АРЕСТ МЭРА
Мэр Владивостока И. Пушкарев и его задержание стали одной из самых обсуждаемых новостей
Во Владивостоке трудно найти того, кто согласится, что арест Пушкарева связан только с какими-то правонарушениями. Большинство жителей города уверены, что подоплека событий сугубо политическая. В городе уже собирают подписи под обращением к президенту Путину в поддержку мэра Пушкарева. В начале недели состоится городской митинг.
Местные СМИ полны комментариями известных в Приморье людей, выступающих в защиту мэра Владивостока. Конечно, по содержанию информационной кампании вряд ли можно судить о настроениях жителей региона. Скорее всего, большая часть просто занята своими делами, не вникая в политику. Сильно встревожена местная политическая и деловая элита. Еще несколько месяцев назад приморская газета «Конкурент» сообщала, что в местное Законодательное собрание намерены войти бизнесмены, которых не устраивает политика Москвы. Известные мотивы – «чего это тут Москва всем распоряжается?» У мэра Владивостока были неплохие шансы сформировать в Заксобрании свое авторитетное ядро из представителей местного бизнеса. И в основном из тех, кто недоволен политикой Москвы…
Однако вся эта внутрирегиональная аналитика меркнет на фоне того, какое ключевое стратегическое значение для России имеет Владивосток и все Приморье.
Громкие аресты мэра Владивостока и ректора ДВФУ могут дискредитировать и исказить образ нашей Дальней России в глазах собственного народа, в глазах зарубежных соседей.
С какими целями, с какой идеей мы идем сегодня на Восток? Судя по гигантским экономическим усилиям и заявленным ориентирам на создание «конкурентоспособной экономики», «интеграцию в АТР», «привлечение иностранных инвестиций», мы создаем на берегу Тихого океана хорошие условия для международного бизнеса. Владивосток – порто-франко, ТОРы и «дальневосточные гектары» — все это приметы новой экономической политики для Дальнего Востока России. В русле этой политики стало создание гигантской игорной зоны под Владивостоком, где уже открыты казино, пропускающие десятки тысяч азиатских клиентов в месяц.
Впечатляют замыслы по строительству из Китая через все Приморье двух железнодорожных веток, которые должны обеспечить китайский транзит: Суйфэньхэ—Находка («Приморье-1») и Хуньчунь—Зарубино («Приморье-2»). На этих маршрутах предусматриваются упрощенные пограничный досмотр и таможенное оформление. Транзит потребует рабочих рук. В данном случае, скорее всего, китайских. Вероятно, понадобится еще и охрана, которую, вполне возможно, китайцы захотят осуществлять своими силами…
Похоже, политика, направленная на превращение Дальнего Востока в большую бизнес-площадку, требует руководителей соответствующего склада.
Ориентир на встраивание в международные тренды делает востребованным универсальных менеджеров, для которых приемлемы любые западные стандарты.
Задержанный мэр Владивостока по масштабам своей деятельности, вероятно, уже не вполне дотягивает до того космополитского размаха, который намечается у города-порта и всего Дальнего Востока. До этого размаха уже не дотягивают и местные бизнесмены и политики. Многие из них хоть и стараются торговать всем, чем придется, но все же их масштабы уступают более крупным корейским, китайским, американским или московским компаниям.
Органичен в новой экономической политике на юге Дальнего Востока губернатор края Владимир Миклушевский. Политические ориентиры губернатора говорят о том, что он имеет соответствующий взгляд на развитие Дальнего Востока. В своем недавнем интервью приморскому информационному агентству ПримаМедиа Миклушевский откровенно признался, что сейчас его настольными книгами являются работы Майкла Портера «Международная конкуренция» и «Хорошая стратегия плохая стратегия» Ричарда Румельта. Эти работы написаны в русле той известной идеи, что в глобализированном мире у каждой страны должно быть какое-то главное экономическое преимущество, соответствующее всемирному разделению труда в новом мировом порядке.
