История памятной доски
в честь русского воина Игоря Кирсанова
Игорь Кирсанов стоял передо мной и улыбался. — Но ведь такого не может быть! Не может! Ты же погиб! Ты же… мёртвый! Как же так? Гоша, так ты живой что ли? — всё это быстро пролетало у меня в голове.
А Кирсанов так и стоял. Его глаза светились какой-то тайной. Он смотрел на меня, и улыбка не сходила с его губ. Ни слова, ни звука. Лишь один раз он словно усмехнулся. Сердце у меня билось всё сильнее и сильнее, ещё мгновенье я видел его счастливое лицо, и… проснулся. Несколько лет подряд мне снился такой сон. Каждую осень Игорь приходил ко мне во сне. И всегда было одно и то же. Он был живой! Улыбался и был счастлив! Именно этот сон и заставил меня попытаться узнать, как и где погиб Игорь Кирсанов.
Я знал, что Игорь был офицером-десантником. В девяностые мы несколько раз встречались с ним. Он рассказывал, что служил в Польше и на Дальнем востоке, женился и растит двоих детей.
Я помню, как глядя на него, думал — молодец Гоша, достиг всего того, о чём мечтал. Игорь Кирсанов всегда хотел стать офицером. И всегда готовил себя к этому. Занятия по карате, ежедневные пробежки и тренировки. Мечтал поступить в Рязанское высшее воздушно-десантное училище. И поступил!
В последний раз я видел Игоря в нашей школе на встрече выпускников, куда он пришёл вместе с женой.
А потом в конце 1995 мне позвонила одноклассница и сообщила, что Игорь Кирсанов погиб в Чечне.
Уже намного позже, по прошествии нескольких лет, я нашёл в интернете статью в газете «Красная звезда». Выпуск газеты за 19 декабря 1996 года.
Статья называлась «… А Кирсанова с нами нет». Автор — Игорь Романов.
Потом нашёл еще несколько сайтов, которые рассказывали о тех годах и событиях в Чечне. Писали, что Кирсанов совершил подвиг и погиб, награждён Орденом Мужества. Но всё же статья в газете заинтересовала меня больше. Человек написавший ее, Игорь Романов, видимо знал лично Кирсанова. И теперь я уже искал информацию об Игоре Романове.
Прошло несколько лет и в интернете нашёл сайт «Берег России», где была опубликована повесть об Игоре Вячеславовиче Кирсанове — русском воине-герое «Капитан Кирсанов. 16 декабря». Автор — Игорь Анатольевич Романов. Наверное, именно эта повесть и стала началом того благородного дела, которое мы все вместе сделали. Год назад в комментариях на сайте «Берег России» я написал, что Игорь Кирсанов — мой одноклассник, и хорошо бы, что бы все узнали о том ПОДВИГЕ, который он совершил. Ещё написал, что было бы здорово, если бы в той школе, где учился Игорь Кирсанов, установить Мемориальную памятную доску. И решил этим заняться.
Буквально сразу получил ответ на свой комментарий. Мы с Романовым Игорем, автором повести, обменялись телефонами, списались по почте. Было это год назад, осенью 2013 года. Не знаю почему, но всё оказалось очень просто и легко. Не буду рассказывать про мистику, окружавшую весь этот процесс, или про Провидение… Все препятствия, поиски нужных документов, поиски родителей Игоря, поиски информации о его детях, различные нужные справки и бумажки в комиссию по топонимике (именно она даёт разрешение на такие Мемориальные доски), все бюрократические проволочки и стояние в очередях у кабинетов — всего этого НЕ БЫЛО.
Не было равнодушных чиновников, не было непонимающих взглядов. На всём пути создания Мемориальной памятной доски, посвящённой Кирсанову Игорю, не было ни одного плохого человека! Везде я встречал понимающие взгляды и добрые глаза. На встрече с одноклассниками услышал одобрение и желание помочь. «Ты только скажи, что нужно и мы поможем, мы сделаем » — так сказали те, кто десять лет учился вместе с Игорем. А, прежде всего, нужны были различные документы, которые надо было искать или у родителей Кирсанова или в Военкомате. Найти родителей — тоже не очень просто, а уж делать различные запросы в военкоматах — для меня это кошмар. И я готовился к этому кошмару.
