрящих на тех, кто внес в их душу напоминание о чем-то более высоком, чем разговоры и интересы уровня телевизионных шоу. Разное было. Но было и самое главное, была молитва, и звучало в воздухе словно тихим колокольным звоном обращение народа к Царю. И его ответ – его крепкая и ободряющая рука на плече русского солдата, сострадание заключенному, скорбь на месте кровавых расстрелов, улыбка, обращенная к ребенку, забота о юности и чистоте.

***

Наше посещение Уссурийска с чудотворной иконой Царя-мученика началось с центрального храма II-ого благочиния – храма Покрова Божией Матери, что рядом с автовокзалом. Именно там верующие люди встретили святого Царя. Весь вечер 31-ого мая икона находилась здесь, были совершены торжественная служба и молебен Царю Николаю II.

На следующий день, первого июня, подобно своему посещению 125 лет назад, Император отбыл в Войска.

К восьми тридцати утра, мы отправились в 83-ю отдельную десантно-штурмовую бригаду. В расположении доблестной бригады ВДВ торжественный митинг предварил краткий напутственный молебен перед началом летнего периода обучения воинскому делу. Потом воинам-десантникам было предложено приложиться к чудотворной иконе. Почти весь личный состав, вся отдельная парашютно-десантная бригада, подошли к Помазаннику Божию! Солдаты и офицеры просили благословения на защиту Родины, обращаясь к Государю со своими личными просьбами.

***

После бригады продолжилось социальное служение Иконы. В двух местах отбывания наказания — СИЗО №2 и ИК 41. Проходя по гулким коридорам СИЗО, мы заходили во многие камеры. Заходили к нашим братьям, пусть оступившимся, но все-таки братьям, приглашали их помолиться у святого образа. Почти во всех камерах были те, кто хотел, а главное находил в себе силы исповедовать пред сокамерниками свою веру — стать перед иконой и обратиться за помощью. Кое-кто встал на колени, кое-кто заплакал, кто-то, по-детски улыбаясь, просто был рад тому, что о нем позаботились. Правда, было две или три камеры, в которых нас встретили напряженно и молча. Тюрьма оставила в душе тягостное чувство, возможно, именно этими двумя-тремя камерами дав понять, как тяжел путь к раскаянию для человека. Воздух был, как будто, напитан оттенками обиды, вызова, настороженной замкнутости и унылого одиночества. Того принципиального одиночества, которое ни в силах победить человек, не знающий Бога.

ИК 41 не произвела такого впечатления. Возможно, оттого, что мы не ходили по камерам, а встретились с заключенными только в строящемся на территории колонии храме. Встретились с теми, кто и до этого приходил на беседы с окормляющим колонию священником, кто знает, что такое Исповедь и Причастие. В глазах этих людей читался смысл и понимание вещей, находящихся далеко за пределами территории, обнесенной колючей проволокой.

После мест лишения свободы Икона была доставлена в храм в честь преподобного Серафима Саровского, придел которого посвящен Святым Царственным Страстотерпцам.

***

На следующий день программа Царских посещений оказалась еще более насыщенной.

В 10 часов утра Икона принесена в Школу педагогики ДВФУ. Там состоялась встреча со студентами, педагогами, всеми желавшими принять участие в беседе, посвященной памяти посещения Николаем Александровичем Владивостока и Никольск-Уссурийска. Для ДВФУ, также как и для Уссурийска, личность Государя является ключевой. Уссурийск обрел статус города Указом Царя Николая Александровича. И также Указом Государя был основан во Владивостоке Восточный Институт (1899 г.) из стен которого вышел ДВГУ (Дальневосточный Государственный Университет 1920 г.), а приемником последнего стал уже ДВФУ (2009 г.).

К собравшимся с приветственным словом, а вернее, в приветственной беседе, обратился хранитель Иконы, сопровождавший ее во время поездки, начальник Православной Войсковой Миссии Игорь Евгеньевич Смыков. Он рассказал о чудесах, зафиксированных от чудотворного образа.

Затем, доцент Школы педагогики Ярослав Николаевич Попов содержательно и живо поведал присутствующим о событиях 125-ти летней давности, проиллюстрировав свой рассказ фотографиями, связанными с посещением Цесаревичем Владивостока и Никольск-Уссурийска.

