Владислава Романова. Русская сила. Царские дни в Екатеринбурге в столетнюю годовщину Русской Голгофы

РУССКАЯ СИЛА


Царские дни в Екатеринбурге

в столетнюю годовщину Русской Голгофы …

«Склонись, Россия, на колени,

к подножью Царского креста!»

Надпись на мемориальном кресте у Храма на крови в Екатеринбурге

 

Первые дни в Екатеринбурге. В утро нашего прилета в Екатеринбурге на Царские дни 14 июля шел дождь. Шел он еще до нашего приезда всю ночь и все утро. Тем не менее, был прекрасный рассвет.

Утренний город-миллионник из окна машины, по всем признакам, жил еще воспоминаниями и громкими отголосками кричащей толпы и разноцветных и разноязыких гостей футбольного мундиаля. О мундиале говорила агрессивная реклама, отремонтированные трассы, дикторши в трамваях, объявляющие название остановок: «декабристов», «блюхера», «8 марта» – на английском языке, и повсеместная реклама кожаного футбольного мяча и мировых страстей за государственный счет. Чего только не сделаешь для широких масс за государственный счет.

Для более узкой аудитории, идущей тесной тропой, — скромнее смотрятся баннеры по шоссе с портретами Императора Николая II и Августейшей семьи и портреты Патриарха Кирилла, который осуществляет свой визит в Екатеринбургскую митрополию на Царские дни. Эти церковные изображения тоже присутствуют в городе, но как-то теряются своей тихой скромностью, благородностью и непритязательностью среди шума удаляющегося мундиаля, грохота большого города, урбанистического геометрического пейзажа и угловатой высотной застройки Екатеринбурга. Об этой застройке хотелось бы порассуждать, ведь она очень символична.

«Что царь и царское время? Это было так давно…» — как бы говорит пейзаж окрестностей Екатеринбурга… «А здесь по всюду величие и победа человеческой мысли и инженерии: стройные и высокие дома рядами, ровные трассы. Дома-небоскребы, бросающие вызов Богу. «Деревянных домов-то из царской эпохи почти не осталось…мы их уничтожили. Купеческие особняки тоже снесли. Чтобы не мешали. Во имя торжества современного человечества, комфорта, производства и потребления. В общем, время вперед! В ритме музыки Свиридова, посвященной индустриальным стройкам Магнитогорска. Этого мы достигли за сто лет. И только попробуйте сказать, что мы в упадке или неупорядочены по прошествии этих ста лет!».

Да, едешь и видишь упорядоченность, мертвый каменный порядок. Как каменная светлого песочного цвета плита (такого цвета дома в городе) ровненького и четырехугольного могильного камня. И странная надпись на одном из зданий в центре города у реки Исеть «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?»

Вот так и живем сто лет без царя. И даже гимн у нас государственный, повествующий на языке абстрактного искусства музыки по-прежнему о достижениях человека без Бога, советского человека. Но только современный человек ничего не знает ни о своем происхождении, ни о своем будущем. Это человек без отечества и без корней.

Храм на Царской крови. Приехав в город заранее, мы ожидали притока тысяч паломников за несколько дней. Ожидали недоступности номеров гостиниц и тесноты перед праздником. Местный шофер, везший нас, удивился нашим прогнозам, что на церковный праздник прибудут сотни тысяч людей из многих городов и стран. Он, не смотря на раннее утро, на совсем нерелигиозный свой настрой, сам решил провезти нас мимо Храма-на-Крови. В раннем дождливом Екатеринбурге на улице Царской, соседствующей с улицей Либкнехта, высится этот белый храм-памятник с золотыми куполами, посвященный Всем Святым в земле Российской просиявшим. Он раздражает своим золотом многих и многих, как и убитый здесь Государь многим и многим даже через сто лет после смерти не дает покоя.

