Антицерковная геополитика Кураева
В сложной многоуровневой и разветвленной системе антироссийских и антиправославных сил особое место занимают лица или целые институты, аккуратно встроенные в церковно-православную или государственно-политическую среду. В истории Церкви и России известны разоблачения и даже саморазоблачения таких церковных, общественных или политических субъектов. Яркий пример – Александр Осипов, бывший протоиерей, профессор Ленинградской Духовной академии, отрекшийся от Церкви и Православия. Советский церковный деятель Осипов имел тесные контакты с антицерковными силами, одним из эффективных инструментов которых в то время являлись органы госбезопасности. Доноситель и осведомитель Осипов, некоторое время даже исполнявший обязанности ректора ЛДАиС, для антиправославных сил играл роль глубоко внедренного в церковные структуры «жучка». Этот «жучок» был максимально использован в период «хрущевской оттепели», когда безбожник Хрущев проявил большое рвение в уничтожении Православия в СССР. В 1959 году Осипов неожиданно для всех объявляет об уходе из Церкви и начинает активную и масштабную антирелигиозную, антицерковную кампанию. В то время на фоне тотальной атеистической пропаганды акция Осипова, широко освещаемая в советских газетах, стала тяжелым ударом по Церкви и по духовому состоянию верующих.
Александр Осипов – это классический пример из набора инструментов, которые используют те, кто ведет борьбу с Православием не только в России, но и в мире.
В наши дни поведение, подобное своим разрушительным характером акции врага Церкви Осипова, демонстрирует бывший церковный активист, бывший протодиакон Андрей Вячеславович Кураев. Он уже открыто противопоставил себя Русской Православной Церкви, и многие его тексты и высказывания, которые появляются сегодня в информационном пространстве, вполне укладываются в русло довольно примитивных русофобских и антицерковных идей и настроений. Стержнем в выпадах Кураева против Русской Церкви является стремление разжигать и подпитывать внутрицерковные конфликты, являющиеся почвой для церковных расколов. Кураев уже признает раскольника и разрушителя Церкви Константинопольского Варфоломея, у которого он теперь «трудоустроен» — стал протодиаконом Константинопольского патриархата. Хотя канонически, как признают специалисты по церковному праву, новое протодиаконство Кураева грубо противоречит канонам, недействительно и совершенно ничтожно.
В отличие от предателя Осипова, Кураев не сбрасывает открыто церковные одежды. Он путем вранья и подлога, путем обслуживания врагов Церкви и России, таких как Варфоломей и стоящие за ним американские и общемировые «партнеры», пытается натягивать на себя сползающую с физиономии маску церковного клирика, маску православного человека.
В настоящее время Кураев, как пишет он сам, находится в Праге – в одном из мировых центров концентрации русскоговорящих русофобов. В последние пару лет в Праге регулярно проходят собрания тех, кто озвучивает идеи развала России, образования на Русской земле множества «свободных государств». Еще недавно, являясь клириком Русской Церкви, эпатажный субъект Кураев, поливающий сегодня грязью Русскую Церковь и ее духовенство, органично вписывается в круги мелких и многочисленных ненавистников России и Православия. Круги, в которых вращается сегодня бывший протодиакон, образованы для создания гнилостной атмосферы вокруг России, для травли церковных и государственных деятелей, способствующих утверждению Православия и возрождению традиционной российской государственности. Причем, силы, которые обслуживает сегодня популярный блогер Кураев, призваны готовить почву для прорастания в нашей стране либеральных русофобских и революционных ростков, почву для расчленения, уничтожения нашего государства, одними из главных начал которого являются Русская Православная Церковь и Православная вера.
Как произошло, что подобно советскому церковному предателю, вероотступнику Осипову, Кураев противопоставил себя Русской Церкви и нашему Отечеству? Какой путь проделал он к тем низам, из которых теперь лает на православные кресты русских церквей?
Вырос товарищ в атеистически настроенной советской семье. Родители имели большие связи и влияние в ЦК КПСС. Как отмечают многочисленные источники, отец Кураева — советский философ, был личным помощником, секретарем самого академика, члена ЦК КПСС Петра Федосеева, являвшегося в разные годы вице-президентом АН СССР, директором Института философии АН СССР, директором Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Докторская диссертация академика Федосеева, секретарем которого был отец Кураева, написана по теме: «Марксизм-ленинизм о религии и её преодолении». Папа Кураева был важным винтиком в системе, утверждавшей богоборческую политику СССР, насаждавшей атеизм и материалистическую идеологию.
