Владислава Романова. В единении веры и любви. О христианской миссии России на ее восточных рубежах

В единении веры и любви

О христианской миссии России

на ее восточных рубежах

 

«Корейцы умеют ценить и ценят то, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что достославно»… (Флп. 4,8), а потому мы не можем полагаться на свидетельство тех миссионеров, которые говорят… о равнодушии корейцев к религии… Свет Христов, просвещающий всех, да озарит через достославных благовестников души корейцев, да изольет на них обильно дары Всесвятого Духа, чтобы они стали с нами едино, и чтобы было «едино стадо и един пастырь», — свидетельствовал епископ Никольск-Уссурийский Павел (Ивановский).

Сегодня Корея привлекает всеобщее внимание, так как там усилиями США и их союзников разгорается пожар с грядущими большими последствиями. В ХХ-ХХI веках Южная Корея — один из оплотов протестантского миссионерства в Евразии. Но вспомним, что в этой стране живут не только многочисленные протестанты, на взращивание которых США еще в начале ХХ века тратило по 500 тысяч долларов в год, но и православные корейцы, которые познакомились с этой верой через Россию и ее миссионеров.

Приморье, или Южно-Уссурийский край, стал самым молодым краем России во владычестве Всероссийского Императора и хозяина земли русской. Господь дал эти территории нашей стране у берегов Тихого океана как подтверждение ее сути — христианской миссии России. Эти места сразу же, во второй половине ХIХ века стали землей миссионерской. Таковым остается этот край и в современности, спустя более чем 150 лет после присоединения к России. Одним из первых познакомился с Православным христианством через русских миссионеров корейский народ.

С 1860–х годов управители Дальней России столкнулись с массовым переселением на российский Дальний Восток корейских семей. Этот трудолюбивый народ-хлебопашец по льду замерзших рек от неурожаев и безземелья на родине переселялся в Россию семьями и со всем имуществом.

Так на территории России, ее Дальнего Востока, Приамурья и Забайкалья правительством при определенных ограничительных мерах, сдерживающих миграцию, были расселены тысячи корейских семей, которые получали российское подданство и охотно принимали православие (в отличие от китайцев, предпочитавших не принимать ни того, ни другого).

С этого периода началась деятельность русских миссионеров среди корейцев, проживающих на территории России и занятых сельским трудом. К 1917 году в Южно-Уссурийском крае существовало тринадцать миссионерских станов для миссии в корейской среде. В каждом стане в начале ХХ века было крещено до полутора тысяч человек. В Уссурийском крае крещеных корейцев оказалось больше, чем некрещеных.
В своих селениях сами корейцы предоставляли средства и материалы для строительства православных храмов, часовен. Церкви освящались в честь святителя Иннокентия, епископа Иркутского Чудотворца, в честь Богородицы. Какой восторг вызывает сегодня то, что православные корейцы в 1900 году воздвигли церковь в честь святителя Николая Чудотворца и святой Царицы Александры — святых покровителей правящих тогда Императора Николая II Александровича и Императрицы Александры Федоровны! Это была лучшая каменная корейская церковь во всем Посьетском участке Приморской области.

Расходы на строительство церковно-приходских школ с квартирой для миссионера и учителя корейцы большей частью брали на себя. Содержание учителей также осуществлялось корейцами. В Корее не было женских школ, а в России они были. Школа, по оценке просветителя корейцев отца Павла (Ивановского), являлась главной помощницей миссионера. Он говорил, что большинство миссионеров Южно-Уссурийского края заслужило любовь и благодарную память среди корейцев. Корейцы всячески выражали свою признательность любимым пастырям: подносили им драгоценные кресты, иконы, провожали их при отъезде всеми селениями, проливали при разлуке слезы, собирали деньги сиротам после смерти миссионера…

В результате переселения в 1929 году в Приморье насчитывалось свыше 130 тысяч корейцев. На начало 1990-х годов в Российской Федерации проживало около 107 тысяч корейцев и около полумиллиона в СНГ, включая Россию. Часть из них по сию пору сохраняют верность Православию. В Русской Православной Церкви есть корейцы-священники и крепкие корейские церковные общины.

