Грибная сентябрьская радость
Спешили, пока люди из ближних сел не собрали грибы. Хотели успеть раньше этих людей. Дождь, сначала легкий, немного успокоил. Дождь разойдется, и грибников будет мало. Может быть, их даже не будет вовсе. Успеваем и мчимся на белом небольшом авто потише.
Наш поворот у края тайги. Через желтую глинистую грязь на укатанную сентябрьскую траву под густыми зарослями монгольского дуба и маньчжурского ореха. Грибы пошли сразу. Сразу, под дубом, среди его молодой мокрой поросли — крепкий боровик. Небольшой, но рядом еще два таких же. Через утоптанный пролесок глубже в тайгу. Там – море опят. Море молодых веселых опят. Не разгибаясь, собираем их в просветах среди густых кустов лещины и леспедецы. Да, может быть, хватит нам этих мокрых от теплого сентябрьского дождя опят? Хватит, поищем белых. Через чавкающую под подошвами сапог напитанную дождем и водой таежных ключей просеку пробираемся к подножию первой сопки. Здесь на склоне что-то ярко желтеет, сияет издалека. Кесарев гриб. Яркий, похожий на мухомор, только без пятен, чистый с желто-оранжевой шляпкой и белой ножкой. Наш дальневосточный съедобный и очень вкусный кесарев гриб. Пять-шесть крупных кесаревых собрали в свои «корзины». Но у подножия и на склоне сопки почему-то пусто. Так, несколько сыроежек, пара старых обабков.
Дождь расходится. Тайга тихо погружается в туман. Запах прелой дубовой листвы, таежных сопок и дождливого сентябрьского неба. Пора бы возвращаться. Мокрая одежда потяжелела, липнет холодной тканью. Обратно. Идем обратно через какие-то укрытые мхом валуны. По звериным тропам, через кабаньи следы. Вдруг издали увидели, как вспыхнуло что-то белое среди кустов. Знаете, что это? Это огромные лесные шампиньоны! Их много, шляпки размером с большие тарелки. Все крепкие, бодрые, ароматные. Какое-то чудо эти шампиньоны на укрытых толстым густым мхом валунах среди дубов, тонких виноградных лиан и мягких побегов бересклета священного. Целое ведро шампиньонов… Пару недель назад мы были неподалеку от этого сказочного места. Нечаянно наткнулись тогда на большого черного змея. Змей, похожий на удава, побольше двух метров в длину, спокойно отдыхал на прошлогодней листве под покровом уссурийской тайги. Этот змей умный и вовсе неядовитый. Амурский полоз, живет только в нашей дальневосточной тайге. Порой он даже выходит, чтобы предупредить о какой-то опасности или о грозящем наводнении. О чем предупреждал он нас тогда, пару недель назад? Может быть, о том, что где-то совсем близко большой полосатый зверь – тигр? А, может быть, напротив, намекал на предстоящее доброе событие, на то, что скоро здесь на больших укутанных мхом валунах вырастут белые шампиньоны?
Мы поблагодарили тогда амурского полоза, пожелали ему всего хорошего. Он, показалось, слегка кивнул своей черной головой в ответ…
Сейчас мы выбирались к машине с тремя ведрами грибов. Полведра белых, ведро шампиньонов и полтора ведра с опятами, кесаревыми и большими зелеными сыроежками.
Дождь полил такой, что дорога скрывалась за плотными потоками воды. Видимость — как под водой. Но что эти дожди?! Самая сентябрьская грибная погода. И грибная сентябрьская радость.