«О преображении России будут наши молитвы в строящемся Спасо-Преображенском кафедральном соборе Владивостока»
Беседа с митрополитом Вениамином (Пушкарем) о главном соборе России на Тихом океане
Игорь Романов: Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Когда Вы были правящим архиереем Владивостокской епархии, с Вашего благословения и при Вашем непрестанном участии началось большое и очень значимое для всей России дело – строительство Спасо-Преображенского кафедрального собора в главном морском порту нашего Отечества – городе Владивостоке. Не сомневаемся, что Вам и сейчас небезразлично это дело и Вы, конечно, наблюдаете за ходом строительства и молитесь о его завершении.
Владыка Вениамин: Да, конечно, я не безразличен к тому, как идёт строительство. Не пребываю где-то в стороне, слежу за тем, как продвигается возведение нашего главного храма. Ведь этот собор – сердце Приморья, духовное начало России на востоке.
Игорь Романов: Владыка, будучи на Владивостокской кафедре, в 2000-м году, Вы выбрали место для строительства Спасо-Преображенского кафедрального собора Владивостока. На берегу тихоокеанской бухты Золотой Рог решено было возвести величественный храм, который стал бы символом всей нашей России, пришедшей к берегам Тихого океана с Крестом и Евангелием. Тогда, в 2000-м году Владивостокскую епархию посещал Святейший Патриарх Алексий II, и он вместе с Вами был на месте будущего собора и благословлял это строительство, имеющее большое духовное и державное значение для России.
Прошло уже более двадцати лет, уже высятся кресты и купола собора над бухтой Золотой Рог, но все же строительство до сих пор не завершено. Но, прежде чем говорить о том, почему так невообразимо долго строится главный собор России на Тихом океане, позвольте спросить Вас, что предшествовало идее его возведения?
Владыка Вениамин: Весь путь Руси на восток отмечен православными храмами, монастырями, а где-то часовнями и крестами. Россия шла к Тихому океану с великой христианской идеей. Россия жила с этой идеей, будучи призванной Богом нести Евангельское Слово народам мира. И когда русский народ стал заселять берега Амура и Уссури, основал на морском полуострове наш богоспасаемый град Владивосток, здесь стали появляться первые церкви, зазвучал колокольный звон, и полилась молитва к Господу. Бог благословил нашему городу стать самым главным морским портом Руси на Тихом океане. И уже с первых лет появления Владивостока, было ясно, что здесь со временем должны возникнуть не только небольшие церкви и часовни, но величественный собор, который будет виден со всех кораблей, заходящих в русский порт. Собор этот должен свидетельствовать о том, ради чего привел Господь наш народ к тихоокеанским берегам.
Первым храмом, открывшемся во Владивостоке в 1862 году, была Успенская церковь, где служил флотский священник. Позднее строились новые храмы, но собора, который мог бы уподобиться Святой Софии Константинопольской, стоящей на берегу византийского Золотого Рога, еще не было.
В 1891 году Владивосток посетил Цесаревич Николай Александрович, будущий Российский Император Николай II. Когда Государь Николай Александрович взошел на Российский престол, он учредил самостоятельную Владивостокскую епархию, основал своим Указом Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь на берегу реки Уссури, недалеко от станции Шмаковка. И, конечно, Царь поддержал идею возведения во Владивостоке большого собора. Первый Владивостокский архиерей Владыка Евсевий обращался к русскому народу, призывая жертвовать на строительство собора во Владивостоке. Последующие исторические события надолго отодвинули возможность воплощения замысла. Но в 1990-х годах, когда возрождалась Владивостокская епархия, мы вновь обратились к мысли о возведении величественного храма, православного символа Руси на Тихом океане. В нашем Приморье, на краю России в окружении иностранцев, азиатов собор должен свидетельствовать, что «здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Он должен быть как бы «визитной карточкой» нашего Отечества в его главном морском порту на Тихом океане.
Тогда нашу идею поддержал губернатор Приморья Сергей Михайлович Дарькин. Он взял на себя строительство собора.
Выбранное мною место на берегу бухты Золотой Рог, в центре Владивостока хотели занять какие-то банкиры и бизнесмены для своих деловых нужд. Десять лет мы не могли приступить к строительству, поскольку банкиры не хотели отдавать место под строительство кафедрального собора города. В этом нам тоже помог Сергей Михайлович. При его участии епархия обрела благословенную землю в историческом месте Владивостока, прямо напротив морского входа в бухту Золотой Рог.