Но помимо миссионерской работы в среде корейцев – подданных Русского Царя, русские священники просвещали Светом Христовым и жителей самой Кореи или «Страны утренней свежести».

Из самого молодого и миссионерского края России – Южно-Уссурийского – направлялись священники и просветители для работы в самой юной Православной Духовной Миссии России – Корейской, основанной в 1897 году.

Путь миссионеров в Корею шел через Владивосток – по суше или по морю. Книга путешественника-миссионера архимандрита Хрисанфа (Щетковского), знакомящая русских людей с жизнью, привычками и бытом корейцев называется «От Сеула до Владивостока». Во Владивостоке находился Восточный институт, где священники изучали азиатские языки. Во Владивостоке печатались богослужебные и просветительские книги на корейском языке. В ведении архиепископа Владивостокского Евсевия (Никольского) с 1908 года находилось управление Корейской духовной миссией. Владивосток выполнял свою просветительскую задачу и предназначение.

В начале ХХ века наблюдался рост авторитета христианства в Корее. Православные миссионеры появились в Стране утренней свежести лишь в начале ХХ века, хотя с католицизмом корейцы познакомились еще в XVII веке путем самостоятельного изучения христианской литературы, привезенной из Китая. Первые протестанты стали появляться в Корее с 1880-х годов. Но популярность христианства была связана не только с активностью миссионеров, а с растущим японским влиянием и японской оккупацией. В отличие от Китая, куда европейские миссионеры пришли вместе с отрядами солдат-колонизаторов, в Корее христианство не связывалось с западными экономическими интересами и завоеваниями, присутствие американских и европейских компаний в корейской экономике было не столь явным. Корея куда больше страдала от Японии. Потому христианство стало идеей, объединившей корейцев в их стремлении к национальной независимости. Об этом писал известный миссионер и священномученик Иоанн Восторгов.

Глава Корейской миссии в 1917-1930 годы архимандрит Феодосий (Перевалов) также отмечал, что условия для проповеди Православия в начале ХХ века в Корее были благоприятные из-за слабости позиций буддизма, нераспространенности в народной массе конфуцианства. «…Нельзя не назвать условия эти весьма благоприятными для успеха православной проповеди там…», – писал он в своем очерке по истории Корейской миссии.

К 1925 году из 17 миллионов корейцев — христианами стали почти 340 тысяч.

В условиях первоначальных дружественных отношений России и Кореи в конце XIX века, при личной заинтересованности в этом деле Всероссийского Императора Николая II, в 1898 году в Страну утренней свежести была направлена первая Русская миссия, имевшая в своем штате трех лиц. Создание миссии в Корее было официально утверждено Государем и Синодом в 1897 году. Но в связи с изменением политических обстоятельств и начавшимся влиянием Японии на корейский двор, функционировать Русская миссия в Сеуле начала лишь в 1900 году. Тогда же состоялось первое православное богослужение в столице Кореи.

Главными задачами первых начальников Корейской миссии были: организация храма в Сеуле для богослужения, строительство зданий Миссии и снабжение ее всем необходимым; перевод богослужебных книг и молитвословий на корейский язык, устроение школ для корейских детей, налаживание работы миссионерских станов и катехизаторов, поездки по корейским селам с целью благовестия, подбора сподвижников и помощников из среды местного населения, организация церковной общины из корейцев.
В этих делах наиболее преуспели три начальника миссии, память о которых по сию пору жива в среде православных корейцев: архимандрит Хрисанф (Щетковский), отец Павел (Ивановский), ставший епископом Никольск-Уссурийским, викарием Владивостокского архиепископа Евсевия (Никольского), архимандрит Феодосий (Перевалов), возглавивший миссию в тяжелейший период революции и материального бедствия. В семьях православных корейцев, близких к первым начальникам миссии по сию пору варят борщ, солят огурцы, пьют чай из самовара.

Духовная Миссия была главным центром православной жизни в Корее, а ее начальники выступали представителями Русской Православной церкви в стране.

Первый православный храм был создан в 1900 году в доме Дипломатической миссии – в одной из жилых зал – и освящен в честь святителя Николая – небесного покровителя Императора Николая II. Но нахождение храма в жилом доме вызывало большие неудобства для богослужения и исполнения треб. В 1903 году Миссия обрела собственный дом и церковь.

