До Северной Кореи сто километров…
Заметки дальневосточника
Переломным событием, приблизившим Россию к революции 1917 года, стала Русско–японская война. Война, которая, как известно, не была для Российской империи победной… И дело тут не только во внезапном нападении японцев, недооценке их военного потенциала или в том, что Россия не успела полностью развернуть свои войска на востоке. Более глубокий взгляд позволяет видеть корни событий 1904–1905 годов в духовном состоянии российского общества.
Это состояние проявилось и в отношении к Порт-Артурской иконе Божией Матери. Медлили с написанием иконы, потом с ее доставкой на Дальний Восток. А когда привезли во Владивосток, то было уже поздно: Порт-Артур был взят неприятелем. А ведь явлением иконы Матерь Божия обещала свое заступничество в предстоящей войне у берегов Тихого океана. Небрежение к святыням, небрежение к Богу – вот что широко было распространено в русском образованном обществе в начале XX века. Чудесная Порт-Артурская икона Божией Матери была утеряна. Она исчезла в предреволюционной круговерти…
Но не оставила Богородица Россию и ее дальневосточные рубежи. В 1998 году в Иерусалиме произошло чудесное событие – обретение утраченного Порт-Артурского образа. Икона была торжественно доставлена во Владивосток. Как будто Матерь Божия вновь дает нам шанс. Как будто вновь указывает на то, что Россия выстоит в предстоящих битвах. Выстоит, если обратится к Богу, утвердится в Православии.
***
Сегодня у берегов Кореи избыток оружия и агрессии. Удивительно, что это хорошо чувствуется в Москве, судя даже по тревожным откликам знакомых, и почти совсем не ощущается во Владивостоке. Хотя расстояние от Владивостока до Пхеньяна меньше, чем до Хабаровска.
А до границы с Северной Кореей чуть больше сотни километров…
Еще в недавнее советское время мы, проживая на Дальнем Востоке, чувствовали себя чуть ли не в военном гарнизоне. У каждого жителя Приморья в паспорте стояла отметка, разрешающая перемещение по краю. В школе на приличном уровне велась начальная военная подготовка. С детства доводилось бывать на пограничных заставах. Даже учась в десятом классе, в 1988 году, мы – школьники – оказались на полноценных военных сборах в танковой бригаде. Это было обязательным тогда для всех десятиклассников. Несколько дней настоящей службы, в полном обмундировании, на довольствии, в казармах, под командованием чуть «дубоватого» сержанта-танкиста. А еще с младших классов нас постоянно гоняли в бомбоубежище, отрабатывали действия при воздушной тревоге или при «ядерном ударе». Присутствие на улицах приморских городов людей в форме, военной техники было для нас совершенно естественным. Большинство из нас, советских школьников, понимали, что живут на границе.
Прошло почти тридцать лет. Выросло новое поколение. Чем живет сегодня Приморье, у берегов которого уже стоит американский авианосец?.. Чудесный край у Океана. Местные жители мчатся на своих японских праворульных авто к приятному приморскому отдыху. Когда-то об этих праворульных машинах один владивостокский чудак-журналист написал книгу. Он написал о том, что Приморье вовсе не похоже ни на какой другой край. Здесь, мол, психология другая, праворульная. В реальности расположение руля не очень-то отражается на психологии, тем не менее, желание выделить Приморье из других территорий России возникает у некоторых политиков и аналитиков. Чаще эти веяния идут из-за рубежа.
Во Владивостоке располагается Генконсульство США. Вообще Штаты пользуются популярностью у местных экспертов. Американские преподаватели читают лекции в Дальневосточном университете, приморские – ездят в США на стажировки. Еще год назад один местный эксперт-международник, вопреки очевидному, утверждал в своих статьях и выступлениях, что Штаты почти не испытывают интереса к тихоокеанским берегам Кореи и российского Приморья, что американцы даже уменьшают свое военное присутствие в АТР. Зачем он утверждал это? Вероятно, за возможность бывать в Сан-Франциско и получать щедрые гранты от соседей…
***
– Я политикой не интересуюсь, – отвечает вовсе не эксперт-аналитик, а начальник отдела небольшой фирмочки во Владивостоке на вопрос, знает ли он о планах США на восточных рубежах России.
Не интересуюсь политикой, не интересуюсь историей, не интересуюсь… Это вполне обыденное состояние сознания многих наших сограждан, многих жителей Приморья. Равнодушие к явным угрозам собственной стране. Недооценка, недопонимание этих угроз.
Удивляет то, что среди жителей Дальнего Востока довольно популярна мысль, что Северная Корея сама во всем виновата. Мол, давно не дает спокойно жить со своими ядерными испытаниями и угрозами. В Москве российские патриотические организации посылают ободряющие приветствия и слова поддержки послу КНДР в России. А во Владивостоке порой говорят, что КНДР «не впервые нарушает спокойствие в регионе».