Игорь Романов: Да, Владыка, помню, что были немалые трудности, связанные с началом строительства собора и уже после того, как началась стройка. К началу 2012 года все-таки была выделена земля под собор, заложен фундамент, началось возведение стен будущего храма, которые были выведены до цоколя.
Собор огромный, рассчитан на три тысячи молящихся, более 70-ти метров высотой. И строится собор почти в ста метрах от глубокой океанской бухты. Наверное, здесь какие-то особые требования к строительству, к закладке фундамента. Во Владивостоке, где местность скалистая и неровная, наверное, вообще сложнее возводить здания, чем, например, в Хабаровске, Екатеринбурге или Москве? Пришлось ли использовать какие-то новые технологии в строительстве, особые строительные материалы?
Владыка Вениамин: Конечно, нужно учитывать наши условия. Поэтому фундамент мы делали на прочных сваях, которые уходят примерно на двадцать метров вглубь под скалистый берег бухты. Почти двести свай таких в основании собора. Тогда к саммиту АТЭС шло строительство разных сооружений и мостов через пролив Босфор Восточный и бухту Золотой Рог. И, когда мы ставили сваи, нам помогали, консультировали нас инженеры-мостовики.
Затраты на сооружение фундамента составляют не менее трети всех расходов на возведение всего собора.
Игорь Романов: Владыка, 23 февраля 2012 года Вами был освящен закладной камень Спасо-Преображенского кафедрального собора Владивостока. Господь сподобил меня присутствовать при этом событии. Там были губернатор Сергей Дарькин, представители руководства Приморского края и города Владивостока, представители командования Тихоокеанского флота, силовых структур и казачества.
Шел обильный снег, которого в ту бесснежную и морозную зиму долго не было во Владивостоке. Тогда, произнося Слово в связи с духовным событием – освящением закладного камня, Вы сказали, что начавшийся снег – это добрый символ Покрова Пресвятой Богородицы.
И, казалось, что теперь строительство Спасо-Преображенского собора пойдет быстро и беспрепятственно.
Но вот, примерно через месяц, неожиданно произошла смена губернатора Приморья. Вместо Сергея Дарькина пришел назначенный из Москвы ректор только что построенного Дальневосточного университета на Русском острове Миклушевский. Хорошо помню, что Миклушевский стал откровенно препятствовать строительству собора, и стройка оказалась замороженной. Мы помним тот печальный период, когда все замерло на строительной площадке, когда брошенные и недостроенные стены великого храма безжизненно стояли над бухтой.
Владыка, как же так получилось, что прервалось возведение собора, который имеет огромное духовное, культурное и державное значение для всей России, устремленной на восток, к берегам Тихого океана? Чья недобрая воля могла воспрепятствовать делу, которое задумывали поколения наших предков, осваивавших восточные рубежи России?
Владыка Вениамин: Да, в Приморье в 2012 году поменялся губернатор, через некоторое время строительство собора остановилось. Мы стали усиленно молиться. В конце декабря 2014 года во временном храме, расположенном рядом со стройплощадкой Спасо-Преображенского собора, мы отслужили первую Божественную Литургию, на которой возносили особые молитвы о завершении строительства собора.
Позднее, с моего благословения, во всех приходах Владивостокской епархии на Литургии в алтаре батюшки читали молитву о завершении строительства Спасо-Преображенского собора.
В праздничный день Преображения Господня 19 августа 2016 года прямо среди стен недостроенного собора под открытым небом мы отслужили первую Литургию.
В 2018 году с Божией помощью продолжилось прерванное строительство нашего главного храма Приморья. Этому предшествовали письма православных людей Президенту России Владимиру Путину и Святейшему Патриарху Кириллу. В письмах люди отмечали, что на фоне сверкающих зданий, мостов, дорог, выстроенных к саммиту АТЭС, брошенный и недостроенный собор на берегу Тихого океана говорит о нашем недостойном отношении к Богу и своему Отечеству.
Тогда были пожертвования на собор от людей со всей России. Мы не получили никакой помощи от губернатора Миклушевского, который даже Патриарху Кириллу лично несколько раз обещал поддержать строительство.
