Где взять управленческие кадры в России

Экономическое начало пользы злое и бессмысленное…

С.Ф. Шарапов

Самый проклятый вопрос сегодня в Российской Федерации: где взять толковые управленческие кадры? Людей, которые могут ответственно и успешно сделать порученное дело, при этом не завалив его, не превратив в очередную конфузию и не украв попутно 70% ассигнованных государством средств? Кто будет проводить реиндустриализацию страны? И кем вообще заменить «незаменимых» неолибералов-монетаристов, что со времен Ельцина и по нынешнюю пору заправляют государственными финансами, Центробанком и формированием общеэкономического курса? Окружающие Владимира Путина высшие кадры экономического управления государством — ярые либералы, сторонники ВТО, органически неспособные быть капитанами новой индустриализации. Как минимум с мая 2012 года неэкономическая политика Владимира Путина входит во всё большее и опасное противоречие с экономическим курсом государства. Защита традиций, человеческой семьи, повышение рождаемости у русских, культивирование патриотизма, наращивание оборонных и социальных расходов, реинтеграция русских земель, построение ЕврАзЭС, объявленные главой государства, требуют соответствующей экономики. Экономики с развитыми индустрией и агропромом, со множеством источников пополнения доходов в виде успешно работающих предприятий реального сектора, и лишь затем — услуг. Экономика сия должна быть управляемой и проектной (с сильным плановым началом), многоукладной (с многообразием форм собственности), на данном этапе (ради восстановления рентабельности производства) — протекционистской, как в Российской империи в 1890-х годах. Безусловно, достижение поставленных Кремлём целей потерпит полный крах (и вызовет крах бюджета РФ), коли экономика Росфедерации останется экономикой «Газпрома» и нефтяных компаний — сырьевой.

Вталкивание РФ в ВТО одновременно с принятием майских 2012 г. указов В. Путина (с огромным наращиванием расходов государства) уничтожает рентабельность производства в стране и делает невозможной суверенную, подлинную индустриализацию. Оно режет и перспективы развития агропрома, делает невозможным завоевание продовольственной независимости РФ. Оно ведёт к ежегодным потерям бюджета как минимум в полтриллиона рублей, консервирует импортно-сырьевой характер экономики и уже стало толчком к падению производства в стране. Почему так случилось? Потому что, как правило, управляющие экономикой России — это либералы и приверженцы ВТО. Они совершенно не имеют ни опыта успешного управления предприятиями реального сектора в нынешних непростых условиях, ни старого советского опыта. Как и опыта подъёма регионов в крайне неблагоприятных условиях неолиберальных (по-российски) «реформ». И если смотреть непредвзято, то у Владимира Путина нет высших управленцев, способных выстроить разумную экономическую политику неоиндустриализации, провести в жизнь адекватные протекционистские меры, выстроить суверенную финансовую систему, способную кредитовать (под низкие проценты и надолго) промышленность, агропром, прикладную науку и строительство инфраструктуры.

Всё это усугубляется четвертьвековым отбором в госаппарат совершенно случайных людей, которые назначались на государственные посты не по деловым и управленческим талантам, а по принципу родственных связей, фаворитизма, угодливости начальству и по способности красть деньги (вымогать взятки), делясь при этом с вышестоящими. Более того, давным-давно существует теневая система покупки государственных должностей (симонии) в РФ, после которой те, кто их приобрёл, начинают яростно воровать, возвращая затраты и добывая барыши. Повальным явлением стало назначение на высокие должности в бюрократической иерархии и в управлении госкорпораций совершенно молодых людей, не имеющих ни малейшего управленческого опыта в промышленности, науке, агропроме (свежий пример — назначение главы Федерального агентства научных организаций). Всё это превращает госаппарат РФ в чуть ли ни в «антигосударство», в страшную по разрушительности и бесхозяйственности силу. Попытка приспособить такой «госаппарат» к решению задач неоиндустриализации и провозглашённого В. Путиным неоконсерватизма может привести к развалу сначала экономики, а затем — и РФ. Самое же неприятное заключается в том, что Кремлю просто неоткуда взять людей иных качеств на посты управленцев.