Храм – свидетель слез и стенаний русского народа-сироты. Точнее, его представителей, ощущающих свое сиротство и душевные муки за великое злодеяние в ночь на 17 июля 1918 года. Тогда русский народ стал сиротой. Все он имел, много милостей и даров от Бога и, прежде всего, боголюбивого и богобоязненного Царя-отца русского, пожалуй, лучшего русского царя, но все народ потерял в одночасье. И с тех пор, горемычный, блудный сын, продолжает терять.

При заезде в гостиницу оказалось, что наши предположения об обилии паломников не оправдались, они тысячами прибыли лишь 16 июля, накануне ночного богослужения.

Но уже 14-го июля перед Храмом на Царской крови проходил концерт сводного оркестра духовой музыки с сотнями участников из разных музыкальных коллективов Екатеринбурга. Они как один по мановению дирижера исполняли лучшие монархические произведения русской классической музыки.

Здесь-то и невозможно было сдержать слез. Звуки величественного «Коронационного марша» Чайковского вторгались в темно-красную крипту, где обычно царит тишина и где устроен алтарь из камня кровавого цвета на месте расстрела венценосных святых. Как все перевернулось. Великолепие коронации, вершины славы и могущества, преклонение всей нации перед своим земным владыкой, всеобщая любовь к Царю – о чем напоминает музыка Чайковского… И вот мрачный подвал Ипатьевского дома с группкой вооруженных негодяев, творящих в тайне беззаконие. И Царь со своей семьей, которого никто из многомиллионного народа России, присягавшего Царской династии Романовых, не попытался освободить.

Но что эти звуки марша Чайковского, напоминающие о земной царской власти самых лучших наших государей? Что они перед Царствием Отца, Сына и Святого Духа? Они памятны для нас, живущих ныне. А Царственные страстотерпцы были увенчаны более великими венцами – Христовых мучеников там, где меркнут звуки лучшей земной музыки, там, где поют хоры ангельские, и где сами Царственные страстотерпцы с этим хором славят Бога, войдя в преславный мученический лик. Славят, как ранее славили делами в своей земной жизни.

Храм-памятник в настоящем виде начал строиться сразу после церковного прославления Царственных страстотерпцев в 2000-м году и был завершен в 2003-м. Как ни странно, тогда Патриарх Алексий II не прибыл на его освящение, как и Президент России.

Еще до недавнего времени сохранялась реконструкция расстрельной комнаты с фрагментами фундамента и предметами из ипатьевского подвала. Еще в 2000-х годах на эту комнату можно было взглянуть сверху с верхнего этажа храма. Но ныне на этом месте в крипте устроен красный алтарь, украшенный красным камнем и великолепной мозаикой образов Святых Царственных страстотерпцев и их верных слуг, испивших чашу страданий со своим Государем. Это самое главное и священное место храмового комплекса.

Дом горного инженера Николая Ипатьева был в три дня снесен партийным лидером Борисом Ельциным в 1977 году. С 1970-х годов сюда стали приходить люди со свечками. В конце 1980-х участок земли бывшего Ипатьевского дома был передан епархии. И на месте расстрела Царственных страстотерпцев был установлен деревянный крест. После того, как крест несколько раз ломали, его заменили на металлический.

Рядом с пустырем снесенного дома Ипатьева была построена небольшая часовня в память о преподобномученице Великой княгине Елизавете Федоровне, куда люди приходили изливать свою скорбь, слезы и покаяние. Она также несколько раз поджигалась, была попытка ее взорвать. Но часовня устояла и в дни перед столетними праздниками была отреставрирована. Перед ней теперь и стоит поклонный крест, к которому приходили сотни людей, чтобы постоять на коленях у Царской Голгофы, излить Богу свою скорбь и покаяние.

Бдительные богомолицы Екатеринбурга обратили наше внимание на то, что всегдашняя и драгоценная для них надпись на поклонном кресте, бывшая, по их словам, еще месяц назад, исчезла. Она гласила: «Склонись, Россия, на колени, к подножью Царского Креста!». Да и сам крест, как мы увидели, сохранил на себе не до конца отмытые следы вандализма. Так святой Государь кому-то по-прежнему не дает покоя. И дом инженера Ипатьева поспешно снесли, и поклонный крест на его месте рубили и покаянную часовню сжигали и надпись на кресте осквернили и сняли. И даже по дьявольскому наущению, один человек в 2015 году совершил самоубийство в крипте храма с целью его осквернения.