Хотя ведь вполне очевидно, что действия Северной Кореи – вынужденные, и полностью лежат на совести США.
– На себя работаю, – это очень распространенный ответ тех, кто сегодня ведет активную экономическую жизнь на Дальнем Востоке. Почему так? Потому что ресурсов природных много, возможностей «делать деньги» много, и государственная политика в этом же русле – в экономическом.
На фоне стоящих рядом авианосцев во Владивостоке радостно встречают открытие сети американских ресторанов «KFС». В Москве эти низкосортные заведения, торгующие жареной курятиной, существуют давно, и посещают их в основном бедные студенты и мигранты из Средней Азии. В Приморье новость о появлении сети «куриных» кафешек появилась почти одновременно с известиями о военном напряжении близ Кореи. Однако, по всей видимости, пищевая тематика оказалась привлекательнее военной.
В книжных магазинах Приморья обилие литературы, содержащей мысли о том, что Дальний Восток – особая, очень не похожая на всю Россию территория, что люди здесь тоже особые. Как будто бы по духу они ближе к американцам.
Современные идеи, пропагандирующие обособленность Дальнего Востока и Сибири не новы. Может быть, для неискушенного читателя они покажутся привлекательными. Однако в реальности это типичные мысли о создании отдельных и даже противостоящих России уделов.
Еще небезызвестный исследователь конца XIX века Ядринцев, развивавший сибирское областничество, восторгался английской колонизацией Америки. Он писал: «Из всех европейских колоний самые быстрые успехи были сделаны американскими колониями. Успехи эти заключались не столько в применении старого, сколько в создании новых форм жизни, имевших огромное значение в истории мира и оказавших влияние на судьбу европейского континента. Своим процветанием эти колонии обязаны гражданской свободе, дарованной Англией…»
Впечатлившись Америкой, не замечая геноцида индейцев и существовавшего в то время в США рабовладения, Ядринцев стал предлагать отделение Сибири от России с ориентиром на США. За пропаганду подобных идей он был отправлен царской властью в тюрьму, после чего пытался сравнивать себя с Достоевским.
Сегодня на Дальнем Востоке немало таких «ядринцевых», только помельче. Все они говорят о некой обособленности дальневосточных территорий от России. Они рассказывают об особой дальневосточной литературе, которая несет в себе дух свободных людей, готовых поспорить с властью. Недавно книжные магазины Владивостока представили мощный фолиант почти в пятьсот страниц, посвященный людям, которые зарабатывали свои капиталы в Приамурском крае в дореволюционное время. Известные фамилии свободных предпринимателей свободного порта: Кунст, Альберс, Вальден, Гек, Гольденштендт, Даттан, Купер, Линдгольм, Люри, Плансон, Циммерман, Янковский… Преимущественно иностранцы, ринувшиеся к тихоокеанскому побережью Российской империи ради больших богатств этого чудесного края. Эти люди смогли принести, конечно же, и некоторую пользу России на Тихом океане. Но вряд ли их можно назвать созидателями Руси на восточных рубежах.
Мы как будто забываем истинную Россию, что героически вставала с Крестом и Евангелием у тихоокеанских волн. О ней, если немного и рассказывают здесь у границ с накаляющимся Корейским полуостровом, то в одном ряду с какими-то мелкими, ситуативными событиями.
Вы не увидите на полках книжных магазинов Приморья замечательных работ российского писателя Андрея Хвалина, много потрудившегося в исследовании истории Дальнего Востока и в прославлении российской державности на Тихом океане.
Правда, в конце прошлого года приморские читатели встретились с работой краеведа Нелли Мизь «Романовы во Владивостоке». Это добротно изданная книга о визите цесаревича Николая в Южно-Уссурийский край и о посещении Владивостока великими князьями Романовыми в период с 1873 по 1916 годы.
Материалы, которые подробно рассказывают о пребывании во Владивостоке представителей Дома Романовых, в обобщенном виде показывают, какую масштабную и системную политику вели российские правители в движении на Восток.
Правда, книга эта теряется среди обилия многотиражной литературы, рисующей совершенно чужой, и даже маргинальный, Владивосток. Американцы, китайцы, крабы, «правые рули», «Мумий Тролль», голливудские актеры, добыча тигров и китов, таежные легенды и «борцы за власть Советов» – вот некоторые штрихи современного литературного образа Приморья. Все это, конечно, есть в истории колоритного Южно-Уссурийского края. Но далеко не эти черты являются лицом Державы на берегу залива Петра Великого.
