Приморье. Вырождение
ПРИМОРЬЕ. ВЫРОЖДЕНИЕ
Не надо обижаться. И не надо социологических опросов. Все очевидно. Русские не деградируют – мы вырождаемся. Где-то ближе к Пятигорску или Белгороду у нас еще есть шансы остаться русскими по сути.
Здесь в благодатном тихоокеанском углу уже вряд ли. Приморье Благословенное заплевано моими земляками.
Клумба перед входом во владивостокский автовокзал. Кто-то протоптал через нее тропу. Все пассажиры, разъезжающиеся по дальним и ближним приморским селениям, упрямо утаптывают этот цветник. Можно обойти по асфальтовой дорожке. Нет, — мы тупо спешим в автовокзал через эту несчастную клумбу. Людям на все плевать. Живой интерес вызывают деньги. Эта тема – ведущая в разговорах приморцев на улицах и кухнях.
«У нас свой бизнес» — с гордостью говорят русские люди на берегу Тихого океана, спекулируя всевозможным хламом. «Торгаш» – это, пожалуй, самое почетное занятие в Приморье.
«В моря ходить» — уже не престижно. «Да, мне девушке стыдно сказать об этом» — говорит парень за рулем старой «Тойоты». Он – моряк, по полгода в рейсах.
Уже больше года езжу в приморских автобусах в разные города. Люди садятся не на свои места.
— Это, — говорю, — мое место, — показываю билет.
— А, ничего страшного. Садись на свободное, — привычный ответ приморского пассажира. Он ведь раньше зашел в автобус и хочет сесть, как ему удобнее. И на все плевать.
Электричка «Ружино — Владивосток». Подъезжаем к Владивостоку. Зашедшие на разных станциях пассажиры приобретают у контролера билет с самого ближнего к Владивостоку полустанка. Так дешевле. Взрослые, с виду серьезные люди врут, как малолетняя уличная шпана. «Да, неужели весь вагон зашел на 137-м километре» — не выдерживает контролер.
Вранье в Приморье на каждом километре. От магазинов с китайскими яблоками, продающимися как молдавские или узбекские, до обворованных строек саммита.
Давно минуло сие пафосное для Дальнего Востока событие. Однако стройки саммита АТЭС все еще строятся. И недобрым словом вспоминаешь многих, причастных к этим проектам. Особенно сильные чувства испытываешь, когда проползаешь на авто по аварийному участку трассы Владивосток – Хабаровск. Кстати, эту трассу один государственный деятель на заседании правительства уверенно назвал «Миссури». Хотя дорожка эта изначально зовется «Уссури». Этому деятелю, как видимо и местному губернатору, неоднократно восхищавшемуся «демократическими достижениями» США, ближе американские темы. Правда, губернатор-то неместный. И глядя на совершенно разбитый 25-ти километровый участок трассы стратегического значения, кажется, что этот губернатор вообще здесь не живет. Моим землякам здесь на все плевать. А губернатору похоже плевать еще и на приморцев.
На этом заплеванном фоне уверенно суетятся китайцы. Поражает хозяйский вид, с каким ходят по улицам приморских селений даже самые замызганные жители Поднебесной. А вот стоит на остановке в аэропорт очень пожилой китаец в темном неопрятном пиджаке и темных очках. Вид хозяина птицефабрики. Рядом молодая вполне симпатичная русская блондинка. Девушка держится за китайца и угодливо смотрит на своего спутника. Он, по всей видимости, лет десять назад приехал в Приморье на один из китайских рынков с баулом какого-то хлама. И вот теперь стал «большим человеком». Китайцев не просто много в магазинах и на улицах. Они здесь владеют собственностью, ведут свой бизнес и вообще давно живут вполне полноценной жизнью. В Уссурийске, например, огромный китайский рынок и несколько крупных китайских предприятий, не говоря о множестве мелких предпринимательских точек. Контролировать их деятельность невозможно – это подтверждает вся мировая практика, а уж наш коррупционный опыт и подавно. И нет никакой китайской угрозы – они уже здесь совершенно органично. А китайский, неприятно пахнущий, рынок в Уссурийске уже давно территория Китая – по факту. Наш русский персонал там конечно тоже имеется – охранники, уборщицы, водители…
В кафе «Ностальжи» во Владивостоке заходит группа китайцев. И опять вид людей, несущих свет цивилизации дикарям. Русский водитель с затравленным видом подходит к руководителю всей этой кампании, уныло спрашивает: «Ты меня кормить будешь?».
«Нет» — без эмоций и словно не замечая этого пожилого автобусника, отвечает высокий китаец в сером пиджаке.
Можно безконечно продолжать подобные зарисовки. И во всем будет сквозить стремительное вырождение дальневосточников. И проблема не в Китае, не в Штатах и других соседях, заинтересованных в дальневосточных богатствах и активно способствующих морально-нравственному вырождению жителей Дальнего Востока. Трагедия в том, что мы сами отказываемся от своего великого начала, плюем в свою православную русскую душу.
…Давно начато во Владивостоке строительство большого кафедрального Собора в честь Преображения Господня. Сегодня стройка, по сути, заморожена. А ведь только в Русской Православной Церкви можно почувствовать себя русским. Особенно здесь в таком концентрированном нерусском окружении. Собор – символ российской государственности на берегу Тихого океана. Его купола должны быть видны со всех кораблей, заходящих в бухту Золотой Рог. Однако стройка остановлена. Похоже, ни губернатору, ни приморцам это нужно. Им плевать…
Игорь Романов
Запись опубликована в рубрике
Образ нашего берега. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.