Вообще, Миклушевский давно и открыто выражал свои симпатии к американской демократии. Его первым международным контактом на посту губернатора стала официальная встреча с генконсулом США во Владивостоке. Тогда новый губернатор стал активно приглашать американцев инвестировать в Приморье. Первый вице-губернатор Сидоров, которого Миклушевский сразу пригласил в свою команду, долгое время жил и работал в Штатах. В 2012 году в ходе конференции накануне открытия саммита АТЭС во Владивостоке Сидоров, призывая американского миллиардера Джима Роджерса инвестировать в Приморский край, сказал: «В регионе мы решаем две наиболее крупные российские проблемы — дураки и плохие дороги. Мы начали с дорог, а вы должны помочь нам решить вторую проблему». Сегодня Сидоров в Приморье не работает, но взгляды Миклушевского на политику России на Дальнем Востоке, судя по всему, не поменялись.
Удивительное совпадение – даже посол США в России пресловутый Джон Теффт прилетал в прошлом году в Приморье прямо в День рождения губернатора края – 15 сентября.
Встречали в крае известного мастера по цветным революциям доброжелательно, сводили в музей и к памятникам американским «героям».
У Пушкарева и Миклушевского интересы, по всей видимости, не совпали, поскольку мэр Владивостока больше ориентирован на свое местное бизнес-сообщество, нежели на мировое.
На заседании Минвостокразвития полпред Юрий Трутнев напомнил о том, что через три месяца откроется второй Восточный экономический форум, и сказал: «Гости из разных стран мира соберутся для того, чтобы понять, что же происходит на российском Дальнем Востоке, как можно работать вместе. Наверняка, будет много идей, предложений. Будет и критика за то, что мы не успели сделать. Над всем этим будем работать». Вероятно, в этом ключе менеджеры, готовые наиболее эффективно отрабатывать критические замечания наших зарубежных противников и партнеров, оказываются более уместными в политическом пространстве Дальнего Востока.
…Недавно во Владивостоке отмечали 125-летие посещения Цесаревичем Николаем Александровичем Романовым, будущим Всероссийским императором, Владивостока и Южно-Уссурийского края. Задержание мэра Владивостока и Царские дни во Владивостоке практически совпали. Хотя события эти, казалось бы, внешне не очень связанные и мало сравнимые. Однако сравнивать можно информационный эффект. Об аресте говорят гораздо больше.
О проведении Царских дней в память о том императоре, который сделал для Приморья, как никто, много ни местный бизнес, ни губернатор, ни мэр совершенно не позаботились. В других регионах Дальнего Востока о Государе и его Восточном путешествии вообще не вспомнили.
Владивосток – главный порт России на Тихом океане. Государство явно обратило свое внимание на Владивосток и демонстрирует в своей политике твердый курс движения на Восток. К Тихому океану. Такую устремленность к Востоку можно сравнить лишь с эпохой Николая II. Тогда Россия всей своей мощью повернулась к своим восточным рубежам. Построен Транссиб. Развернута мощная переселенческая компания. Миллионы людей за время правления Николая II переехали в Приамурскую и Приморские области – в Дальнюю Россию. Эти люди ехали не на время, а навсегда. Ехали и несли к берегам Тихого океана настоящую Россию. Приезжали – ставили Крест. Затем часовню или церковь. Об этом заботилось государство. И движение на Восток было церковно-государственным.
Сегодня мы идем к Тихому океану с ожиданием иностранных инвестиций. Сегодня в государственной политике очень слабо просматривается национальный стержень. Простым свидетельством тому является брошенный недостроенный кафедральный Спасо-Преображенский собор в центре Владивостока на берегу бухты Золотой Рог. Краевая власть не находит денег на собор, разваливающиеся стены которого созерцают все иностранцы с заходящих в порт судов. Губернатор жертвует средства на ремонт цирка и проведение КВНа.
Какая власть должна быть в регионе, где столько границ и соседей с малознакомой культурой? Где берег Святой Руси омывается водами Великого океана. Конечно, прежде всего, эта власть должна очень твердо выражать национальные интересы.
Игорь Анатольевич Романов — руководитель информационно-просветительского проекта «Берег России»