Солнце сквозь тучи. Как родилась
Японская Православная церковь
«Туча, нависшая над миром» – вот символ человеческих выдумок и неправд католицизма и протестантизма. Эта тяжелая духовная «туча» заслоняет от взоров людских солнце правды – «безукоризненное, светлое, как солнце, Православие…» Святитель Николай пишет глубокие строки, вдохновляющие нас и утверждающие в сложных и лукавых процессах современной жизни: «Обладание истиной должно доставлять спокойствие, иначе мы сами не верим в свое обладание. Придет время: образованные умы, ныне служащие инославию, сами же разнесут его по клочкам как ложь, а наши невежественные умы православные разовьются и отразят весь блеск Православия – и пойдет оно волнами света по лицу земли – не облаками и тучей. Вместо католического рабства узнают люди подчинение истине, вместо протестантского своеволия возлюбят свободу».
Шестнадцатое февраля по новому стилю (3 февраля по старому) Святая Церковь чтит память святого равноапостольного Николая (Касаткина), просветителя Японии. Пятьдесят лет своей жизни посвятил он созиданию в Стране восходящего солнца Японской Православной Церкви.
Нынче Россия переживает не самый лучший период политических отношений с Японией. Но так было не всегда. Еще в правление Всероссийских императоров Александра II и Александра III Япония была очень расположена к России. Да и сегодня сотни и тысячи любознательных японцев, живущих «вне политики», ежегодно с приходом весны и до поздней осени приезжают во Владивосток. Они с интересом рассматривают православные храмы и соборы, особенно им нравится слушать колокольный звон, смотреть на крестные ходы. Бывает, что какая-нибудь группа японских гостей заходит в церковь во время проповеди старца митрополита Вениамина (Пушкаря). Тогда японцы стараются выстоять до самого конца проповеди, хоть и не понимают ее содержания. Это объясняется их уважением к тому, что проповедь говорит высокопоставленная духовная особа и седовласый старец – в восточных азиатских странах принято очень уважительно относиться к умудренным опытом старшим людям. Так японцы увозят домой на свои острова – кораблями и самолетами – памятные образы: красивый храм, незабываемый колокольный звон и мудрый седовласый старец в золотых облачениях…
Русская Православная Церковь – тоже своего рода «старец» и учитель Истины для сравнительно юной Японской Церкви. Поместная Японская Православная церковь, родилась в 1868 году в Хакодате с крещением трех японцев (бывшего жреца и двух врачей) святителем Николаем Японским. Они приняли в крещении апостольские имена Павел, Иоанн и Иаков. Эта церковь родилась за два года до официального учреждения в Японии русской духовной миссии Императором Александром II и Святейшим Синодом (в 1870 году), за несколько месяцев до наступления эпохи Мэйдзи и коренных перемен в жизни Японии. И за пять лет до принятия в 1873 году политики веротерпимости в Стране восходящего солнца.
Обращаясь к личностям первых японских христиан, стоит обратить внимание на то, как глубоко они уверовали в Спасителя. Господь в Своей Силе и Славе открылся этим бесхитростным и чистосердечным людям. Так, что они почли за пустое все свои прежние занятия, всю свою прежнюю жизнь. Они всецело захотели служить Христу Богу и Его Церкви.
Павел Савабе – «первенец» Японской церкви – еще будучи язычником, часто виделся с иеромонахом Николаем в доме русского консула в Хокодате, куда он приходил давать уроки фехтования сыну консула. Он, как языческий жрец и представитель самурайства в прошлом, считал христианство злом и каждый раз старался выразить свое недовольство отцу Николаю. Но знакомство с христианством потрясло бывшего жреца и перевернуло его жизнь. Он стал первым последователем Христа и привел к святителю Николаю для просвещения еще двух своих друзей.
После крещения Павел перенес много скорбей и испытаний (душевное заболевание жены, потерю дома, сгоревшего по вине супруги, неоднократное пребывание в тюрьме за распространение Христианства). Святитель Николай писал: «Перед моими глазами совершился процесс рождения человека к новой жизни благодатию Божиею, а за моими глазами начинался уже другой процесс – процесс испытания и укрепления сил новорожденного Павла».
После крещения трех первых христиан увеличивалось число желающих креститься. Осененные действием Святого Духа, японцы становились ревностными верующими, порой их ревность о Боге удивляла самого святителя Николая. Например, японский христианин Томи Петр внезапно и загадочно исчез на длительное время. Ни друзья, ни семья не знали где он. Через одиннадцать дней его привели – до невероятности истощенного и исхудавшего. Оказалось, что все это время он занимался аскетическими подвигами – в воздержании от сна и пищи и «в молитве о скорейшем просвещении братьев-язычников тем Светом Истины, которого он сам недавно сподобился». Святитель Николай пишет, что «услышав обо всем этом, я был очень изумлен столь трогательным проявлением горячей ревности по вере».
Новорожденная Японская церковь за год до отмены антихристианских законов претерпела и гонение. В феврале 1872 года в Сендае 120 человек были арестованы за принадлежность к христианству, в Хакодате были посажены в тюрьму православные катехизаторы и закрыта типография миссии. Но 10 февраля 1873 года вышел указ, отменявший антихристианские законы, и отныне церковь смогла существовать в Японии легально и свободно. Миссионерские станы действовали в Хакодате, Сендае, Киото, Нагасаки, сама миссия расположилась в Токио. Велась всесторонняя миссионерская работа. Десятки и сотни, а затем тысячи людей стали приходить в Православие. В марте 1891 года в Токио был освящен большой кафедральный собор в честь Воскресения Христова («Николай-до»).
