Туманная дымка над скалистым берегом острова Русский. Белесые океанские волны. Они долгие, протяжные, длиннее, чем черноморские или каспийские. Океан – это мощь, невероятная глубина и чуть ли не бесконечный простор. В небе и над соленой глубиной витают сумрачные отголоски пронесшегося тайфуна…
В зеленых парках Владивостока особенно сильно отпечатались следы грозной стихии: брусчатые тропинки устланы обломанными ветвями, сорванной листвой и перегорожены вырванными с корнем деревьями. Природные удары – привычное дело для нашего Приморья. Бушевал тайфун, а движение по городу, рабочие ритмы совершенно не прерывались. По кабины в воде ездили уверенно приморцы на своих праворульных джипах по залитым стихией дорогам.
Сейчас вдоль дорог суета. Особенно на Русском острове. Рабочие в ярко-зеленых одеяниях, представители автоинспекции… Третьего сентября на острове в новых корпусах Дальневосточного университета начнется Восточный экономический форум. Грандиозное мероприятие, почти сопоставимое по масштабам с прошедшим в 2012 году саммитом АТЭС. Тогда к саммиту и был выстроен университет на скалистом острове, два гигантских моста над океаном, нормальные автодороги, театры, гостиницы и бизнес-центры… К форуму ничего не строят. Даже забросили Спасо-Преображенский собор, о постыдном отношении к которому уже немало написано и сказано на всех уровнях.
Наводят косметический порядок в городе и в университетском городке, который почему-то называется странным чужеродным словом «кампус». На серый козырек над фасадом главного университетского корпуса бригада рабочих крепит огромное полотно с англоязычной эмблемой Восточного экономического форума. В самом здании почти все готово – конструкции-павильоны для приглашенных организаций рядом с великолепными тихоокеанскими панорамами, которые открываются сквозь стеклянные стены. Скалистый изгиб бухты Аякс с морскими акварелями и океанскими кораблями на рейде. Стоит участвовать в этом форуме хотя бы ради того, чтобы увидеть неземные красоты сентябрьского Приморья…
Хотя очевидно, что путь к этим пейзажам для многих форумчан лежит через большие инвестиции. Через эти инвестиции кто-то, может быть, обретет возможность не только постоянно любоваться островными пейзажами прямо на месте, но в перспективе увезти с собой кусочек этой чудесной природы. Зависит от того, как договоримся на форуме. Презентации ряда инвестиционных проектов, часть из которых будут обсуждаться на большом «восточном экономическом съезде», носит характер «закрытой дискуссии». Россия представит в основном недропользовательские и логистические замыслы.
Уже сложившаяся традиция – иностранные инвестиции на Дальний Восток почти на 80% ориентированы на реализацию недропользовательских или транспортно-коммуникационных сделок.
Суть их довольно проста. Мы предлагаем свои природные и геополитические возможности – покупатель принимает решение «брать или не брать, если брать, то почем». И в дальнейшем уже самостоятельно реализует предложенное. Мы, то есть Россия на Дальнем Востоке, получаем кое-какие деньги, возможно инфраструктуру, и возможно политическую благосклонность. В общем-то, это неплохо, только стратегически не всегда выгодно.
Конечно, люди получают рабочие места благодаря инвестициям. Однако какая это работа? Способствует ли она профессиональному, личностному развитию наших соотечественников?
— Да мы тут почти все деревенские, — делится паренек в черной форме охранника на въезде в Дальневосточный университет на острове Русский. Он проверяет автомобили, въезжающие на университетскую территорию. Машин много – университетский пляж давно открыт для городских посетителей. Добродушный деревенский парень мог бы трудиться в своем селе, растить детей и хлеб…
Однако село разваливается, а Владивосток становится мега-бизнес-центром и «хабом» по переправке грузов. Здесь сейчас активное движение, много новых магазинов, автостоянок, бизнес-центров, большой университет… И везде требуются охранники. А, проще говоря, — сторожа.