Так враг рода человеческого возненавидел нашего святого Царя, истинную Россию и всех почитающих память Царственных страстотерпцев. Поскольку враг рода человеческого хорошо знает, что от этого очень многое зависит в судьбе нашего Отечества и его возрождении.

Чудотворец Симеон Верхотурский и Святой Государь. Государь в годы своей 50-летней жизни, исполненной славными и богоугодными делами, не успел побывать в Екатеринбурге до трагических событий последних дней. Он бывал на Южном Урале во время Восточного путешествия, еще будучи Цесаревичем, а в 1904 году – в Златоусте напутствовал Мокшанский и Черноярский пехотные полки, уходящие на фронты Русско-японской войны. Планировал свой визит и в эти места для паломничества в Верхотурье, но помешала Первая мировая война.

Екатеринбург и Урал своим процветанием обязан Романовым, металлургическая промышленность на Урале развивалась со времен преемников Петра Первого. При Государе же Николае Александровиче Романове осуществлялось высочайшее попечение о старинном Свято-Николаевском Верхотурском монастыре, где находились мощи святого праведного Симеона Верхотурского, столь почитаемого на Урале и в России чудотворца. Старые иконы на золотом фоне и фресковые изображения этого святого XVII века можно увидеть в храмах Москвы и Петербурга (например, в Рождественском монастыре Москвы есть такая икона) и, конечно, в обилии, в церквах уральских и сибирских городов. Урал и Сибирь украшены храмами в его честь. В Верхотурье в царствование Императора-страстотерпца был построен величественный и огромный Крестовоздвиженский собор в византийском стиле, освящение которого было приурочено к 300-летию царствования Дома Романовых.

Государь планировал, но не успел посетить эту уральско-сибирскую святыню, переписывался с настоятелем обители. Для Августейшей семьи уже выстроили дом, царь и царица жертвовали средства на Свято-Николаевский монастырь, направляли дорогие подарки на украшение святыни – Царские врата для алтаря, драгоценную сень для украшения раки мощей чудотворца Симеона Верхотурского.

В 1914 году в монастыре два дня пребывала будущая преподобномученица Елизавета Федоровна, которая именно здесь получила скорбную весть о начале войны с Германией. А в 1918 году она была убита в шахте Алапаевска Верхотурского уезда.

Такого уральского и сибирского подвижника и бессребреника как Симеон Верхотурский открыл Государю и его Семье духовный друг Григорий Распутин. Он бывал в Свято-Николаевском монастыре Верхотурья и знал духовное величие святого праведного Симеона.

Государь не знал, что в этих, отмеченных святыми подвигами, местах славно завершится его собственная земная жизнь и жизнь его любимой Семьи, и многих представителей семейства Романовых, так много потрудившихся для процветания России и Урала.

После убийства Царской семьи среди личных вещей Августейшей фамилии были найдены две иконы святого Симеона Верхотурского. Царская семья молилась этому святому. А через несколько лет, после разграбления Свято-Николаевского Верхотурского монастыря мощи святого праведного Симеона были на некоторое время помещены на месте царской Голгофы – в Ипатьевском доме, где был устроен антирелигиозный музей.