В 1875 году Японская церковь обрела первых своих священнослужителей. Ими стали те самые первые японские христиане и катехизаторы – бывший жрец Павел Савабе стал пресвитером, а Иоанн Сакаи – дьяконом. Первая хиротония японских священников совершалась в Японии, а вторая, в 1878 году – во Владивостоке. Тогда пятеро кандидатов в священники были рукоположены во Владивостоке архиепископом Камчатским. С 1880-го года, когда святитель Николай был возведен в архиерейское достоинство, хиротонии совершались в Японии.
…В сентябре 2015 года проходил визит делегации Японской Православной церкви в Приморскую митрополию, приуроченный к 45-летию церковного прославления святителя Николая Японского. Делегацию возглавлял архиепископ Сендайский Серафим, который привез в дар от Японской церкви частички мощей Святителя Николая для нескольких храмов Приморья.
Японских священнослужителей духовно интересовали храмы и монастыри края, особенно дорог оказался для них Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь близ Шмаковки, официально основанный в 1896 году. Этот мужской монастырь на Дальнем Востоке, продолжавший Валаамскую традицию аскетического подвижничества, стал в далекие дореволюционные годы школой монашества для японских христиан. Святитель Николай направлял сюда японское духовенство и катехизаторов для получения церковного образования и духовного возрастания. Японские продолжатели древней монашеской традиции должны были выходить из этой обители. В архиве монастыря есть копия фотографии японского инока Антония (Химби). Инок Антоний после закрытия обители вернулся на свою родину, где приняв священный сан, вскоре скончался от туберкулеза.
Представители Японской церкви поведали, что в Токийском кафедральном соборе Святого Воскресения («Николай-до») и поныне хранится как святыня икона Божией Матери из Свято-Троицкого монастыря. Эта икона получила название «Плачущей», поскольку некогда источала слезы, и след от них остался на святом лике по сию пору.
А во многих храмах Приморья есть аналойные иконы равноапостольного святителя Николая, созданные в Японии. На этих священных изображениях святитель – седовласый старец в архиепископских облачениях – держит в руках Евангелие, написанное японскими иероглифами. И русские люди, к которым и поныне обращен его горячий призыв (во всех статьях, дневниках, записках) к миссионерству, несению Света Христова другим народам, берут благословение у этого великого проповедника Истины и святого Русской Церкви.
…Когда-то в далеком XVI веке католический миссионер-иезуит Франциск Ксаверий, прибывший в Японию с португальскими кораблями, ходил по улочкам японских городов с колокольчиком и созывал любознательных японцев на свои беседы «о новом Боге». Тогда всеми правдами и неправдами миссионеры из разных орденов привели тысячи японцев в католицизм. Но особые иезуитские методы миссии обернулись катастрофой. Поскольку через политические и тайные средства (кровавые и смертоносные) они стремились во всех странах мира сделать католицизм господствующей религией, обладающей политической властью. В итоге, распространение такого «властоцентричного христианства» иезуитскими методами привело к катастрофе – к многотысячным кровавым жертвам и гонениям на уверовавших. Для своего самосохранения Страна восходящего солнца закрылась от всех иностранных контактов, а христианство, считавшееся «учением беззакония, чародейства и чернокнижия», было запрещено на столетия.
В 1861 году в Японию приехал скромный православный миссионер из России иеромонах Николай (Касаткин), не ставивший перед собой никаких политических целей. За пятьдесят с небольшим лет он познакомил тысячи японцев с Богом Истины и Любви.
Сталкиваясь в миссионерской деятельности с католиками и протестантами, святитель рассуждал о безспорной истинности Православия. «Католичество и протестантство – писал владыка – заняли весь мир; почти нет на свете островка и уголка, где бы не виден был или патер с своим учением о папе, которого он ставит чуть не четвертым лицом пресвятой Троицы, или пастор с Библией под мышкой и готовый раздвоиться в толковании Библии чуть не с самим собою; а Православие, наше безукоризненное, светлое, как солнце, Православие таится от мирa! <…> Католичество и протестантство ныне в мире в полном расцвете. Миллионами образованных умов, развитых сердец и крепких воль они обладают и располагают. Что же удивительного, что они везде имеют успех? Это – туча, нависшая над миром»…
«Туча, нависшая над миром» — вот символ человеческих выдумок и неправд католицизма и протестантизма. Эта тяжелая духовная «туча» заслоняет от взоров людских солнце правды — «безукоризненное, светлое, как солнце, Православие…» Но удел туч и облаков – рассеяться, как и удел лжи и всякой неправды – раствориться, растаять подобно воску от лица огня. Святитель Николай пишет глубокие строки, вдохновляющие нас и утверждающие в сложных и лукавых процессах современной жизни: «Обладание истиной должно доставлять спокойствие, иначе мы сами не верим в свое обладание. Придет время: образованные умы, ныне служащие инославию, сами же разнесут его по клочкам как ложь, а наши невежественные умы православные разовьются и отразят весь блеск Православия – и пойдет оно волнами света по лицу земли – не облаками и тучей. Вместо католического рабства узнают люди подчинение истине, вместо протестантского своеволия возлюбят свободу. Так не печалиться же, а делать спокойно свое дело с радостною уверенностью в будущей победе. Мир принадлежит истине, а не лжи; истина же в Православии…»
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»