***
В культурной и просветительской политике на Дальнем Востоке сегодня вы встретите много странностей. Порой даже кажется, что есть чей-то заказ на «переписывание» истории России на востоке. Создается как бы отдельная от российской историческая версия развития дальневосточных земель. На переднем плане герои, чьи имена не имели столь большого значения в русской истории на Тихом океане. Во Владивостоке нет ни одного полноценного памятника тем, кому город и весь край обязаны своим величием. Нет памятников русским царям – Александру III и Николаю II, которые превратили Владивосток и все Приамурье в духовный и цивилизационный оплот России на границах с Азией. Правда, в декабре 2016 года напротив Покровского собора Владивостока установили небольшой бюст Николаю II, который, будучи цесаревичем, посещал город, заложил начало Транссиба, железнодорожного вокзала. А, взойдя на Российский престол, учредил самостоятельную Владивостокскую епархию, Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь и Восточный институт во Владивостоке, с которого ведет свою историю современный Дальневосточный университет.
По поводу установки бюста царя в приморских СМИ поднялась волна негативных откликов. Зато мало кто возражал в связи с тем, что в пасхальные дни приморские коммунисты поставили на Партизанском проспекте, который до революции именовался Николаевской улицей, памятник Ленину.
Когда местные журналисты расспрашивали жителей города о том, кто такой Ленин, один из опрошенных – среднеазиатский мигрант средних лет – неожиданно сказал: «Это тот, кто развалил Россию и убил царскую семью».
Как-то год назад в разговоре с представительницей городской администрации мы предложили вернуть старое название проспекту, на котором сегодня выставлен памятник «вождю пролетариата». Мы предложили сменить название «Партизанский» на «Николаевский». Ответ впечатлил: «Этого нельзя делать, иначе жители подумают, что мы хотим угодить Николаеву». Некто Владимир Николаев был несколько лет назад мэром Владивостока…
***
В день Пасхи Христовой по Океанскому проспекту Владивостока шел Крестный ход. Только окончилась Божественная Литургия на берегу бухты Золотой Рог, и уже через несколько часов – большой Крестный ход. От Покровского собора по Океанскому проспекту к Белой площади строящегося Спасо-Преображенского собора. Впереди Крестного хода — огромная икона Воскресшего Христа. Священники в ярких пасхальных облачениях, образа и хоругви.
Кстати, иностранцы с восторгом, восхищением смотрели на Пасхальный Крестный ход. А на богослужениях в приморских храмах нередко бывают китайцы и японцы, и даже немцы с заходящих кораблей.
Иностранцы все больше тянутся в наше Приморье. В этом году вдвое возрастает количество заходов больших иностранных лайнеров в главный порт России на Тихом океане. До полутора десятка гигантских кораблей, каждый из которых может привезти по несколько тысяч туристов. Все чаще Владивосток посещают азиаты, желающие прикоснуться к русской культуре.
Азиатские гости в пасхальные дни оказались и в Оперном театре – Приморской сцене знаменитой Мариинки во Владивостоке. Мариинка над волнами Золотого Рога с просторными террасами – подъездами и стоянками для автомобилей. С широкими панорамными окнами. Со светлыми холлами и уютными сценами. Внизу огни кораблей в бухте, вверху, совсем рядом облака…
На сцене Сводный хор Приморской митрополии, руководит которым регент Людмила Макаренко, участник Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения. «Музыка должна быть не только красивой. Она должна напоминать о Евангельских событиях…», – говорит Людмила Ивановна.
***
Даже на Корейском полуострове, в Пхеньяне, осажденном американскими кораблями, радостно встречали Пасху. Северокорейские священники служили вместе с батюшкой, прибывшим из Владивостока в храме Святой Живоначальной Троицы. Этот храм построен в Пхеньяне по прямому указанию Ким Чен Ира, отца сегодняшнего руководителя КНДР – Ким Чен Ына. Говорят, Ким Чен Ир испытывал сердечное расположение к православию и русской культуре. И после посещения в Хабаровске храма в честь святителя Иннокентия, епископа Иркутского, он распорядился построить православный храм в Пхеньяне.
В Хабаровской духовной семинарии впоследствии обучались северокорейские батюшки, которые теперь служат у себя на родине. И, конечно, молятся сейчас о мире во всем мире и на Корейском полуострове.
…Перед Пасхой Владивосток посещала великая святыня земли Русской, принесенная из Киева – чудотворная икона Божией Матери «Призри на смирение».
В Покровском соборе Владивостока произошла встреча двух чудотворных икон – «Призри на смирение» и «Порт-Артурской». Два небесных Лика Пресвятой Богородицы, словно указывающей нам: в смирении перед Господом будет и помощь России от Него, и заступничество Царицы Небесной, и мир на Тихом океане.
Тяжелые темные тучи нависли над берегами Кореи, там, где стоят железные громады американского военного флота. Если начнется гроза, она коснется и нашего Приморья. И невольно осознаешь, что ни дипломатия, ни экономика, ни военная мощь определяют сейчас, начнется или не начнется война. Всё в руках Божиих. Нам бы прийти в себя. Очнуться, опомниться.
Да и политику нашу дальневосточную хорошо бы сменить с «порто-франко» на «город-крепость».
Романов Игорь Анатольевич – Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»