Мученичество Царской семьи в Екатеринбурге – счастье это для Екатеринбурга или трагедия – вопрос открытый. Все зависит от расположенности сердец его жителей. Они имеют ковчег спасения – Дом Бога Живого, Его Церковь и Храм на Царской крови. А пока на наши вопросы, адресованные продавцам, администраторам, кондукторам и простым прохожим – пойдут ли они на церковный праздник 17 июля? –  был стандартный ответ, что нет, что их никто не отпустит с работы…

Пусть Царская кровь станет основанием для воссоздания храма народной души. Как в свое время на крови мучеников утверждалась Церковь Христова. На фасаде Храма-на-Крови есть такая надпись из Псалтири: «Пролияша кровь их яко воду окрест» (Пс. 78: 3). Живительную воду…

Крестный ход 17 июля 2018 года. Вся наша страна и многие люди за рубежом следили за событиями 17 июля 2018 года в Екатеринбурге.

Что это было? В ночь с 16 на 17 июля со всех концов России, с ее окраин, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Прибалтики съехались паломники для молитвы и поклонения святым местам, связанным с убиением святой Царской семьи.

Зрители телеканалов и информационных сайтов видели площадь перед Храмом-на-Крови, называемую Святым кварталом, запруженным тысячами людей. Все собравшиеся там молились вместе с Патриархом и русскими архиереями на Божественной Литургии, все они пели церковные песнопения Царственным страстотерпцам, все они приобщались Святых Христовых Таин.

Выстояв всю службу на ногах, с малыми детьми, стариками и даже инвалидами, укрепившись духовно, приняв Святыню, эти тысячи людей, освященных благодатию Святого Духа, Святыми Таинами, отправились пешком в пятичасовой путь по скорбной дороге к Ганиной яме. У этих заброшенных шахт убийцы уничтожали тела Святых страстотерпцев.

Спустя 100 лет после великого преступления и беззакония, вот уже несколько десятилетий в Екатеринбурге ежегодно в эти дни происходит великое, тайное и мистическое действо. Потомки народа, не сумевшего защитить своего земного отца и вождя, данного им Богом, прельстившиеся ложью, безвольные из-за страстей и грехов, не сумевшие когда-то постоять за правду, шествуют с молитвой, скорбью и покаянием по кровавому пути, по которому везли тела самых дорогих для русского человека людей.

И особой радости в ходе этого шествия нет. По причине новых, явно ощущаемых  угроз русской православной вере и благочестию.

Все люди в Крестном ходе связывают беды России с преступлением, совершенном в подвале Ипатьевского дома. Кто-то понял это давно, читая духовную литературу, а кто-то совсем недавно, когда все сильнее и сильнее стали сгущаться политические и духовно-темные тучи над Россией. Часть из них оказалась гонимым и унижаемым населением в национальных республиках, часть из них могут в ближайшее время стать мучениками на Украине из-за сохранения верности Московскому Патриархату.

Как не скорбеть, читая об истории призвания на царство Михаила Федоровича Романова и спасения Русского Отечества? Как не скорбеть, слушая лучшие русские музыкальные и литературные произведения о подвигах русских людей, готовых отдать жизнь за Царя. Как спокойно слушать «Славься, славься, наш русский Царь!» М.И.Глинки, «Коронационный марш» П.И. Чайковского, кантату «По случаю коронации Николая II» Я. Сибелиуса.

Всей своей духовной творческой работой предшествующих веков лучшие представители русского народа и даже инородцы России обращались к Богу и его поставленному над народом и избранному Богом Царю с клятвой: «Мы будем верны тебе, даже до крови!» И в сложный час испытаний, как апостол Петр, не сдержали своей клятвы.

«Повсюду предательство, трусость и обман» — писал в последние дни горькие и обличительные слова в наш адрес Государь.

Это шествие заставляет вспомнить торжественные письма и адреса, направлявшиеся Цесаревичу Николаю Александровичу Романову и его родителям с радостью о миновавшей угрозе его жизни в Японии во время Восточного путешествия в 1891 году. Тогда жители Дальней России писали: «Россия любит своего Царя!» и благодарили Бога за спасение жизни будущего государя Николая II. Так оно и есть – историческая, истинная, вечная Россия, любит своего Царя.

И сегодня потомки людей, писавших адреса и послания Царю, приезжают на это событие для того, чтобы дать своими делами зримый ответ на вопрос Господа после Петрова отречения: «Симоне Ионин, любиши ли Меня?»