Но можно ли изменить положение и избежать краха? Можно. При наличии воли высшего руководства и независимости его мышления, каковое позволяет применить непривычные для Российской Федерации методы кадрового отбора. Позволяет пойти наперекор сложившейся «системе отрицательного отбора» кадров. Рассчитывать здесь на государство невозможно — оно безнадежно заражено метастазами коррупции, продажности, фаворитизма и клановости. Преувеличены ожидания и от свободы выборов: первоначально они вынесут наверх не самых компетентных и честных, а наиболее горласто-демагогических и хорошо профинансированных. А значит, нужно построение параллельных нынешнему госаппарату (опричных) структур отбора людей высших нравственных и профессиональных качеств. Первейший кадровый резерв здесь — патриотично настроенные люди реального бизнеса, которые смогли в крайне неблагоприятных условиях поднять свои компании, обеспечивая и высокие средние зарплаты на своих предприятиях, и высокий уровень выплаты налогов в расчёте на одного работающего. Примыкает к этому потенциальному резервуару кадров корпус региональных государственных управленцев, сумевших поднять свои регионы во всех сферах, при этом не за счёт сырья, добываемого на их территориях. Ярчайший пример здесь — губернатор Белгородской области Евгений Савченко.

Но как отобрать корпус таких людей? С чего начать? Причём задачу отбора из реального, производственного бизнеса придётся решать параллельно с ещё одной важной задачей: защитой лучших компаний и предприятий страны (то есть обеспечивающих высокие средние зарплаты персонала и высокие же показатели уплаты налогов в бюджет в расчёте на одного работника) от уничтожения чрезмерно расплодившимися бюрократами из «антигосударства» и всё более хищничающими «силовиками». Решать эти задачи по отдельности невозможно. Успешные предприниматели из реального сектора — истинный «золотой запас» кадров — сегодня просто уничтожаются как класс. В сегодняшней РФ любое успешное предприятие моментально становится объектом атаки многочисленных проверяющих и мытарей. И в погонах, и в гражданских костюмах. Повседневная деятельность любого предпринимателя в РФ состоит из вынужденного общения с Роспотребнадзором, Трудовой инспекцией, санэпидстанцией (СЭС), Ростехнадзором, профильными отраслевыми департаментами области, района, города, поселка. За ними тянутся Росреестр, кадастровые палаты, земельные комитеты. Представители этих организаций зачастую считают себя начальниками как минимум галактического масштаба — со своими правилами, «закидонами» и, конечно, таксами-тарифами. Ну а что касается финансов, то тут у нас есть налоговая инспекция, проникнутая худшими советскими подходами к общению с налогоплательщиком. Есть ещё финансовый контроль со Счётной палатой во главе, Управление экономической безопасности МВД и, конечно, «око государево». Вернее, их теперь у нас два: Генпрокуратура и Следственный комитет. Причём, чем честнее работает компания, чем больше платит налогов и чем выше зарплаты ее работников — тем более заманчивой целью она служит. При этом рядом будут работать компании горячих кавказских парней (с обеих сторон хребта), нарушая все мыслимые нормы, — но им за это ничего не будет.

Как изменить подобное положение? Для начала — защитить законно и честно работающие компании, направив усилия государства на те фирмы, что действительно налогов не платят и показывают низкие зарплаты работников.