Мать Андрея Кураева тоже соответствовала призванию своего супруга: трудилась в секторе диалектического материализма Института философии АН СССР.
Очевидно, что семья дала направление в жизни Андрея, нужные связи и правила их использования. Вот небольшой фрагмент о семье и семейной атмосфере Кураева: «Кураев жил в Праге в 1973-78 годах, поскольку его отец (номенклатурный философ Вячеслав Кураев) тогда работал редактором-консультантом журнала «Проблемы мира и социализма», издававшегося в столице Чехословакии под общим руководством Международного отдела ЦК КПСС. В июне 2017-го в задушевной беседе с американским радио «Свобода»* (штаб-квартира коего находится в той же Праге) Андрей Кураев подчеркнул, что журнал «Проблемы мира и социализма» — «это и был тот мозговой штаб, откуда и вышла сама по себе идеология перестройки». Позднее, в 1978-88 годах, Кураев-старший курировал деятельность Института США и Канады АН СССР, Института философии АН СССР, Института научной информации по общественным наукам АН СССР и других гнёзд разрушителей-«реформаторов» в качестве учёного секретаря Президиума Академии наук СССР по общественным наукам и члена ряда научных советов АН СССР. Кураев-младший вспоминал: «Дома всё время была закрытая литература, то есть обзоры западной прессы и так далее, закрытые записки для Политбюро, идущие из этих институтов. <…> Галич у нас дома всегда звучал. Долгие годы на самом видном месте стоял «Архипелаг ГУЛАГ», но он был обёрнут в суперобложку какой-то очень скучной книги по политическому материализму. Разные враждебные голоса тоже дома звучали ещё в 70-е годы»» (из статьи в блоге А.Иванова газеты «Завтра»).
Кураев рос в атмосфере «научного атеизма» и прошел серьезный путь борьбы с религией и отрицания Бога. Начал, как известно, с издания в школе газеты «Атеист». На философском факультете МГУ учился на кафедре научного атеизма. Руководителем дипломной работы Кураева был известный богоборец, воинствующий атеист заслуженный профессор МГУ К.И. Никонов. Названия трудов Никонова, написанных им самим или в соавторстве, ярко выражают характер его научно-пропагандистской деятельности: «Проповедь как средство церковников и сектантов в поддержании религиозных пережитков», «Актуальные вопросы атеистического воспитания в свете решений XXVI съезда КПСС», «Критика идеологических основ православного монашества».
Тексты профессора Никонова о Православии демонстрируют не только неприязненно-атеистический взгляд, но порой на удивление и откровенно слабое знание предмета. Тем не менее, Кураев, уже будучи клириком Русской Православной Церкви, в своих строчках на кончину Никонова так отзывается о нем: «самый знающий и яркий профессор кафедры религиоведения МГУ. Мой научный руководитель в начале 80х годов…».
Сам Кураев сообщает о себе, что он осознал всю ложь научного атеизма и в молодом возрасте принял Святое Крещение. По сути, проделал путь из Савла в Павла. Однако вся деятельность Кураева в Русской Церкви и его сегодняшняя откровенная борьба с Церковью уже из-за рубежа свидетельствуют о том, что никакого истинного покаяния и преображения не было. Будучи еще дьяконом, Кураев при поддержке СМИ активно работал над созданием собственного образа разоблачителя внутрицерковных пороков. «Борец за правду и справедливость» — очевидно, что это была лишь легенда, которую Андрею Вячеславовичу помогали создать некие заинтересованные в его продвижении силы. В том, что Кураева продвигали, нет сомнений. Сегодня люди, имеющие куда большие таланты, нежели бывший протодиакон, не имеют и сотой доли той известности, которую получил благодаря поддержке СМИ скандальный блогер, выпускник кафедры атеизма философского факультета МГУ.
Кураев обрел желаемый образ в православной среде, однако зачастую его высказывания и поведение отдавали гнилостным душком либерализма, постмодернизма, откровенной пошлятины и даже похабщины.
