ПЕРВЫЙ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ АРХИЕРЕЙ
Мартовский снег. Теплый, широкой белой завесой над океаном. Уссурийский залив, пролив Босфор Восточный – открытые воды с белесыми остатками льда. У берега прибой с белой пеной. Какая радость – увидеть этот соленый прибой в первый мартовский день. Когда зима еще держит в ледяной тверди неглубокие бухты. Волны у темно-красных и серых скал. Волны весенние, крепкие, разбивают старый лед…
Великопостный март. Свежая океанская волна как благодать, омывающая душу, очищающая ее от пустых чувств, глупых воспоминаний. Волна, очищающая душу, в которой становится ярче, свежее память о небесном.
Лет пять тому назад в похожее утро такой же теплый снег ложился на золотые и серебряные купола, белые стены и прозябшие деревья Новодевичьего монастыря в Москве. Мартовский снег, радостный, пухлый, недолгий. Новодевичий в белых ризах. Едва расчищены тротуары и тропинки. Расходятся редкие прихожане после Литургии. Редкие иностранные гости, задрав головы, смотрят на купола, на плавающие в воздухе большие снежинки. Будний день. Из храма доносится тонкий аромат ладана. Откуда-то пахнет печным дымом. Прогуляться по монастырю после службы среди старых заснеженных яблонь и кленов. Среди старых могил, среди дорогих русскому сердцу имен. У стен большого Смоленского собора покоятся сродники русских царей. Здесь же — Татьяна Левшина, мать самого митрополита Платона Левшина, бывшего духовником и другом Царя Павла I. Здесь знаменитые русские историки Сергей Соловьев и Михаил Погодин, философ Владимир Соловьев, генерал Алексей Брусилов, поэт Плещеев, математик Бугаев, писатели Писемский, Лажечников, Загоскин и композитор Скрябин. Слева от входа в Смоленский собор – припорошенная снегом мраморная плита с лампадой – могила первой настоятельницы монастыря, местночтимой святой схиигуменьи Елены (Девочкиной). Чуть поодаль — могила поэта и героического участника Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова. И рядом – большой каменный крест с высеченной у основания надписью: «Высокопреосвященнейший Евсевий митрополит Крутицкий настоятель Богоявленского монастыря скончался 18 января 1922 года».
Владыка Евсевий – наш дорогой архиерей, созидавший православное Приморье в начале прошлого века. Он с сонмом своих предшественников, начиная ещё от святителя Иннокентия, митрополита Московского, строил основы церковного величия Руси у берегов залива Петра Великого. Епископ Евсевий (Никольский) — первый архиерей, который возглавил, Владивостокскую епархию, ставшую по Указу Царя Николая II Александровича самостоятельной в 1899 году.
Крест в мартовских снегах над местом упокоения митрополита Евсевия (Никольского). Радостная встреча с дорогими сердцу именем и образом. У Смоленского собора Новодевичьего монастыря в милой столице, над задумчивыми, еще замерзшими прудами, над берегом Москвы-реки. В Великий пост.
Москва-река течет, не замерзая. Мысли о Приморье и миссионерском пути России у могилы великого архиерея. И кажется, что главная река столицы, стиснутая бетонными набережными недалеко от стен Новодевичьего, впадает в Амурский залив. Впадает в Тихий океан, на берегу которого стоит славный русский град Владивосток.
…Владыка Евсевий прибыл в Русское Приморье, во Владивосток в марте 1899 года, чтобы возглавить новую епархию – Владивостокскую и Камчатскую. Первый архиерей самостоятельной Владивостокской епархии был ровесником Приморья и Владивостока. Все-таки удивительно, что епископ Евсевий родился тогда, когда трудами генерал-губернатора Николая Николаевича Муравьева-Амурского в 1860 году был подписан договор с Китаем, по которому земли от Амура до Корейского полуострова воссоединялись с Россией. И хоть родился владыка Евсевий в Тульской губернии, настоящей земной родиной для него стала Дальняя Россия, наше Приморье.
Митрополит Евсевий, тогда еще Евгений Никольский, окончил Тульское духовное училище и семинарию, продолжал образование в Московской духовной академии. Стал кандидатом богословия. В 33 года принял монашеский постриг с именем Евсевий в честь священномученика Евсевия Самосатского. И в том же 1893 году, уже будучи иеромонахом, назначается ректором Иркутской духовной семинарии, которую 75 лет назад — в 1818 году — заканчивал сам святитель Иннокентий, митрополит Московский, апостол Сибири и Америки. Трудами и молитвами святителя Иннокентия, который вместе со своим духовным чадом и другом генерал-губернатором Муравьевым-Амурским участвовал даже в знаменитых Амурских сплавах, земли Приморья и Приамурья стали частью православной Руси.