Великий Крестный ход на Ганину Яму, множество крестных ходов по всей России в этот день есть ответ русского народа, его верной Богу части, сиротливой и скорбящей о прошедшей и будущей судьбе России: «Ты веси, Господи, яко люблю Тя!»

Да, это шествие по большому счету небогатых людей. Среднего достатка и совсем бедных. Не так много известных и знатных людей принимало в нем участие, не так много политиков и бизнесменов из 150 тысяч участников, не так много архиереев, даже.

Лишь ряд лиц вокруг Патриарха, бизнесменов екатеринбургского и московско-британского уровня… Многие люди приехали на этот крестный ход на поездах, электричках, самолетах, автобусах, часть людей, шли к Екатеринбургу, как к святому месту, пешком. Некоторые, не имея в повседневной жизни ничего лишнего, затратили большие средства на это путешествие, скопленные годами или месяцами. Большая часть прибывших, не имела здесь крова, не останавливалась в гостиницах, а лишь смогла оставить на время свои походные вещи в палаточном лагере для паломников. Эта армия верующих внезапно появилась в городе накануне ночной службы, отдохнула в сени деревьев на туристических ковриках, поела предложенной организаторами гречневой каши и ночью собралась на Патриаршее богослужение. После завершения Крестного хода, отдохнув в монастыре на Ганиной Яме после длительного перехода, отправилась домой. Кто-то со стертыми ногами, болящими суставами, почти все с иконками Царской семьи на веревочке у сердца, уставшие, но счастливые, осененные благодатью.

Вот семилетняя паломница из Томска – Вероника, с бабушкой Ириной. Вчера вечером они прибыли на поезде в Екатеринбург, а сегодня после Крестного хода отправятся уже в Алапаевск, где будет отмечаться столетие гибели преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны и Алапаевских мучеников из Рода Романовых. И нигде для них не будет ни одной комфортной ночевки или покоя. Не будет детских радостей в виде мороженого и сладостей. Но для светлоглазой девочки, прошедшей наряду со взрослыми 20 с лишним километров с иконкой на груди, доступны высшие смыслы, не открывающиеся премудрым мира сего. Детскому чистому сердцу доступно общение с Богом и радость духовная. И Вероника – не единственный ребенок, принимавший участие в Крестном ходе. Будем верить, что такую Россию будущего, которая вырастет из этих боголюбивых детей-крестоходцев не победить никакою силою.

Скромные люди, уставшие от двадцатикилометрового перехода в напряженном темпе, с Иисусовой молитвой, без остановок и привалов, расположились на травке в монастыре на Ганиной яме, в тени деревьев и храмов. Кто-то уже уснул, сидя, прислонившись к бревенчатой стене церкви. Они не сетуют на то, что практически не услышали чаемого глубокого и сердечного пастырского слова во все эти святые дни, слова ободряющего и утешающего народ в столетие его сиротства и горьких потерь. Эти люди не высказывали своего неудовольствия в связи с тем, что никто по пришествии к шахтам Ганиной Ямы не уделил им особого внимания. Не подарил ни одной памятной открыточки, ни одного календарика о Царе – не смотря на столь великую дату.

Не сетовали на то, что им не предложили бесплатного съестного чтобы подкрепиться после Крестного хода, что выбраться в город обратно оказалось очень затруднительно из-за перекрытых трасс.