Для начала нужно создать механизм для чёткого определения здорового бизнеса и его «маркирования» в некоем национальном реестре. Каковой реестр станет кадровым резервом и для государства. Что можно предложить? Сформировать нечто вроде «Почётного легиона» отечественного бизнеса. Как параллельную имеющемуся госаппарату общественно-государственную организацию. Но как найти лучших из лучших в деловой сфере? Брать для критерия только оборот или объём прибыли нельзя. Что толку в нефтегазовых государственных компаниях, если у них денег — полно, но работники в среднем — с невысокой зарплатой? И если прибыль делается за счёт сырья, а не из сбыта собственной продукции с высокой добавленной стоимостью? Если частный «Сургутнефтегаз», будучи гораздо меньше «Газпрома» и «Роснефти», налогов с тонны добытой нефти платит куда больше них? Если эта продукция низкотехнологична, в ней нет наукоёмкости и большой доли квалифицированного труда? Нет, чисто финансовые показатели тут не проходят. Чтобы отделить действительно отборную, «гвардейскую» часть отечественных бизнесменов и предпринимателей, нужно построить таблицу из двух координат. На одной оси отмечается уровень зарплат на предприятии, на другой — объём выплачиваемых в бюджеты всех уровней налогов в расчёте на одного работающего. В левом нижнем углу таблицы получится «чёрный квадрат». Попадание в такую зону однозначно должно вести к санации компаний. Что за пределами «чёрного квадрата»? Мы получим этакий сектор — прямоугольно изогнутую область, заштрихованную на рисунке. В неё попадают те компании и предприятия, что либо платят и высокие средние зарплаты, и большие объёмы налогов (вершина толстого «уголка») — лучшие из лучших. Можно сказать, «генералы». Те, кто ведёт хозяйство рационально и предприимчиво, применяет передовые технологии, снижает издержки и не раздувает непроизводительный аппарат клерков-менеджеров.

Одновременно для оздоровления экономики нужен выход из ВТО или хотя бы понимание откровенной враждебности её интересам развития страны. Иначе национальный реальный сектор не поднимется, и слишком много предприятий будут погибать неестественной смертью. Конечно же, нужно изменять налоговую систему, снимая нагрузку с реального производства и НИОКР. Нужно перестраивать финансовую систему, чтобы обеспечить реальному сектору кредиты под столь же низкие проценты, как в США или Канаде. Ведь политика нынешнего Центробанка нацелена на «зажатие» и, в конечном итоге, на резкое сокращение числа банков. Система обязательного резервирования, например, практически не оставляет банкам никакого манёвра, никаких возможностей для кредитования реального сектора экономики. Нужно обеспечить стабильность тарифов на энергию и перевозки. Нужно построить и действенную систему борьбы с коррупцией. Что получает государство? Прежде всего — нормально работающую экономику, а не кошмарное «зазеркалье». Во-вторых, государство и общество обретают качественный кадровый резерв. Те самые кадры, что решают всё. Тот самый столыпинский класс крепких и предприимчивых хозяев, если хотите. Теперь понятно, откуда — по вполне объективным показателям и за реальные достижения! — брать талантливых, деловых управленцев в госаппарат. Дельных людей, а не каких-то непонятных мальчиков и скороспелых выпускников «элитных вузов», не чьих-то сынков или фаворитов. Заодно государство видит, кто лучше всего мог бы выполнить его заказы-подряды, кто может выступить партнёром в проектах с частно-государственным партнёрством. Всегда понятно, с кем можно связаться, для того чтобы попросить вытянуть падающие предприятия, а то и целые территории, впавшие в депрессию. Видно, кому можно давать льготные кредиты для развития. Напомним, что сила американцев — как раз в обмене успешными кадрами между госаппаратом и корпорациями.

Одновременно нужно пополнять госаппарат выдвиженцами из успешных регионов. Но не так, как мыслится сейчас, через систему неких индикаторов, которые покажут эффективность работы региональных чиновников. Дескать, так можно формировать кадровый резерв страны. Но это же чушь полная! Региональные чиновники работают в команде губернатора, и критерий их успешной работы — процветание региона. Как в Белгородской области, например. Как можно отдельно оценить работу того или иного чиновника, если речь идет о команде? Как можно на основании одних и тех же индикаторов оценить работу столь разных чиновников-отраслевиков, как финансист, управляющий здравоохранением и куратор промышленности, например? Как можно сравнивать главу департамента сельского хозяйства и сборщика налогов по одной и той же методике? Полная чепуха! Тут должен раздавать отличия сам капитан команды, губернатор. Причём его самого оценивать должны избиратели, а не только Москва. Губернатор должен представлять своих управленцев к наградам. Да и сам губернатор успешного региона — первейший кандидат на повышение. Повысь — и спроси его, кого он считает нужным взять с собой на новое место работы. Так и кадровый резерв образуется. Нужно внимательно присмотреться именно к успешно работающим губернаторам.