***

После встречи в Дальневосточном университете мы отправились к месту, где находился расстрельный полигон НКВД. Сам полигон — недалеко от Детской Городской Больницы №2, больше известной горожанам под названием «Дубовая Роща». Зеленая сопка правее больницы радует глаз своей свежей зеленью, однако, память о страшных находках, которые совершили в начале 1990-хх годов рабочие, раскапывавшие котлован для застройки, совсем другим чувством наполняет сердце входящего под сень дубов. Проходя утоптанной тропинкой по лесу, внимательно всматриваясь в квадратные очертания братских могил, слушая.., нет, никак не экскурсовода – слишком горестная тема у этой «экскурсии», – слушая проводника, невольно переносишься в 30-ые годы прошлого столетия. Живо представляется машина с большой белой надписью «Х Л Е Б», в сумерках подъезжающая к опушке тогда еще молодого леска. Открываются двери будки, и на вечернюю росу спрыгивают очередные постояльцы этого братского кладбища. Где-то среди них и Петр Николаевич Рябинин – первый и единственный директор Никольск-Уссурийской женской учительской семинарии, готовивший прекрасных педагогов. Священник Михаил Кессельман, настоятель взорванного храма свт. Николая Мир Ликийских чудотворца, много потрудившийся на ниве храмоздательства в Приморье. Монахиня Иулиания и множество других достойных людей: простых крестьян, офицеров, библиотекарей, рабочих, педагогов…

Что это? Наказание народа за отступление от веры? За убийство Помазанника Божия?

Нужно вынести урок из прошлого нашей Родины. Только вот вспомнили об этой странице истории пока что лишь очень немногие жители Уссурийска – всего-то человек тридцать. Тема расстрельного полигона здесь не популярна, об этом предпочитают не говорить, а еще лучше, даже и не вспоминать… Вот и плиту на мемориальном камне с надписью о том, что здесь были расстреляны тысячи людей – разбили. Так и лежит она расколотая, как плевок в сторону предков, как поругание памяти миллионов наших дедов и прадедов…

***

Император посетил Уссурийское Суворовское Военное Училище. Мальчишки, выстроившись у будущего храма, с серьезным и одновременно любопытным видом наблюдали за молебном, пением хора, а потом с радостными лицами подходили к иконе, и еще более радостными к отцу Владимиру за порцией брызг святой воды. Благо, день был жаркий, и освященная вода не только делилась своей благодатью, но и радовала ребят прохладой. И будущие офицеры России улыбками отвечали на окропление. Приято было видеть среди них и тех, кто заходил раньше в наш храм.

Жив дух русского человека, и этот дух, если мы будем его возгревать, оберегать и созидать, незаметно сделает из этих сегодняшних мальчишек настоящих офицеров, знающих, что такое честь, достоинство, воля и совесть русского солдата.

Полигон УСВУ встретил нас в режиме подготовки к принятию всего личного состава Училища. Тем не менее, командование сочло вполне уместным оставить рутину и разрешить ребятам присутствовать за молебном перед чудотворной Иконой.

***

После полигона мы выехали в поселок Галенки, в Центр Дальней Космической Связи. В клубе гарнизона части нас встречали жители поселка и военнослужащие, свободные от дежурства. После краткого молебна все смогли приложиться к Иконе, обратиться к Государю с волнующими вопросами. После того, как жители Галенок все-таки отпустили нас с иконой, по приглашению командира части мы поднялись в один из кабинетов клуба и разделили трапезу с командованием. Радостно и тепло видеть настоящих руководителей, заинтересованных в добром, совестливом воспитании своих подчиненных.

Запомнились двое солдат – как ни странно, парень и девушка, стоявшие, по какой-то надобности, в коридоре, где проходили мы с Иконой. Подошел к ним и пригласил помолиться, попросить у Царя помощи в решении тех вопросов, которые есть у каждого человека. И вот, довольно хрупкая девушка, немного стесняясь, сказала, что не знает, как это правильно сделать. Постарался объяснить ей, что такое молитва, что она должна идти от сердца и выражаться в простых словах, что, наверное, нет ни какой надобности составлять акафист в своей душе ради того, чтобы попросить помощи у Бога и Святых Его в решении каких-то своих, совершенно конкретных вопросов. И вот эта девушка, подошла к иконе и глубоко, без наигранности и фальши просила что-то у Царя-мученика, так, как, наверное, она смогла бы просить это у своего отца. Ее примеру последовал и стоявший рядом солдат. Просто и по-мужски широко перекрестившись.

***

Обратная дорога домой. Гроза. Яркие молнии и проливной дождь, который хлещет по машине. И после грозы не передаваемая свежесть июньского воздуха…

Прошли дни пребывания Царя-мученика Николая II в Уссурийске. Утром третьего июня мы мчались на машине в аэропорт, оставляя за собой версты Приморской земли. Той земли, по которой всего 125 лет назад шел Цесаревич Николай Александрович Романов, будущий Царь-мученик. Шел, освящая нашу приморскую землю державным благословением.

Вот и сейчас Святой воин Церкви Торжествующей, страстотерпец Николай II прошел, подобно Христу, по своей земле. Прошел скромно и тихо, освящая людей, изменяя их привычные будни, принося в их умы тягу к Богу и мысли о том, что едино есть на потребу. И лишь это Единое является действительно необходимым.

Кирилл Александрович Елфимов,

город Уссурийск Приморского края

Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.