Эти люди получили милость и внимание от Господа Бога и Царя-страстотерпца и его Семьи. Под кронами высоких уральских сосен Ганиной Ямы они были в гостях у своего отца и матери, взирающих на них с Небес. Эти люди за многие годы несправедливого и клеветнического поношения их любимого Царя привыкли молчать, никто не пел народных песен о Государе, не пели даже «Боже Царя храни!». Они привыкли молча в душе оплакивать свое горе и потерю, тихо молиться Богу и Святым Царственным страстотерпцам о России. Они привыкли к порицаниями в свой адрес, к тому, что либералы, социалисты, коммунисты и все силы, боящиеся и ненавидящие Царя, спешат окрестить их церковными невеждами, ретроградами, радикалами, экстремистами, сектантами или царебожниками. Они привыкли, что высмеивается всякое здоровое народное стремление оплакать свое сиротство и проявить свою любовь к земному Отцу. Привыкли к глумлению даже над попытками богословски оценить роль Царя Николая II и его жертвы в истории России. Привыкли, что порой и высокие кафедральные и богословские умы часто отворачиваются от Царской темы, но порицают народ, любящий Царя.

Но, как известно, сила Божия в немощи совершается.

Потому за событиями 17 июля следили многие действительно темные силы. Те, которые знают суть и нерв основной исторической и религиозно-политической борьбы, ведущейся в мире. Следили те, кто совсем не любит Русского царя и Россию, прекрасно знает каково значение Государя. Следили те, кто ведет счет своим темным победам после убийства Всероссийского Императора Николая Александровича. Следили потомки тех, кто его убивал, следили потомки творцов катаклизмов, Французских революций, Реформаций и современные творцы беззакония.

Последние сотни лет идет борьба с Христианством и монархизмом. Уничтожение монархий было великой победой враждебных Богу сил в Европе. Уничтожение Монархии Российской стало большой победой антихристианских сил в духовной мировой борьбе. Поскольку в мире не было ни одной истинной самодержавной монархии, кроме Российской.

Западные идеологи-русофобы старательно утверждают нам, что мы все потеряли. Бжезинский, потирая руки после февраля 2014 года, громко заявил, что концепт «Триединой Святой Руси» разрушен с началом антироссийской агрессии Украины.

Святитель Иоанн (Максимович) в одном из своих слов о мученически убиенном Царе писал, что Российский Император Николай Александрович стал первым и последним Всерусским царем. Святитель Иоанн подразумевал также освобождение русского населения Австро-Венгрии.

Одним из главных стержней христианской политики Романовых являлось объединение всего русского народа под властью русского Царя, возврат всех русских в отеческую и свободную веру из насильственной и угнетающей унии и латинства. При Государе Николае Александровиче на короткое время Династия Романовых достигла своих исторических задач – все русские и православные были освобождены и объединены в свободном Российском Отечестве.

С падением «Сильного, Державного» началось не только падение России, но и Православия и Христианства во всем мире. Современный кризис Христианства – отголосок этой великой трагедии.

Но противники Христа не учли, что Российский Император Николай Александрович Романов – один из лучших царей Российских, прославленный Богом. И никакой клеветой, никакой ложью не затмить его светлый образ, столь обличительный для всех современных политиков мира. Равных ему по нравственной высоте нет. И с его именем и именем его Семьи, с его идеалами и ориентирами в политике и духовном пути, без сомнения, связано будущее возрождение России и всего христианского мира.

Господь не разлучил семью Государя перед казнью, никто из Августейшей семьи не спасся. В Перми и Алапаевске погибли остальные представители Дома Романовых. Сегодня некоторым отпрыскам великого рода дозволено приезжать в Россию, и даже кое-где медийно присутствовать, но порой кажется, что это злой умысел все тех же людей, предки которых убили Царственных страстотерпцев. И их идея сводится к следующему: хотите видеть отпрысков Романовых? Хорошо, мы позволим, но только в виде комикса.

Но народ не обманешь, он все слишком хорошо чувствует. Народ Божий молится о России, о ее спасении как политическом, так и духовном. И народ молит Господа явить Свою волю и милость.

Вспоминаются знаменитые слова, вложенные русским православным гением Николаем Васильевичем Гоголем в уста своего героя, казака Тараса Бульбы. Они выражают и нынешние народные чаяния и ожидания в начавшуюся годину испытаний. В завершение статьи приведем их:

«Что, взяли, чертовы ляхи? думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак?

Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымется из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..»

А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!..»

 

Владислава Николаевна Романова,

Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.