Одновременно необходимо предусмотреть периодическую смену правительственных команд. Делается это ради того, чтобы правительственные управляющие периодически вырывались из рутины и «текучки». Ибо, работая в правительстве, они не в силах воспринимать новые идеи и знакомиться с мировым опытом, а общение с высокими чиновниками сводится к принципу «письмо на полутора страничках». В то же время «фабрики мысли» работают как бы в пустоте, не имея практического опыта воплощения своих идей и будучи не в силах донести свои наработки и предложения до действующих министров. В итоге интеллект существует отдельно от госаппарата. В системе сменных команд одно правительство с отборными управленцами через несколько лет должно сменяться на другое, не менее отборное. При этом непрерывность правительственного курса обеспечивается главой государства, законодателями, принятыми планами и программами. Временно сменившаяся команда идет на работу в «фабрики мысли», фонды, институты на высокооплачиваемые должности. Она знакомится с мировыми тенденциями и идеями отечественных интеллектуалов, привнося в деятельность «мозговых трестов» свой практический опыт и связи, сама создаёт новые управленческие разработки, рождает свои идеи. Вырванная из изнурительной административной гонки, «отдыхающая» команда имеет возможность повысить квалификацию, осмыслить сделанное, ознакомиться с умными книгами, прочесть важные исследования, посмотреть на ситуацию с птичьего полёта, поучаствовать в мозговых штурмах и командно-штабных играх. Проведя таким образом энный промежуток времени, «отдохнувшая» команда вновь возвращается в правительство. А те, кто в нём работал, уходят в «мозговые тресты». Надо сказать, что успешные директоры и владельцы промышленных предприятий имеют весьма ценный опыт, который можно распространить на общегосударственный масштаб. Естественно, с нужными усовершенствованиями.

Вот опыт ещё «красного директора», владельца ЖБК-1 в Белгороде Юрия Селиванова. Как он поднял завод в условиях тотального развала после 1991 года, как увеличил число рабочих мест с трёхсот до 4 тысяч? Задействовав потенциал рабочих и ИТР, авторов рациональных предложений и изобретений. Он понял, что рабочему или инженеру с рацпредложением пойти некуда. Придёт к мастеру — а тот скорчит недовольную рожу. Зачем что-то менять и улучшать? Если же рацпредложение (изобретение, инновация) и будет принята, мастер потребует вписать и его в авторы. А потом и начальник цеха потребует себя вписать в изобретатели тоже. В конце концов самого автора — рабочего или ИТР — выкинут из списка авторов, и все награды получит начальство. Всё это на корню губит изобретательность работников. Юрий Селиванов придумал иную систему. Во-первых, издал диктаторский приказ: за «замыливание» и удушение инноваций / рацпредложений любой начальник беспощадно увольняется. Во-вторых, создал «опричную» инстанцию, в которую, минуя начальство, может прийти инноватор — хозрасчетное «Интеллект-Сервис-ЖБК-1». Маленькая эта структура получает 10% от полученного экономического эффекта, а её глава в любой момент получает доступ к руководству заводом. И это начало работать! Завод постоянно получает выгоду и развивается, рационализаторы поощрены и работают. Начальство не может ничего «замылить» по самодурству или корыстным соображениям. (Ибо иной раз начальники внутри корпорации не хотят снижать издержки, ибо имеют откаты за счёт закупок или затрат на тот же ремонт.) Та же самая система отлично может быть применена в масштабе всей страны. Не только на заводах или в крупных корпорациях, но и на уровне правительства. Так может работать Агентство передовых разработок (в связке с РАН и второй академией). Тут тебе и прорыв в свиноводстве можно обеспечить, и в медицине, и в авиастроении — долог сей список. Главное — задействовать опыт людей дела в госуправлении. А для того нужна и система сменных команд.

Во имя оздоровления кадровой политики должна измениться и обстановка «наверху». Первые лица страны должны навсегда отказаться от порочной системы туманных намёков-сигналов и перейти к отдаче недвусмысленных повелений и распоряжений, к доведению своих решений в максимально ясном виде. Переход к ясному целеуказанию из Центра окажет мобилизующее воздействие и повысит ответственность в целом. Включая и ответственность первых лиц. Ну, а дабы не попадать впросак и не страдать волюнтаризмом (синдром «хрущевской кукурузы»), первые лица должны предварительно работать с собраниями профессионалов и слушать их мнения.