Святитель Иннокентий посеял семя православия на благодатной почве тихоокеанских берегов. Позднее это семя предстояло взращивать другим архиереям, но наиболее долгими и плодотворными в этом деле до разрушительной революции стали труды владыки Евсевия (Никольского).
В 1897 году архимандрита Евсевия хиротонисали во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. В том же году его назначают епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским. В 1898 году он прибывает в кафедральный город Благовещенск. Епископскую кафедру здесь создал тоже святитель Иннокентий, перенеся ее из Якутска в основанный с его благословения в 1858 году город Благой вести.
Указом Императора Николая II с 1 января 1899 года огромная Камчатская, Курильская и Благовещенская епархия была преобразована и разделена на Благовещенскую и Владивостокскую. Царь Николай II, еще будучи Цесаревичем, в 1891 году побывал в Дальней России и навсегда полюбил эти края. Впоследствии он являл особую заботу о Церкви в этих местах.
Владыку Евсевия назначают епископом Владивостокским и Камчатским.
Приморская земля встречала Божьего архиерея пробуждающейся весной. Талый март, раскрашивающий весеннее небо акварелью светло-зеленых океанских волн. Март, когда в Приморье остатки рыхлого снега стекают с таежных склонов прозрачными ручьями в залив Петра Великого. В марте 1899 года епископ-миссионер Евсевий (Никольский) прибыл в кафедральный город Владивосток. Прибыл, чтобы нести Слово Божие азиатским народам, чтобы просвещать и укреплять в вере наш русский народ, только-только обустраивающийся на берегах Амура и Уссури, у тихоокеанского залива Петра Великого.
Почти двадцать лет потрудился в юном Приморском краю архиерей-подвижник. Молодой край уже озарялся Светом Христовым, уже разливался колокольный звон с православных церквей над волнами Тихого океана. Епископ Евсевий поселился в скромных условиях на Седанке. В совсем диком тогда и необжитом пригороде Владивостока. То были глухие таежные места на берегу Амурского залива. Болотистые почвы, ледяные пронизывающие ветра зимой и комары с мошкой – в летней духоте.
Много испытаний пришлось на годы правления владыки Евсевия. Становление, обустройство новой епархии при нехватке священников, в непростых таежных условиях, на окраине земли Русской, у самых границ с азиатскими странами. Тяжелые годы Русско-японской войны, которые требовали особого подвига, бодрости духовной и крепкого патриотизма от духовенства, соприкоснувшегося с горем и страданиями православных, чьи родственники, сыновья, мужья, братья, друзья воевали и погибали в суровых боях. И, может быть, самым тяжелым испытанием стало время Первой мировой, а потом начало революционной катастрофы. Великая стойкость в вере и мужество требовались тогда правящему архиерею, окормлявшему Владивостокскую епархию. Наверное, главным утешением в те суровые годы стало явление новой чудотворной иконы Божией Матери «Порт-Артурской». При владыке Евсевии была обретена эта святыня и доставлена во Владивосток. Уже после революции икона, так и не побывавшая в Порт-Артуре и хранившаяся в Успенском соборе Владивостока, была утрачена. Сама Пречистая посетила тогда Владивосток Своим дивным образом – Порт-Артурским. Посетила и ушла в наступившем позднее богоборческом веке.
В 1918 году владыка Евсевий был назначен в состав Священного Синода и выехал из Владивостока в Москву. Выехал, так и сумев вернуться обратно – началась Гражданская война. Оставшись в Москве, владыка говорил, что сердце его в Приморье. Очень хотел вернуться домой, в свою родную епархию. В Москве его приблизил к себе Патриарх Тихон, в интронизации которого участвовал владыка Евсевий в 1917 году на Всероссийском Поместном Соборе.
В 1920 году владыка Евсевий возводится на московскую митрополичью кафедру и становится митрополитом Крутицким.
