Голубое небо и чистые светло-голубые волны Приморья. Православного Приморья, которое живет Божьим Промыслом от берегов Тихого океана до священных Балкан. Русское Приморье и Приморская Черногория. У нас даже митрополиты именуются приморскими. Владивостокский и Приморский владыка Вениамин. И Черногорский и Приморский владыка Амфилохий.
Величание от песчаных берегов средиземноморья. От скалистых сопок Русского океана. До голубых небес и по всей Вселенной. Величание святому Царю Иоанну-Владимиру…
4 июня Церковь чтит память одного из славянских святых ХI века – святого Царя-мученика Иоанна-Владимира. Подобно русским святым страcтотерпцам Борису и Глебу, он смиренно принял кончину от рук коварного врага. Из позднейших исследований известно, что Иоанн-Владимир боролся в своих пределах с ересями. А христианское и праведное житие его в браке с Царицей Косарой стало темой народных сказаний о великом благочестии и любви. Велико почитание святого Иоанна-Владимира на Балканах и во всем православном мире по сей день.
Святой Иоанн-Владимир – первый святой сербский правитель. Тогда сербы только-только приняли христианство. И Царь-мученик Иоанн-Владимир стал для своего новокрещенного народа ярким примером подражания самому Христу всей своей жизнью. До последнего дыхания. Иоанн-Владимир показал сербам, да и всем нам, что христианство — это новая жизнь. Подвиг Иоанна-Владимира прекрасно описан в «Летописи попа Дуклянина».
Согласно летописи, Владимир стал правителем Дукли[1] (часть Черногории), унаследовав власть от своего отца. В то время Дукла подвергалась агрессии македонского царя Самуила. Во время нападения Самуила, Владимир со своим войском занял гору Облик, оказавшись в окружении и осаде. Гора Облик — место обитания множества ядовитых змей, которые стали нападать на солдат, нанося им смертельные укусы. И здесь на этой горе Облик произошло чудо. После пламенной молитвы святого Владимира, Господь избавил войско от напасти. До сих пор именно в месте молитвы святого змеи неспособны никого укусить. Как пишет поп Дуклянин: «в этом месте змеи не ядовиты до сего дня».
Будучи в окружении, Владимир отказался сдаться Самуилу. Однако, когда стало известно о предательстве одного из князей, Владимир созвал собор и сказал, что лучше пожертвует собой, чем все погибнут от голода и меча.
Царь Владимир сам явился к Самуилу. И как раб был отправлен в столицу Македонии – Преспу. В Преспе Владимир был посажен в темницу.
Самуил, покорив Приморье (Черногорию), вернулся в Преспу. Там проживала благочестивая дочь Самуила Косара-Феодора, которая упросила отца отпустить ее со служанками в темницу для помощи пленникам. Царь дозволил.
В темнице Косра-Феодора встречает Владимира и влюбляется в него. Как пишет поп Дуклянин, девушка увидела, что Владимир красивый, добрый, благородный, смирен, исполнен мудрости и разума Божиего и разговор с ним ей был «слаще меда и сота». Сожалея о его молодости и красоте и узнав, что он княжеского рода, она полюбила его и умолила отца выдать ее в жены за короля Владимира, который сидит в темнице.
Из любви к дочери и зная, что Владимир был королевского рода, царь сделал так, как она хотела. Владимир становится зятем Самуила. И на этом основании ему возвращают во владение Дуклу (Зету).
Владимир и Косара жили в Боге праведно и счастливо. Владимир управлял своим народом с мудростью и любовью.
Когда умер царь Самуил, на престол взошел его сын Радомир. По наущению византийского царя Василия II, Радомир был убит своим братом Владиславом, который и занял престол. Вероятно, Владислав видел соперника в самостоятельном Владимире, к тому же Владимир был зятем Самуила. Владислав позвал Владимира к себе на встречу. Косара чувствовала, что супруга ждет судьба Радомира, потому отправилась в Преспу сама. Владислав принял ее ласково, со всеми почестями и послал повторное приглашение Владимиру, дав обещание, не причинить никакого вреда. В подтверждение своих слов Владислав послал золотой крест.
Владимир не поверил лукавому царю и ответил: «Знаем, что Господь наш Иисус Христос, который за нас пострадал, не был распят на золотом или серебряном кресте, но на деревянном. Если твоя вера правая и если ты говоришь истину, то пришли мне деревянный крест и духовенство. И пусть они прейдут пешком и подтвердят (твои намерения верой — БР) силой Господа нашего Иисуса Христа при Животворном Кресте и Честном древе». Лукавый Владислав направил к Владимиру двух епископов и одного пустынника с деревянным крестом как свидетельство правдивости своих слов. Владимир пошел. Тогда Владислав направил в засаду своих воинов, «да убьют его прежде чем он вступит в Преспу». С помощью Божией Владимир невредимым вступил в Преспу и по своей набожной привычке в первую очередь направился в церковь. Узнав об этом, Владислав велел окружить храм и убить Владимира сразу, как тот выйдет оттуда.
Читая об этих событиях, потрясает людское коварство. Но еще больше потрясают и впечатляют великий подвиг и истинно христианское достоинство и смирение святого Царя Иоанна-Владимира.
Находясь в церкви и осознав предательство епископов и смертельную опасность, Владимир сохранил в сердце молитвенный дух и Божественную любовь. Он стал укорять епископов, что они обманули его. А они сами обманутые не могли от стыда и горя глядеть ему в очи.
Тогда праведный Владимир взял в руки крест, что ему прислал царь и сказал: «Молитесь за меня Богу, господа мои, и этот честной крест пусть мне и вам вместе будет свидетелем сегодняшнего Божиего дня, да погибнем без вины и без греха». Поцеловав крест, и простившись с епископами, под всеобщий плач, вышел из церкви. Прямо пред церковными вратами воины отсекли голову святому Царю Иоанну-Владимиру. Это было 22 мая (4 июня) 1016 года. Епископы взяли тело Царя-мученика и схоронили в той церкви.
Вскоре на гробе Владимира стало появляться чудесное свечение. Царь Владислав позволил Косаре забрать тело своего мужа и похоронить там, где она пожелает. В тяжком страдании Косара забрала владимирово тело и перенесла его в Дуклу. Похоронила она его в церкви Святой Марии «Пречистой Краинской», где поселилась сама как монахиня. После своей смерти Косара была погребена у ног святого супруга. Позднее мощи Царя-мученика Иоанна-Владимира были перенесены в Эльбасан в Албании, где почивали в церкви Шийони (Святого Иоанна Предтечи).
До 1944 года, когда монастырь в Шийони пострадал от пожара (по другим сведениям, до 1967, когда обитель была закрыта властями) совершалась ежегодная церемония, во время которой раздавались кусочки ваты, освященные в раке с мощами святого. Во время антихристианских гонений в коммунистической Албании монастырь запустел, а мощи святого, как считалось, были утрачены.
В 1991 году, в 975-летие мученической кончины Царя Иоанна-Владимира, часть мощей была обретена. Обретенные мощи были положены в церкви Пресвятой Девы Марии в Эльбасане. В 1995 году перенесены в православный кафедральный собор Тираны – в столицу Албании.
Не токмо у целительных мощей на далеких Балканах, но в нашем Русском Приморье и во всей православной России, будем молиться святому Царю-мученику Иоанну-Владимиру о воскресении православной Сербии, православной Черногории, православной Македонии, православной Греции, православной Болгарии и православной Албании! О воскресении православных Балкан! О воскресении нашей Святой Руси и всего Православного мира!
Берег России