Келия святого Модеста, патриарха Иерусалимского
Келия святого Модеста, патриарха Иерусалимского, совсем недалеко от Дафни, буквально несколько минут на машине по крутым афонским перевалам вверх, а затем въезжаем в ворота и по выложенной камнями дороге спускаемся немного вниз и останавливаемся среди каменных монастырских построек. Сколько здесь вложено сил и пролито трудового пота! Келия возникла буквально на пустом месте стараниями настоятеля иеромонаха Авраамия (Орлова) с братией, жертвователей и благотворителей. Когда-то на этом месте была келья монаха-пустынника. Она стояла на высокой скале над морем, распахнутая ветрам и звездам. По местным традициям, самые долгие службы – ночные, когда луну можно потрогать рукой и звезды горят, как свечи, на паникадиле неба. На картах Афона келия обозначалась как «Караван Сарай», поскольку находилась в 20-30 минутах пешком от главной афонской пристани, и в старину здесь был перевалочный пункт и стойбище для мулов, перевозивших грузы, доставленные морем в Дафни, а оттуда уже отправлявшиеся в разные святогорские монастыри. К концу прошлого века келия была заброшена, и после очередного пожара ветшала и разрушалась. Но ангел этого святого места ждал, когда здесь появятся монахи и возобновится молитва. И спустя годы ангел дождался – пришли русские иноки и возвели церковь.
По свидетельству одного из старожилов келии монаха Нила, главный придел церкви освящен во имя святителя Модеста, а второй, левый, пристроенный позже и где уже второй год идет служба, освящен в честь Всех русских святых на Афоне просиявших.
Главные святыни келии – частицы мощей святителя Модеста, священномученика Харлампия, преподобного Серафима Саровского, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Гавриила Афонского, вещи святителя Спиридона Тримифунтского, частица мощей священномученика Вонифатия. Главу св. Модеста приносят раз в год на панигир (здесь: престольный праздник) из монастыря Симонопетра. Канонически келия св. Модеста относится к греческому монастырю Симонопетра и подчиняется Константинопольскому патриарху, но по составу монахов является русской, и на церковной службе возносится имя и Патриарха Московского и всея Руси (в других национальных монастырях, например, болгарском Зографе или сербском Хиландаре возносятся имена предстоятелей своих Поместных Церквей). Таким образом, подчеркивается идея Вселенского Православия и его единства, что не мешает афонитам отвергать экуменические идеи Критского собора. Возобновление монашеской жизни в келии св. Модеста имеет промыслительное значение и для самого Афона, и для России, и для всей православной ойкумены от полюса до полюса земли.
Согласно житию святого Модеста, в изложении святителя Димитрия Ростовского, этот Угодник Божий родился в городе Севастии Каппадокийской, на востоке Малой Азии, на границе с Арменией, от благочестивых и богобоязненных родителей. С юных лет он почувствовал сердечное влечение к Господу и, отрекшись от мира, проводил строгое иноческое житие. Впоследствии он был настоятелем обители Феодосиевой в Палестине (подле нее, по преданию, провели ночь волхвы, шедшие из Вифлеема на поклонение Воплотившемуся Господу Иисусу. Обитель основана около IV века). В это время Персидский царь Хозрой сделал опустошительное нашествие на Сирию и Палестину (Хозрой II, царь Персидский, царствовал с 590-628 г. по Р. Х. Нашествие его на Сирию и Палестину было в 614 году). С персами соединились и евреи, в числе сорока тысяч человек, с целью истребить всех христиан Палестинских. Жестокость врагов имени Христова излилась на Иерусалим и его окрестности во всей своей силе: погибли многие тысячи иноков и клириков, опустошены и сожжены были все храмы, в том числе храм святого Гроба Господня, патриарх Захария (патриаршествовал в Иерусалиме с 609 года по 633 г., в том числе в плену у персов был с 614 по 628 год) со множеством народа и святым Крестом Господним отправлены в плен в Персию. Иудеи откупили у персов несколько тысяч христиан и предали смерти. Число всех умерщвленных христиан простиралось до 90.000 человек. Святой Модест в это тяжкое время избег погибели, и, по окончании нашествия, за отсутствием патриарха, ему поручено было, с именем блюстителя патриаршей кафедры, управлять Палестинскою церковью. Первым делом святого Модеста было собрать остатки избиенных в обители святого Саввы Освященного иноков и с честью положить их в усыпальницу. Потом он со всею ревностью принялся за восстановления поруганных святых мест. Не опасаясь ни злобы иудеев, ни своеволия персидских властей, святой восстановил храм святого Гроба и храмы Голгофский и Вифлеемский, в чем весьма много помог ему Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский (патриаршествовал с 609 по 620 г.). Находившийся в плену у персов блаженный Захария, патриарх Иерусалимский, утешал святого Модеста и паству письменными известиями о себе и увещаниями быть твёрдыми в вере. Через четырнадцать лет патриарх Захария вместе с Крестом Господним возвратился из плена, но, истомленный скорбями, скончался в том же году. По его кончине, на патриаршую кафедру был возведен святой Модест. Не более пяти лет управлял святой Модест Иерусалимскою церковью в сане патриарха. Добре управляя вверенною ему паствою, святой Модест творил многие дивные чудеса и исцеления. Достигнув престарелых лет, святой Модест, на девяносто седьмом году своей жизни, с миром предал дух свой Господу и переселился в вечные небесные обители (18-го декабря ст.ст. 634-го года).