Земельный участок для Духовной миссии был куплен в 1898 году через посредство русских дипломатов у разных владельцев. В самом центре Сеула, близ русского дипломатического представительства. Большая часть земли принадлежала местной французской католической миссии.

Покупка земли у французских католиков производилась под видом надобности русско-корейского банка. Иначе представители «непогрешимого Рима» никогда бы не продали землю под нужды Православной Церкви. Когда католики узнали об истинном предназначении земли, на головы покупателей и посредников, устроивших сделку, обрушились «громы и молнии», но было уже поздно… «Одни только русские, – говорил через много лет католический епископ Мютель, – могли меня так провести, и, кажется, никто более».

В 1903 году на купленном участке была выстроена Корейская Духовная Миссия. Среди корейцев она была известна как «русский монастырь» (Араса-савон) или «русская церковь» (Араса сени-дан). Прихожане заходили в Миссию с улицы Чони-донн Тэйдо через входные ворота в китайском стиле. Участок Миссии был огорожен невысокой кирпичной оградой. Внутри двора располагалось школьное здание с квартирой для учителя и классной комнатой, и другие постройки. Школа приспособлена под церковь, при ней устроена звонница для колоколов. Причем шесть колоколов для звонницы отливались еще в 1901 году в Москве. Все свободные от построек места на участке разбиты под сад и огород. Тенистый и прохладный сад Миссии особенно приятен жарким сеульским летом.

Сегодня мы можем судить о зданиях Миссии только по фотографиям, воспоминаниям и отчетам ее начальников. С их слов, строения Миссии были кирпичные на каменном фундаменте, довольно красивые и солидные.

Местоположение Миссии было одним из лучших в Сеуле – рядом с Русским дипломатическим представительством, близ королевского дворца, неподалеку от иностранных консульств. Вблизи почты, железнодорожного вокзала и остановок городского транспорта.

Русско-японская война и последующие непростые дипломатические отношения России и Японии помешали планам начальников Корейской миссии выстроить отдельный православный храм в Сеуле. По мнению отца Павла (Ивановского), сеульский храм должен был стать усыпальницей для героев русско-японской войны в Чемульпо (экипаж крейсера «Варяг», канонерской лодки «Кореец»). Но выстроить храм до революции не успели и церковь до самого разрушения в ходе войны 1950-1953 годов продолжала ютиться в школьном помещении, мало пригодном для богослужений, не вмещая всех молящихся.

Православная миссия в сравнении с инославными миссиями в Корее была одной из беднейших – она финансировалась из средств Синода и немногочисленных пожертвований. И расходы на ее содержание не идут в сравнение с объемами средств, поступавших из США на обеспечение сектантских миссий. Потому ее статистические успехи были довольно скромными.

Но русские миссионеры были учителями непостыдными для корейцев. Епископ Павел (Ивановский) с любовью говорил об этом народе и о том, как он принимал Христа всем своим сердцем.

+ + +

Глинистые берега реки Туманной, что впадает в Японское море, укрыты белыми клубами утренних туманов. У самого устья этой реки встречаются три великие державы. Россия, Корея и Китай. Здесь границы трех государств. Китай – за рекой. А Корея – вот она – пешком, на машине по гравийной дороге. Или поездом по железнодорожной магистрали. Совсем рядом северокорейская станция Туманган.

Наше Приморье и Корейский полуостров неразрывно связаны. И природа в наших Посьете, Барабаше, Славянке, Хасане – очень схожа с корейской. Давняя дружба связывает русский и корейский народы. И самый прекрасный плод этой доброй дружбы – православие, распространившееся среди корейцев. История православия в Корее только начинается. Семя, брошенное на благодатную корейскую почву, еще должно принести свои плоды. Но в этом деле духовного культивирования необходим опыт. Опыт, который был обретен предыдущими поколениями русских и корейцев. И этот безценный опыт еще требует глубокого осмысления.

Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

РУСЬ ДЕРЖАВНАЯ

Запись опубликована в рубрике Великий путь России. Добавьте в закладки постоянную ссылку.