И вдруг, читаю объявление в газете — нашей 4-й школе города Иваново 40 лет! Приглашения на торжественную часть и концертную программу можно получить в школьной канцелярии.
И вот мы уже в зале. Друзья-одноклассники спрашивают, как продвигается задумка про Мемориальную доску. Я отвечаю, что в голове есть план, уже знаю что нужно собрать, какие документы… И что быстро ли, долго ли, но всё у нас получится.
Мы делимся друг с другом новостями, улыбаемся, слушаем музыку.
Гаснет свет. На экране: фотографии и слайды наших учителей, фотографии выпускников нашей школы.
И вдруг, как вспышка: фотография Игоря Кирсанова. Здесь же на фото вижу крест — это Орден Мужества.
Ведущий объявляет: «Игорь Кирсанов за свой ПОДВИГ посмертно награждён Орденом Мужества!»
В другой половине зала встаёт человек. Это отец Игоря. Одноклассники переглядываются и смотрят на меня: «Это ты его нашёл и пригласил?». И не верят, когда отнекиваюсь.
И мне уже не нужно искать родителей Игоря, мне не нужны военкоматы… В конце вечера я подошёл к отцу Игоря, записал его домашний телефон. Все нужные документы, все справки и орденская книжка, всё оказалось совсем рядом. Познакомился, и с родителями Игоря, и с его родным младшим братом, узнал судьбу его уже взрослых детей. Несколько раз приходил к ним в гости. Мы пили чай, смотрели старый альбом с фотографиями, смотрели видео. Буквально целая кассета была посвящена сдаче на Краповый берет, были и военные видеозаписи. Потом был приезд из Москвы Романова Игоря Анатольевича. И мы снова вспоминали Кирсанова, и его детские и юношеские годы, службу в Армии. Читаем Книгу Памяти, в которой несколько страниц посвящено Игорю…
В школе, куда я пришёл и рассказал о задуманном, меня встретили приветливо. Завуч Зарецкая Ирина Евгеньевна оказалась автором книги о мемориальных досках нашего города. Она уже принимала участие в создании нескольких Мемориальных досок! Она подсказала адрес мастерской, куда нужно обратиться.
Директор школы Марков Николай Алексеевич сказал мне — « Олег, ты собери нужные документы, а всё остальное — дума, администрация, депутаты, комиссия по топонимике, — я беру на себя».
Всё это я пишу не просто так. Пытаюсь рассказать, пытаюсь показать, что на всём пути создания Мемориальной доски меня встречали добрые и отзывчивые люди! Если и были какие-то препятствия на этом пути, то каким-то образом они пропадали. Даже текст на доске мы написали не по какому-то стандарту, а так, как считаем нужным, как было на самом деле. И когда меня хвалили и благодарили за проделанную работу, мне было как-то даже стыдно. Всё происходило как бы само собой. Наверное, я лишь «зажёг спичку и поднёс её к костру». И другие люди следили, чтобы костёр не погас. Но иногда казалось даже, что кто-то невидимой рукой подкладывает в огонь сухие берёзовые поленья…
Мы не торопились. В мае 2014 всё было готово. Летом каникулы. Поэтому торжественное открытие Мемориальной доски, посвящённой памяти Игоря Кирсанова было назначено на 1 сентября!
Я очень боялся, что 1 сентября, как День Знаний, как первый день для первоклашек, затмит собой наше дело. Но оказалось всё не так. В старших классах были проведены уроки Мужества, дети читали стихи про десант и рассказывали о ПОДВИГЕ Кирсанова. После была торжественная линейка на которой присутствовали учителя и ветераны, представители Администрации города. Духовой оркестр десантников играл «На сопках Маньчжурии». Была и минута молчания, и гимн России, и выступления всех тех, кто знал Кирсанова Игоря Вячеславовича.
Звонили одноклассники, звонили все те, кто не смог придти. Звонили, поздравляли. Родителям Игоря Кирсанова в который раз пришлось пережить горечь невосполнимой утраты. Но они держались! И, конечно, сквозь слезы, радовались прославлению своего мужественного сына, настоящего русского офицера!
Я смотрел на детские лица и видел в их глазах гордость за свою школу, гордость за Россию!
…Наверное и сейчас, когда я пишу эти строчки, Игорь где-то там, на верху, смотрит на меня, смотрит на всех нас и улыбается…
3 сентября 2014 года
Олег Коптелов