Еще в новом Владивостоке сильно нужны продавцы, кассиры, офис-менеджеры – огромная масса обслуживающего персонала для торгово-деловой сферы.
Кто-то из предпринимателей, занятых перепродажей, а попросту, спекуляцией дальневосточными богатствами, гордо именует себя логистом.
— Здесь люди в основной своей массе занимаются логистикой. А это не мешки с вагона выгружать, если что, тут образование нужно, — так незатейливо охарактеризовал популярную сферу занятости дальневосточников сорокалетний хозяин крохотного бизнеса из Хабаровска.
Большие дальневосточные города все больше ориентируются на обслуживание иностранного капитала. Даже складывается впечатление, что наша дальневосточная политика, подчиненная экономическому фактору, как раз на это и направлена.
Открываем для всех наши порты, делая их «свободными», создаем «территории опережающего развития», строим дороги… Куда ведут эти дороги?
На форуме будут обсуждаться проекты транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Там речь пойдет об открытии и обеспечении китайских перевозок транзитом через нашу территорию. Китай — наш друг – это понятно. Еще мы хотим обсудить с китайцами идею строительства новой супертрассы с огромным мостом через Амурский залив, чтобы напрямую из приграничного Хуньчуня доставлять китайские грузы во Владивосток. При этом имперский город рассматривается не более, чем транспортный терминал, «хаб» — тоже какое-то странное слово, по сути, не имеющее отношения к нашей Русской цивилизации. Русский город, смысл названия которого для России – «владеть Востоком», причем владеть духовно, китайцы называют «Ханьшеньвэнь» — «Залив трепанга». Идея владения Востоком низводится до уровня какого-то морского существа…
…По всей видимости, китайская делегация будет одной из самых главных на форуме. При сегодняшних геополитических раскладах и бессовестном поведении США, дружба с КНР должна становиться все прочнее. Вот только не потеряться, не раствориться бы нам в этой дружбе. Сейчас мы активно включаемся в китайскую идею «Нового шелкового пути». И предлагаем свои территории для участия в этом проекте. Это при том, что на Востоке страны мы как никогда слабы в социальном отношении. При размытости и торговой ориентированности местного населения все эти экономические проекты способны ли принести большую стратегическую пользу России?
…Китайский «Новый шелковый путь» слишком длинный для нас. Россия может проложить свою дорогу, свой трансконтинентальный путь, причем намного короче — от Санкт-Петербурга до Охотска или Магадана. Наша русская дорога, связующая тихоокеанское побережье и берег Балтики по северным широтам, способна стать самым выгодным и самым удобным проходом через Евразию.
Дорога нам нужна, чтобы прочнее скрепить наши восточные и западные территории. Трасса позволит оживить пустеющее пространство Сибири и Дальнего Востока. Транзит по новой магистрали даст новые экономические возможности для страны. И самое важное – эта мощнейшая коммуникационная нить станет физической основой возрождения России.
Когда был проложен Транссиб, началось стремительное заселение восточных территорий. Транссиб послужил опорой развития Русской цивилизации в Сибири и на берегах Тихого океана. Даже Харбин в Манчжурии – столица Китайской Восточной железной дороги — создавался русскими и был совершенно русским городом со множеством православных храмов.
Сегодня в хорошей береговой трассе нуждается вся наша стратегия развития Северного морского пути. Имея опорную линию в северных широтах, мы сможем вести более дружеский и полновесный диалог с нашим китайским соседом.
И есть надежда, что этот диалог наполнится новым, более высоким содержанием. Двум великим странам есть, что предложить друг другу помимо торговли и логистики. Ведь загадочная китайская душа, как и любая другая, в глубине своей жаждет прильнуть к источнику настоящей живой Веры в Бога. И если мы будем более достойно выглядеть в глазах нашего великого соседа, то свет русского православия может обильно пролиться на Поднебесную. В этом, пожалуй, и залог нашего политического сближения и долгосрочного дружественного общения с Китаем…
Игорь Анатольевич Романов — проект «Берег России»