О некоторых аспектах современного образования
В нашей стране сейчас много дискуссий вызывают реформы образования. Большинство нововведений провоцируют недовольство ученых, педагогов и родителей. Образование все больше сводится к предоставлению услуг, подготовки специалистов узкой направленности, ориентированных на конъюнктуру рынка и не имеющих необходимых общих фундаментальных знаний. В средних общеобразовательных учреждениях этому способствует система ЕГЭ, которая приводит к тому, что школьники «натаскиваются» на определенные тесты (это, помимо угрозы интеллектуального оскудения, открывает большие возможности для манипуляции сознанием). В ВУЗах болонская система в обучении направлена на сокращение количества времени живого общения преподавателя и студента, формализацию учебного процесса, бюрократизацию управления ВУЗом. Это влечет за собой снижение объема и качества получаемых знаний студентами, а также понижение социального статуса педагога. В последние годы эти негативные явления стали проникать в систему духовного образования русской Православной Церкви в связи с переходом на федеральные образовательные стандарты духовных учебных заведений Московского Патриархата.
Вместе с тем определенные дополнительные возможности открывает система теологического образования в светских ВУЗах. Учитывая повышение влияния Церкви в обществе, будет возрастать потребность в специалистах, способных к духовному осмыслению социально-политических, финансово-экономических, правовых процессов в стране и организации эффективного взаимодействия Церкви и народа в решении духовно и социально значимых вопросов. Ввиду множества угроз, которые имеют место в информационном обществе, в ближайшее время необходимо формирование системы духовно-информационной безопасности. Также все более актуальной будет становиться сфера государственно-конфессиональных отношений. Для этого потребуются соответствующие специалисты.
В этой ситуации считаю необходимым выведение образования из сферы услуг, возвращение к классическому среднему и высшему образованию, где была бы высока роль общеобразовательных дисциплин, повышение статуса педагога в системе образования. Обеспечение возможности бесплатного образования и гарантии трудоустройства молодых специалистов.
В духовных учебных заведениях необходимо сохранить традиции углубленного изучения Священного Писания и Предания, святоотеческого и литургического наследия, агиографии, недопустимо сокращение изучения богословских дисциплин за счет увеличения светских общеобразовательных предметов. Духовные учебные заведения должны оставаться сокровищницей бесценного духовного православного христианского наследия.
При этом теологические факультеты смогут готовить специалистов с базовыми знаниями духовных основ Православия, способных к работе в различных сферах жизни общества и государственных учреждениях. Преподаватели — теологи смогут также давать необходимые базовые теологические знания для самого широкого круга специалистов в рамках общегуманитарных дисциплин. Вместе с тем, в рамках магистерских теологических программ откроется возможность повышения уровеня общего образования выпускников духовных учебных заведений, получения ими дополнительной специализации.
Преподаватель Регентской школы
Ставропольской духовной семинарии,
магистр теологии
Павленко Николай Юрьевич