В конце хотелось бы привести слова С.Ф. Шарапова, которые напоминают нам о самом главном, о том, что хозяйственные отношения без Бога превращаются в хищничество, людоедство и обычный грабёж: «…Мне хотелось показать, что, оставаясь на почве механических законов необходимости, экономика ни к чему не придет и не может прийти, разве к удостоверению, что у человечества нет иной будущности, кроме рабства слабого у сильного или гибели всего современного строя путем бунта слабых. Деньги — вот орудие экономических отношений лиц, групп и стран. Господствующая на Западе денежная система выражает непосредственно бессилие нынешней экономической науки. При всем относительном совершенстве денежного обращения на Западе, при бесчисленном множестве всяких организаций, форм, гарантий, союзов и соглашений довольно немного углубиться в сущность западных денежных условий, чтобы увидеть в них неизбежный зародыш того же страшного разложения, которое снедает западную науку, искусство, религию, философию, право, государственность — словом, всю западную цивилизацию во всем ее объеме и проявлениях. Зародыш этот — начало бездушного формализма, заменившего мало-помалу всюду идеальное начало веры; начало условного и относительного, заменившее мало-помалу начало абсолютного, высшего и вечного, высоко вознесшее и разнуздавшее хищное человеческое я и обратившее все стороны жизни цивилизованного человечества в огромную арену бесконечной борьбы эгоизмов. Эгоизмы эти то топят безжалостно друг друга, то, устав в борьбе и впадая в отчаяние, силятся путем холодной рассудочной спекуляции придумать такие нормы и рамки, при которых было бы возможно кое-как жить. Но не удается это Западу ни в какой области. Куда ни взглянешь, повсюду человеческая мысль упирается в отчаяние и небытие. Религия выродилась в материалистический атеизм, философия — в пессимизм, государственность — в анархизм, этика — в проповедь чистейшего эгоизма, экономика — в формальное торжество хитрости и силы, с одной стороны, рабства, нищеты и неугасимой ненависти — с другой. Бессилие Запада в области мысли до того поразительно за последнее время, что кроме опошленных, износившихся и полных внутренних противоречий нескольких модных мировоззрений не является ничего на смену, не блещет нигде ни луча надежды. Да и неоткуда ему там взяться!..». «… и в экономической области достаточно отвергнуть некоторые условности и победить застарелые предрассудки, чтобы жизнь тотчас предъявила свои права и пока¬зала возможность органического творчества тем, где до сих пор видели лишь стихийную игру слепых сил. Государство как условность, как мертвенная форма, олицетворяющая внешний порядок, не смеет и мечтать ни о каком экономическом творчестве. Наоборот, государство как живое выражение мирского, соборного начала, олицетворенное в живом полновластном Государе, оказывается чрезвычайно творческим и могущественным. Деньги — золото, деньги — власть, деньги — темная сила и орудие рабства слабого у сильного — обращаются в расчетную бумажку, беспритязательного объективного счетчика, в орудие христианской помощи народному труду, предприимчивости и сбережению. Выясняется возможность полного примирения, и не условного только, а прочного, истинного, враждующих человеческих эгоизмов путем отнятия незаконной власти у одного и возвращения законной свободы другому…» «…Сущность экономических процессов остается та же, от века предоставленная Провидением как законы движения и равновесия, света и электричества, но человек освобождается от власти слепых сил, становится не бездушной пешкой в экономической борьбе, каким силилась утвердить его западная наука, а живым, свободным деятелем, применяющим эти законы сознательно, а не только им пассивно подчиняющимся…» «… Понятия совершенно перестанавливаются, и человек из покорного раба экономических сил становится их господином, обращаясь из рабов Ротшильда в «рабы Господни» — единственное сладкое рабство, с коим сознательно мирится и в коем воистину освобождается бессмертный дух человека. И в этом признании, в этой перестановке понятий тотчас же раскрывается и истинно великая сила нравственного начала, поставленного как высшая власть. Экономическое начало пользы злое и бессмысленное, как признанное божество нового Запада, становится творческим орудием и послушной силой в руках государства, построенного не на эгоистическом начале договора, а на нравственном — доверия».

КОНСТАНТИН

Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.