Предатель Церкви, бывший профессор Ленинградской Духовной академии Осипов примерно также при поддержке влиятельных структур зарабатывал себе «имидж» борца за правду, за нравственность, при этом склоняясь к гнилому либеральному выбору в суждениях и собственной жизни. Кураева также, как когда-то Осипова, нередко выставляют бунтарем, устремленным к свободе духа. Однако для простых стукачей, внедренных в Церковь, это все-таки слишком высокая характеристика.
Правда, стукач стукачу – рознь. Есть в этой категории сознательные борцы с существующим порядком, в данном случае — с государствообразующей религией. Признает ли Кураев в своем сердце Православие единственно истинным путем ко спасению души? Признает ли он Христа и Воскресение Христово? Многое в его жизни, в его поступках заставляет задуматься, не принадлежит ли Андрей Кураев к тем силам, которые гнали Христа в истории человечества, к тем, кто распял Его, кто отрицает Христово Воскресение.
В одном из своих комментариев, опубликованном в «МК» в 2018 году по поводу скандального высказывания представителя Армянской церкви о чуде схождения Благодатного Огня, Кураев витиевато подводит читателя к тому, что никакого чуда не существует. То есть, нет никакого самовозгорания. «Только русские телевизионные комментаторы заходятся в экстазе, повествуя о том, что это именно самовозгорание» — заявляет Кураев о чуде схождения Благодатного Огня.
За все свои антицерковные деяния Кураев должен был быть вышвырнут, точнее, извергнут из сана. Однако такое решение о нем произошло лишь после циничного и безнравственного кураевского высказывания о покойном настоятеле Елоховского собора протоиерея Александра Агейкина. Тогда грязные слова Кураева о новопреставленном священнике выглядели, пожалуй, как намеренная провокация. Как будто кто-то написал сценарий, по которому Кураев должен лишиться сана не за свою слегка замаскированную богоборческую позицию, а за то, что своими словами вызвал гнев Патриарха. Кураев теперь и продвигается в сознании либеральных кругов в России и за рубежом как личность, «пострадавшая» от Патриарха Кирилла. То есть не как враг Церкви и Христа, а как враг Патриарха и всяческих несправедливостей и нарушений в Московской Патриархии. Кураев, мол, давний борец с педерастами в Церкви, за что и претерпел. Однако в реальности вся его борьба с какими-либо внутрицерковными преступлениями, с содомией – это большей частью сбор компромата на духовенство, не столько с целью пресечения всяческих девиаций, сколько для передачи заинтересованным лицам. Этим, вероятно, герой нашего аналитического материала занимался с ранней юности. Очевидно, призвание у него такое. Послушание, возложенное теми, кому нужна была перестройка, кто в дальнейшем стремился подорвать изнутри Россию и ее Церковь.
Не трудно допустить мысль о том, что ради сбора данных, наблюдения за церковной жизнью изнутри, расшатывания церковных устоев, сеяния раскольнических настроений и, наконец, откровенной клеветы на Русскую Церковь и Россию был внедрен Кураев в московские церковные круги.
Теперь помимо сбора оперативной информации о проявлениях антисемитизма в Восточной Европе (содержание своих доносов блогер иногда выкладывает на авторских страничках), бывший протодиакон вовлечен в масштабные геополитические игры. В его поле зрения церковные и политические процессы мирового уровня. Периодически в открытом доступе Кураев выкладывает свои тезисы, направленные на раскол Церкви и на распад России.
На днях Кураев вдруг обратил внимание на Пасхальное послание известного и авторитетного митрополита Вениамина (Пушкаря) духовным чадам. Послание Владыки было опубликовано в православно-патриотических изданиях почти две недели назад. Однако по каким-то причинам блогер получил информацию о Пасхальном Слове Владыки с большим опозданием. Его пост в социальных сетях называется «Самый простой способ в одной фразе совместить христианство и империализм». Кураев внезапно, без какого-либо повода через две недели после публикации Пасхального послания Владыки Вениамина вдруг разглядел в Слове митрополита «империалистические» амбиции почитаемого архиерея Русской Церкви. В своем небольшом сообщении Кураев цитирует Владыку: «Христос Воскресе!» – это вечно новое, веселящее душу пасхальное приветствие летит в эту светозарную и спасительную ночь над всем миром, над всей землей Русской – от берегов Тихого океана до Карпатских гор».