Игорь Романов: Странно, ведь у руководителя региона всегда есть возможность поспособствовать строительству храма, тем более возведению столь значимого собора. Мы хорошо видим это на примере других краев и областей. И предыдущий приморский губернатор активно и плодотворно содействовал. Ведь не обязательно в этом деле главе края брать деньги из федерального бюджета. Находил Миклушевский средства на стройки и дела менее важные, а порой и вовсе бесполезные, наподобие каких-то сомнительных шоу на воде напротив университета на Русском острове.
Владыка Вениамин: Спустя некоторое время, вновь основную финансовую нагрузку взял на себя Сергей Михайлович Дарькин. И заработали строительные краны, дело сдвинулось с мертвой точки. В сердцах верующих людей появилась радость, город оживился, наблюдая за продолжением строительства. Многие подходили и с радостью говорили: Слава Богу, что продолжили строить наш собор!
11 сентября 2018 года в День Усекновения Главы Иоанна Предтечи с Божией помощью над собором вознеслись все его купола и кресты. Когда устанавливали каждый купол, я всегда находился рядом, сидел и молился.
Сергей Михайлович и сейчас продолжает финансировать работы. Под его щедрой рукой возведены фундамент, стены, медью покрыта крыша, готовится покрытие полов мрамором, проведены все инженерные коммуникации, электричество, вся отопительная система. Возведены леса и начинается штукатурка стен. Уже изготовлен прекрасный каменный иконостас, который заказывали в Краснодаре. Опытные краснодарские каменщики сделали очень изящный иконостас, эскиз которого выполнен по образцу иконостаса Храма на Крови, построенного в Санкт-Петербурге на месте убиения Царя Александра II.
При таком грандиозном и дорогостоящем строительстве мы видим доброе участие Сергея Михайловича. Причём, пока ни от кого другого столь существенной помощи не получаем. Храм Христа Спасителя в Москве строили всем миром, и мэрия Московская участвовала, и наша российская власть, и богатые люди…
Со стороны Владивостокской епархии непосредственное участие в строительстве нашего собора поручено секретарю епархии протоиерею Игорю Талько, который почти ежедневно присутствует на рабочих планёрках.
Игорь Романов: Владыка, хорошо помним день, когда все кресты и купола засияли над собором. Тогда, словно, особая благодать коснулась нашего города. Многие испытывали какое-то необыкновенное духовное чувство. Город и главная площадь Владивостока на берегу бухты Золотой Рог преобразились. Когда появились кресты и купола, собор, как и подобает нашему миссионерскому городу у Океана, стал архитектурной доминантой в центре Владивостока, невольно сосредоточил на себе внимание всех, кто посещает город, кто прибывает сюда поездом или на корабле. Величественный храм на берегу Золотого Рога указывает на христианское призвание России и духовные цели нашего многовекового пути на восток.
Владыка, собор именуется Спасо-Преображенским. Почему в честь этого великого Евангельского события Вы благословили строить наш величественный храм?
Владыка Вениамин: Преображение – это будущность нашего мира. На горе Фавор в белоснежном блистании и величестве Господь показал Божественную славу, в которой пребывал весь первозданный материальный мир до грехопадения и каким он явится в будущем веке.
К преображению должны стремиться все мы и вся наша Россия! Крестившись во Христе в великой купели Днепра, Русь, тысячу лет освещённая Фаворским светом, шла за Христом, подымаясь на Фавор. Но в 1917-м году прошлого века Россия сбросила с себя белую крещальную одежду и скатилась к основанию горы, где подобно евангельскому бесноватому отроку впала в духовное ожесточение, покорившись духам злобы. Дай Бог, чтобы восстала духовно Русь, осознала свою греховность, одела свою крещальную белую одежду и вновь пошла по дороге, указанной ей равноапостольным князем Владимиром, по дороге Преображения на вершину горы Фавор, там наше спасение, в этом наше предназначение и смысл жизни!
Об этом и напоминает наш Собор. О преображении и спасении России и всех православных христиан будут наши молитвы в строящемся Спасо-Преображенском соборе Владивостока, у самых рубежей нашей Родины, на далекой восточной окраине земли Русской.
Собор продолжает строиться, забота о строительстве и его завершении возложена на ныне правящего архиерея.
Низкий поклон Сергею Михайловичу Дарькину, дай Бог ему здоровья, многая и благая лета!
Призываем и других на дело Божие строительства кафедрального собора в граде Владивостоке! Здесь тоже Россия, здесь солнышко восходит над Русской землей, здесь молитвы восходят к Престолу Божию об Отечестве нашем, о всём Божием мире.