Святитель Модест – автор древнейшего Слова на Успение Божией Матери. Житие святителя, переведенное с греческих источников, вошло в Великие Четьи-Минеи митрополита Макария и святителя Димитрия Ростовского. На Руси святитель Модест особо почитался как покровитель скотоводства – в народе сохранилась память о чуде исцеления скота.
В России крестьяне также молились святому Модесту о защите коров от падежа, основываясь на сказании в «Прологе» (книга с историями из жизни святых для назидательного чтения), где говорится, что, когда у одного из жителей Иерусалима погибли животные из-за змеиного яда, попавшего в источник для водопоя, святой Модест «скоты воскреси». Иконы Модеста, где он изображался со скотом, были популярны на русском Севере.
Согласно традиции святитель Модест Иерусалимский изображается старцем в богослужебном облачении (подризнике, епитрахили, поясе, поручах, палице, фелони или саккосе, омофоре) и сапожках, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. Одно из древнейших изображений святого Модеста в русской иконописи – на иконе «Чудо о Флоре и Лавре. Власий и Модест» XV века из собрания Государственного Русского музея.
Память святителя отмечается Церковью 31 декабря (18 декабря по старому стилю) в день его блаженной кончины.
В келию св. Модеста мы пришли в канун панигира (престольного праздника), 30 декабря, вместе с другими гостями – монахами из расположенного в четырех километрах монастыря Симонопетра и паломниками из России, лежащей на расстоянии около двух тысяч километров от Святой Горы Афон. Только успели разместиться в отведенной нам трехместной кельи и попить по-русски чаю в архондарике (приёмная комната для гостей в православном монастыре, где у греков дают ракию и кофе), как отправились на службу. И хотя их было три (первая служба была с 15 до 17 ч. Вторая с 21 до 24 ч. Третья — праздничная Литургия началась в 5 ч. утра. После службы и трапезы вернулись в келию в 8 утра) для меня службы на панигир св. Модеста слились в единое богослужение. Непрерывно звучали славословия в честь святого Модеста:
Преподобно пожив, Богомудрие Модесте, /
и святительскою одеждою украшен, /
пастырю Иерусалима блаженнейший, /
в веселии ныне Христу предстоиши /
и концы озаряеши чудесы, /
помощник убо буди тя призывающим, /
моляся, отче, о всех нас.
(Тропарь Модесту, архиепископу Иерусалимскому)
Произнося Слово за праздничной трапезой, посланец монастыря Симонопетра о. Ефрем-грек назвал св. Модеста «святым чудес» и сказал, что надо видеть эти чудеса вокруг нас в повседневной жизни. И рассказал о недавнем чуде: напротив келии св. Модеста на дороге машина упала в обрыв. В ней было 5 человек и ни один из них не получил ни одной царапины. Посмотрите вокруг себя: эта келия – настоящее чудо, созданное трудами о. Авраамия с братией. Здесь вы подвизаетесь и спасаетесь. Главный враг монаха – он сам, его страсти, с которыми надо постоянно бороться. Если этого не делать, то остается только гордиться количеством лет, прожитых на Афоне, — заключил свою речь о. Ефрем.
В следующую ночь с 31 декабря на 1 января, на св. Вонифатия, причастились с Алексеем и Андреем Святых Христовых Таин. Радостно было на сердце, что несмотря на болезни и искушения, которые из любви попустила нам Пресвятая Богородица – Игумения Святой Горы, Ея любовью и предстательством Господь сподобил нас причаститься. Дух воспарил и телесные силы прибавились, что позволило нам продолжить паломничество с утроенной энергией.
Поскольку святой Модест является покровителем животных, возле келии обретается масса кошек и собак. По окончанию богослужения и братской трапезы настоятель о. Авраамий обычно кормит хлебом насущным «братьев наших меньших» — кошек и собак, «подвизающихся» в келии. Надо сказать, живут здесь очень сообразительные животные. Кошки, если их погладишь, сразу же лезли на руки обниматься, собаки приносили шишку и просили с ними поиграть: бросишь шишку, а они наперегонки стараются тебе ее быстро вернуть.
В краткие свободные минуты обошел несколько раз келию и сделал фотографии. Внутри церкви снимки не делал. Они взяты с сайта келии http://святой-модест.рф/pozhertvovaniya.
Особенно впечатлили виды местного кладбища. Как сказал монах Нил, для насельников – это «память смертная». Пока на кладбище не упокоился еще ни один из братии. Но «последняя келия» готова. Как говорится, у монаха только три пути в монастыре: в храм, в трапезную и на кладбище.
Келия св. Модеста стала нашим главным пристанищем на Афоне во время паломничества. Отсюда мы уходили в путь по дорогам и перевалам Святой Горы и в другие обители. Отсюда, насладившись гостеприимством о. Авраамия с братией, ушли по завершению нашего паломничества обратно «на большую землю» в Уранополис, в Салоники, а затем – в Москву, в Москву! Где нас любят, и ждут, и молятся.
Андрей Юрьевич Хвалин