Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Враги разбудят, потрясут Россию, …но не унизят России: они возвысят ее, таково ее предопределение…»

«Враги разбудят, потрясут Россию, …но не унизят России: они возвысят ее, таково ее предопределение…»


13 мая — день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова). К 150-летию со дня кончины …
 

Ко Дню памяти святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807- 30 апреля /13 мая 1867) портал «Русская народная линия» опубликовал одно из писем святого к Н.Н. Муравьеву-Карскому

Николай Николаевич Муравьев-Карский (1794-1866) принадлежал к числу образованнейших людей своего времени. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года.  С 1816 г. служил на Кавказе под начальством А.П. Ермолова, участвовал в русско-иранской (1826-1828) и русско-турецкой (1828-1829) войнах; совершил ряд дипломатических поездок в Среднюю Азию, в Турцию и Египет; с конца 1854 по 1856 гг. был Главнокомандующим и Наместником на Кавказе. Он отличался безукоризненной честностью и прямым характером, из-за чего имел многих недоброжелателей, часто препятствующих его служебной карьере.

Брянчаниновы были в родстве с Муравьевыми, что способствовало сближению еще в молодые годы Дмитрия Александровича (будущего святителя Игнатия) и его брата Петра Александровича Брянчаниновых со старшим по возрасту Н.Н. Муравьевым. С годами их отношения переросли в глубокую дружбу, оказавшую влияние и на их жизненный путь.

Хиротония святителя Игнатия во епископа Кавказского и Черноморского состоялась 27 октября 1857 г., уже после выхода Н.Н. Муравьева-Карского в отставку.

В письме от 24 августа 1861 г. святитель Игнатий сообщает Николаю Николаевичу о положительном ответе Государя на его просьбу и о том, что ему предоставлен в управление Бабаевский Николаевский монастырь.

Отправляясь к месту своего последнего земного прибежища, святитель Игнатий заезжал в поместье Н.Н. Муравьева-Карского Скорняково.

Следующие его письма отправлены уже из Николо-Бабаевского монастыря. Из общего тона этих писем выделяется письмо от 14 мая 1863 г. (нами ниже публикуемое), написанное в связи с предполагаемым (но не состоявшимся) возвращением Николая Николаевича на государственную службу и содержащее весьма знаменательные предположения о судьбах России.

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Свт. Игнатий (Брянчанинов). Будущее в руках Божественного Промысла. — М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1998.- 143 с.) подготовил профессор А.Д. Каплин.

Название — составителя (в издании 1998 г. письмо помещено под номером 29).

+   +   +

 

Милостивейший Государь,

Николай Николаевич!

Вы знаете, какое живое участие я принимаю в Вас! И потому Вы не удивитесь письму моему. И прежде писал я Вам, а теперь подтверждаю, что вижу над Вами особенный Промысл Божий. Он провел Вас по тернистому пути различных скорбей, воспитав Вас ими, и сохранил, чтоб противопоставить Наполеону III-му, как Кутузов-Смоленcкий был сохранен и противопоставлен Наполеону I-му. К такому делу человек не приготовленный не годится! К такому делу баловень счастия не годится! К такому делу раб мнения человеческого не годится! Предстоит тяжкий труд, соединенный с самоотвержением. Для совершения подвига нужен человек способный, образованный теоретически и практически, человек, которому ничего не было бы нужно, кроме блага отечества. Справедливо сказано в жизнеописании Иосифа, сына Иаковлева, проданного братьями в рабство, что «Промысл Божий обыкновенно ввергает в горнило скорбей тех человеков, которых он предназначает для дел великих».

Ныне или после, но России необходимо сосчитаться с Европою. Усилия человеческие судеб Божиих уничтожить и изменить не могут. России предназначено огромное значение. Она будет преобладать над вселенной. Она достигнет этого, когда народонаселение ее будет соответствовать пространству. Это народонаселение ежегодно приращается больше нежели на миллион; Россия должна вступить в грядущее столетие при народонаселении в 100 миллионов. Нападение завистливых врагов заставит ее развить силы и понять свое положение, которое уже будет постоянно возбуждать зависть и козни. Это потребует огромного труда, подвига, самоотвержения; но что делать, когда приводит к ним рука непостижимой Судьбы! Единственное средство к исправлению упавших сил, нравственной и духовной — положение, требующее труда, приводящее к самоотвержению. В 38-ой и 39-ой главах пророка Иезекииля описаны могущество, многочисленность северного народа, названного Россом; этот народ должен достичь огромного вещественного развития пред концом мира, и заключить концом своим историю странствования на земли человеческого рода. На упомянутые главы Иезекииля делается ссылка в 20-ой главе Апокалипсиса; многочисленность войска, которое будет в Государстве, уподоблена песку морскому. Святый Андрей Критский, церковный писатель 7-го века, объясняя 20-ую главу Апокалипсиса и находя пророчество ея тождественным с пророчеством Иезекииля, говорит: «Есть на севере народ, скрываемый от прочих народов рукою Божиею, народ, самый многочисленный и воинственный. Пред концом мира он внезапно откроется и преодолеет все народы». Точно! Европа узнала Россию после Америки, почти только со времен Петра I-го. Петр I-ый пожаловал в Париж гостем в 1714-м году, а в 1814-м пожаловала туда русская армия. Какая быстрота событий! Нынче, на встречу грозящимся на нас врагам, можно сказать словами 2-го псалма: Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным. Враги разбудят, потрясут Россию, произведут в ней невольное развитие силы, но не унизят России: они возвысят ее, таково ее предопределение.

Призывая на Вас обильное благословение Божие, с чувством отличного уважения и совершенной преданности, имею честь быть Вашего Высокопревосходительства покорнейшим слугой

Епископ Игнатий,

14-е мая 1863-го года

Русская народная линия

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.