Приморье в эти годы оставалось последним оплотом Российской империи. Сюда стекались все силы сопротивления новой богоборческой власти. До 1922 года Русское Приморье жило по законам старой России. В прежнем порядке совершались богослужения, по-прежнему разливался колокольный звон над тихоокеанскими просторами. В 1922 году во Владивостоке состоялся благословленный Патриархом Тихоном Приамурский Земский собор, который восстановил монархию в России. А через несколько месяцев силы Приамурской земской рати под командованием царского генерала Михаила Константиновича Дитерихса были вынуждены оставить край под натиском красноармейцев.
В том же 1922 году 18 января (по старому стилю), отслужив накануне Литургию, владыка Евсевий завершил свой земной путь. Отпевание совершал сам Патриарх Тихон в Храме Христа Спасителя, который впоследствии был взорван большевиками.
Удивительно, что вся земная жизнь митрополита Евсевия (Никольского) длилась столько же лет, сколько просуществовало старое, монархическое Приморье – с 1860 года по 1922-й год.
…В конце минувшего века вновь воссоздается Храм Христа Спасителя. В 2000-м году прославляются Церковью в лике святых Царская Семья, тысячи Новомучеников и Исповедников земли Русской. Вновь мы обретаем память о нашей тысячелетней России. Вновь становится миссионерским краем наше Приморье.
Там, где жил владыка Евсевий на Седанке, на месте его архиерейского подворья, теперь женский монастырь – Марфо-Мариинская обитель. На территории монастыря стоит старый храм, построенный первым Владивостокским архиереем в честь священномученика Евсевия Самосатского. Там же часовня святого благоверного Князя Александра Невского. Часовня построена еще владыкой Евсевием. Теперь за часовней, напротив алтарной части, стоит крест в память о первом архиерее. К основанию креста уже при сегодняшнем митрополите Владивостокском и Приморском Вениамине (Пушкаре) была принесена землица с могилки владыки Евсевия в Новодевичьем монастыре.
Сейчас Седанка – одно из самых благоприятных мест Владивостока. Исчезли болота и мошка, воздух стал суше и свежее. Сейчас здесь по-особому чувствуется весна. Весна Великопостная, весна ранняя, весна в ожидании Пасхи.
Марфо-Мариинская обитель на Седанке, на месте прежнего архиерейского подворья, возникла уже в наше время – при нынешнем митрополите Вениамине. Сам владыка Вениамин тоже живет неподалеку. Удивительная связь, удивительная преемственность.
Владыке Вениамину в начальные годы его архиерейского служения на приморской земле была чудесным образом передана панагия первого епископа Владивостокского и Камчатского, преосвященного Евсевия (Никольского). На голубом эмалевом фоне панагии, подаренной прихожанами в 1916 году – образ Матери Божией «Знамение». На оборотной стороне – витиеватая дарственная надпись.
При митрополите Вениамине (Пушкаре) возвращается во Владивосток чудотворный образ Матери Божией «Порт-Артурская». Возвращается в 1998 году – ровно через сто лет, как прибыл в 1898 году на землю Дальней России – в Благовещенск — владыка Евсевий. Восстанавливаются построенные первым архиереем монастыри и храмы. Восстанавливается миссионерское значение Приморья, которому в 2020 году исполнится всего 160 лет.
Благодаря молитвенным трудам митрополита Вениамина, воспоминания о церковном подвиге владыки Евсевия (Никольского) ожили в Приморье и России не только в словах, но и в восстановленных церквах и монастырях, в особо значимых духовных событиях, в миссионерской устремленности и проповеднической настроенности Владивостокской епархии.
…Мы живем от Пасхи к Пасхе. Вся наша радость – Воскресение Христово видевши. И перед Пасхой, пред дверьми, сияющими райским светом, лежит небесный путь – Великий пост.
В первую неделю Великого поста в марте 1899 года прибыл на молодую приморскую землю первый архиерей новой Владивостокской епархии – епископ Евсевий. И всю ту постовую неделю он провел в Свято-Троицком Николаевском мужском монастыре, испрашивая Божией помощи в предстоящих великих трудах. И Господь даровал эту помощь. Даровал на многие годы, на многие поколения. На века. Даровал всем нам — ныне живущим. Господь с нами, с Россией, с Русским Приморьем и с нашими архиереями. Только бы нам самим не отворачиваться от этой помощи Божией. Только бы помнить, какими трудами и молитвами, подвигами каких великих людей и подвижников, созидалась Россия и ее миссионерская окраина – Приморье и Владивосток.
Помнить, что, может быть, и вся жизнь наша дается нам как поприще Великого поста, как трудный созидательный путь к встрече со Христом. К Пасхе Вечной.