Апрель 19, 2012 в 12:58
«Поистине часы искушения и физических опасностей суть настоящие ангелы-хранители нашей жизни: они вводят нас в храм веры и исцеляют от эгоизма, самолюбия и убийственного самомнения, от высокомерия и жестокосердия, отравляющих душу нашу». Фердинанд Врангель.
Семь футов под килем
В 1817 году известный мореплаватель капитан В.М. Головнин готовился совершить кругосветное путешествие на военном шлюпе «Камчатка». Однажды к нему явился никому не известный выпускник Морского кадетского корпуса мичман Врангель. Он буквально умолял капитана взять его с собой простым матросом. Восхищенный смелостью молодого человека, Головнин принял его в команду. Так будущий адмирал Российского флота отправился в свою первую «кругосветку». Вернулся через два года настоящим «морским волком», был пожалован в лейтенанты и сразу стал готовиться к новой экспедиции – на этот раз его путь лежал в Арктику.
Север встретил путешественников неласково: «Огромные ледяные горы встречались на волнах, с шумом и грохотом сшибались и исчезали в пучине: другие с невероятною силою набегали на ледяные поля и с треском крошили их». Однажды Врангель провел двое суток на оторванной льдине и чудом спасся. Но трудности только укрепляли его дух. Экспедиция продлилась четыре года. Вместо «белых пятен» на карте России появились территории от Индигирки до Колючинской губы, а также Медвежьи острова. Вернувшись в Петербург, Фердинанд Петрович затосковал и вскоре отправился в свое второе кругосветное путешествие: «Отечество, кровь и покой душевный составляет для меня океан…»
Курс на Аляску
В 1829 году Фердинанд Врангель был назначен правителем Русских колоний в Америке. России в то время принадлежали Аляска, Алеутские острова и земли на тихоокеанском побережье до форта Росс в Калифорнии. Столицей было поселение Ново-Архангельск на острове Ситка. К новому месту службы Врангель добирался почти год – дорога шла через всю Сибирь. Вступив в должность, Фердинанд Петрович первым делом обустроил крепость и оснастил ее отличными пушками: «Никто не застанет здесь наших врасплох ни днем, ни ночью, и дерзкий дорого заплатит за свою попытку». Открылись литейная, оружейная и даже компасная мастерские, первая метеорологическая обсерватория. За время своей службы Врангель исследовал все западное побережье Америки. Матросы вспоминали: «Ступив на палубу, капитан сразу преображался, словно входил в свою сферу и чувствовал себя на свободе…»
Служба и служение
Вместе с Врангелем на Аляску приехал русский священник Иоанн Вениаминов. Изучив язык аборигенов, он составил алеутскую азбуку и перевел Священное Писание. Пастырь был поражен душевными качествами алеутов: «Нет среди них ни ссор, ни драки. Обиженный никогда не ответит на обиду. У них нет обмана и воровства. Всегда поделятся с неимущим. А за свои дары они никогда не ждут ни расчета, ни благодарности – это их закон. Истинно христианская добродетель!». В лице Врангеля отец Иоанн нашел единомышленника и деятельного помощника: в Русской Америке строились часовни и храмы, открывались школы для детей алеутов и креолов. В наши дни Аляска и Алеутские острова по-прежнему остаются православными приходами. Фердинанд Петрович был ярым противником продажи Аляски. Он любил эту землю и считал ее частью своей Родины.
Отец Иоанн (впоследствии митрополит Московский Иннокентий) в 1977 году был канонизирован как Святитель и Апостол Сибири и Америки. Фердинанд Врангель основал Русское Географическое общество, был произведен в адмиралы и служил Морским министром России.
Десятилетним мальчиком Врангель поступил в Кадетский корпус и стал гардемарином – морским стражником. Великий русский мореплаватель, ученый и воин всегда стоял на страже своего Отечества.