Казалось бы, трудно объяснить внезапный, какой-то запоздалый всплеск информационной активности блогера Кураева в отношении Владыки Вениамина. Конечно, митрополит Вениамин (Пушкарь) видный и авторитетный архипастырь, церковный деятель и миссионер, к Слову которого прислушиваются православные не только в России, но и далеко за ее пределами. Более четверти века Владыка возглавлял Владивостокскую кафедру, а до этого был известным преподавателем Московским духовных школ, написал многократно переизданный большими тиражами фундаментальный труд «Священная Библейская история». Однако, комментируя строки из Послания Владыки, лишенный сана иностранный агент, атеист и сын атеиста Кураев в развязано хамской, какой-то уличной манере пишет о почитаемом многими православными митрополите такие слова: «Но всё ему хочется имперской безразмерности — «до Карпатских гор», от которых даже Херсон (регион РФ по версии Путина и Пушкаря) отделяет тысяча километров».
Понятно, что Кураеву не хочется безразмерности России, ему вообще не хочется, чтобы Россия жила. Но причем здесь Херсон, причем здесь Путин? Архиерей шлет Пасхальное послание, богодухновенно произносит, что Пасхальное Приветствие «Христос Воскресе!» летит над всем миром, над всей землей Русской – от берегов Тихого океана до Карпатских гор. Но так было всегда, все пространство от Тихого океана до Карпатских гор – каноническая территория Русской Православной Церкви, которую годами пытался подтачивать жучок-точильщик Кураев. На всем пространстве от Карпат до Камчатки живут русские православные люди, которые встречают Пасху, радуются Воскресению Христову, даже не смотря на то, что в наш Дом, в нашу Триединую Русь пришла беда. Эта беда стала возможной благодаря, в том числе, антихристианским, раскольническим трудам Кураева.
Что ужалило блогера, кто поручил ему с таким опозданием писать свои фантазии об «империализме» митрополита Вениамина? Владыка Вениамин с 1990-х годов, с назначения его на Владивостокскую кафедру в своих проповедях и посланиях, в своих миссионерских трудах и гимнографических произведениях нередко говорит о всей Православной Руси, о всей нашей Православной земле – от Днепра, от Карпат до Тихого океана. Кураев еще в штанишках коротеньких бегал, когда Владыка, будучи преподавателем Московских духовных школ, написал Покаянный канон «Плач о России». Тридцать лет Владыка проповедует и миссионерствует с берегов Тихого океана. Самой мощной проповедью Владыки Вениамина о единстве Руси, о ее Преображении стал построенный им Спасо-Преображенский кафедральный собор на берегу бухты Золотой Рог во Владивостоке. Молится в Соборе православный люд о всей Руси Великой от Тихого океана до Карпатских гор. Но вот заерзал «геополитик» пражско-константинопольский, получил команду. И тут же «взорвал» интернет – Империализм, Путин… и Владыка Вениамин!
Кураторы Кураева пытаются стимулировать процесс распада России (Кураев анализирует в своих соцсетях возможный распад нашего государства), и намеченные ими сроки уже приблизились. А всякое мощное духовное Слово о единстве православного народа, о единстве наших православных земель… Слово, сказанное авторитетным архиереем, чей авторитет утвержден многими добрыми плодами архипастырской миссионерской и просветительской деятельности… Такое Слово становится серьезным препятствием на пути антихристианских сил в мире. Кураев лишь пешка, обслуживающий персонал, шестерка, как говорят в уголовной среде, к которой очевидно принадлежат его кураторы. Ему поручено тявкнуть на Владыку. Он тявкнул, а от себя лично еще и хрюкнул. И своим тявканьем-хрюканьем постарался выполнить задание – представить Владыку в роли эдакого «империалиста», «захватчика земель»…
Владыка своим архипастырским Словом и Делом борется за Единство нашей Церкви, за чистоту православных канонов, за Веру Православную и Святую Русь. Вместе с Владыкой, вместе со многими-многими нашими архиереями, священниками борются простые миряне, православные христиане во всем мире. Борются за Торжество Святого Православия на земле, за Богом установленный Евангельский порядок, за мир во Христе и со Христом.
И как бы ни скрипели зубами Кураев и его хозяева, летит вечно новое Пасхальное Приветствие «Христос Воскресе!» не только от берегов Тихого океана до Карпат, а над всей планетой. И миллионы-миллионы православных с Пасхальной радостью восклицают: «Воистину Воскресе Христос!».
Романов Игорь Анатольевич,
директор Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус»,
доктор социологических наук