Со всех сторон океан. Серо-голубые просторы с дорожками течений и корабельных следов. С высокой сопки в сизой дымке чистого воскресного дня кажется, что Владивосток плывет в небесном океане.
Все дни в нашем Приморье не похожи друг на друга. Даже океан меняется несколько раз с утра до вечера. Краски розовые, золотые, легкие зеленоватые, голубые и серые… Каждый Божий день разливается акварельная палитра в невообразимых рисунках…
Мощь тихоокеанской природы, восточные просторы Дальней России, размах, широта и величие. Все это требует от страны, вставшей на этих крутых берегах, могучей державной силы.
Старые дореволюционные форты – бетонные укрепления Владивостокской крепости на Русском острове. В неприступности и надежности этих бастионов проступают значительные масштабы Империи. О том, как вставала Русь на Тихом океане рассказывают виды старого Владивостока.
Форт Поспелова до 1903 года назывался Временным укреплением №4. Эта крепость похожа на укрепления Порт-Артура. С форта русские орудия могли накрывать акваторию пролива Босфор Восточный и часть Уссурийского залива.
Японцы в 1904 году не сунулись во Владивосток, потому что знали, какие укрепления защищают город.
Сегодня под стенами форта горожане, взбираясь по скалам на своих потертых японских автомобилях, устраивают пикники и языческие развлечения.
Вот среди невысоких камней какого-то капища, сооруженного современными жителями Владивостока прямо среди крепостных укреплений, расположилась семья – папа, мама – лет 35-ти — и две подростковые дочки. Они подняли руки к небу и ждут, когда оттуда в них начнет «поступать энергия». Словно это не люди, а четыре аккумулятора или пальчиковые батарейки большого размера…
Всего сто лет назад сюда шли и здесь жили люди, которые несли на своих плечах и в своих душах Великую Россию. То были богатыри, которые владели Востоком и строили бастионы, защищавшие Святую Русь на Тихом океане. А сегодня – это в основном мелкие лавочники, продавцы и нервные водители подержанных тойот, мечущиеся в поиске простых сиюминутных удовольствий…
И эта незначительность теряется на фоне величия Российской Империи, проступающего сквозь толщу бетонных стен форта Поспелова на Русском острове…