Божественный свет
с таежных дальневосточных сопок
К 30-летию восстановления Рождество-Богородицкого женского монастыря близ села Линевичи в южном Приморье и 25-летию игуменства настоятельницы обители матушки Варвары (Волгиной)
На краю земли Русской в приморской тайге близ города Уссурийска стоит небольшой женский монастырь, посвященный Рождеству Божией Матери. Эта монашеская обитель внешне не такая величественная и богатая, как некоторые монастыри где-нибудь в центральной России. Однако духовно Рождество-Богородицкий монастырь в южном Приморье является великой молитвенной крепостью Руси у самых ее дальних пределов.
Наш славный народ веками устремлялся на восток. Шел сюда с молитвой ко Христу, нес Крест и Евангелие. В пути на восток Россия прирастала не только обширной землей и недрами, но прежде всего новыми церквями и монастырями, православными городами и селами. Самыми молодыми землями, ставшими частью России на востоке, оказались Приморье и Приамурье. Дальше Приморья на восток Русь уже не расширяла свои владения. Но приморские и приамурские просторы стали главной опорой в духовном движении Русского православного царства в Азию.
Особое значение в духовном плане обрело Русское Приморье. Здесь даже значительная часть поселений имеет православные имена: Крещенка, Преображенка, Благодатное, Михайловка, Николаевка, Варваровка, Никольск-Уссурийский, Спасск…
Приморье, по замыслу тех, кто созидал наш прекрасный край, должно было стать главным миссионерским центром России в Азии. Вскоре после учреждения Владивостокской епархии и назначения правящим архиереем во Владивосток епископа Евсевия (Никольского) в крае началась активная подготовка миссионеров для азиатских стран. Сама епархия обрела новые функции – координировать деятельность русских духовных миссий в Китае, Корее и Японии.
В 1900-м году во Владивостокскую епархию из Читинского женского монастыря прибыла православная подвижница игуменья Павла со своими помощницами-монахинями. Пожилая и духовно опытная игуменья оставила основанный ею в Чите Богородицкий монастырь и ведомая Божиим Промыслом устремилась на великий Подвиг ради утверждения Православия и Руси Христовой на берегу Тихого океана, у самых границ с древним Китаем.
Матушка Павла получила благословение Владивостокского Владыки Евсевия на открытие монашеской общины в Южно-Уссурийском крае. И с Божией помощью принялась выбирать место для строительства монастыря. От местных жителей она узнала, что на правом берегу реки Суйфун, на склоне маньчжурских сопок есть небольшая избушка. Из этой заброшенной избушки порой слышится колокольный звон и даже ангельское пение. Хотя вокруг лишь глухая тайга… Наверное, Божия Матерь Сама указала, где устроить храм и женский монастырь в честь Ее Рождества. И 16 февраля 1900 года на месте у того заброшенного домика был отслужен молебен и водружен крест. А 5 декабря 1900 года Святейший Синод постановил «…близ города Никольск-Уссурийского Южно-Уссурийского края Владивостокской епархии утвердить женскую общину с наименованием оной Рождество-Богородицкою, с таким числом сестер, какое община будет в состоянии содержать на свои средства».
Удивительно, что само название этой дальневосточной обители – «Рождества Богородицы женский монастырь» — указывает на ее духовно-воинский характер. В праздник Рождества Божией Матери на Куликовом поле была дарована победа Русскому воинству над Ордой, обрушившейся в XIII веке на Русь. Промыслительно, что монастырь на берегу реки Суйфун основан там, где проходили монголо-татарские полчища, направлявшиеся на Русскую землю. Орды воинствующих кочевников еще в XIII веке уничтожили большое средневековое государство Чжурчженей, занимавшее часть территории нынешних Приморья и Китая. В результате, до прихода русских, земли ушедшей в небытие Империи Чжурчженей пребывали в многовековом запустении. И вот в самом начале XX века у территории одного из крупнейших чжурчженьских поселений возник Русский Православный монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Земля, на которой когда-то жили язычники, преобразилась, расцвела под Покровом Божией Матери.
Трудно представить, как тяжело было первым насельницам монастыря. Места, в которых поселились они, глухие. Тайга, переплетенная лианами дикого винограда и лимонника. Тигры и леопарды. Большие экзотические змеи, похожие на тропических удавов. Все здесь было необычно, ново и пугающе своей дикостью и азиатской экзотикой. Таежные распадки и южно-уссурийское небо никогда еще не слышали православной молитвы. И духи злобы поднебесной, привлеченные сюда еще языческими камланиями древних народов, с особой силой восставали на тех, кто нес Слово Божие, кто осенял эти земли Крестом Православным.
Игуменья Павла с сестрами встала на таких опасных рубежах, на каких не под силу устоять простому смертному. Но что может напугать Русского воина в монашеских одеждах, если он со Христом и под Покровом Пречистой Божией Матери? Если бы не монашеская молитва, не обращенное ко Христу русское сердце, вряд ли смогла бы Россия утвердиться на далеких тихоокеанских берегах.
Матушка Павла была очень строгой игуменией, что порой даже вызывало ропот сестер. Однако позднее монахини осознали, что строгость матушки – это результат ее любви и желания воспитать сестер истинными воинами Христовыми, молитвенницами и подвижницами в суровых условиях уссурийской тайги. Всю себя, весь остаток своей монашеской жизни игуменья Павла положила на создание духовной и материальной основы Рождество-Богородицкого монастыря в Южно-Уссурийском крае.
Скончалась матушка Павла в марте 1909 года. Для отпевания в обитель приехали правящий архиерей архиепископ Евсевий, благочинный монастырей игумен Сергий, множество духовенства и мирян, почитавших игуменью.
Второй игуменией монастыря стала монахиня Сергия, управлявшая после игуменьи Павлы обителью 13 лет. Первым делом игумения Сергия ввела положенное по церковному уставу суточное богослужение. Как сообщается в современной исторической справке, подготовленной в Рождество-Богородицком монастыре, матушка Сергия «сама посещала утреннее и вечернее правило и всегда следила, чтобы все сестры приходили в храм аккуратно без опозданий по колокольному звону. Молодые послушницы, после правила, получив благословение, расходились по послушаниям, а монахини простаивали всю службу до конца, после чего отправлялись в трапезную».
Третьей игуменией Рождество-Богородицого монастыря стала монахиня Олимпиада. Она управляла обителью немногим больше года до самого ее разорения большевиками в апреле 1924 года.
Еще при игуменье Павле обитель начала стремительно развиваться, превращаясь в значимый духовный и просветительский центр южного Приморья. Монастырь имел большое хозяйство. «Сестры выращивали более сорока огородных культур. Стараниями игуменьи Павлы, сестры посадили сад, деревьев и кустарников было более тысячи. Часть земель сдавалась в аренду корейцам» (Из исторической справки монастыря).
В Никольск-Уссурийском действовало монастырское подворье и церковно-приходская школа, ставшая впоследствии 2-х классным городским училищем. Преподавали в школе монахини. Еще одна школа, где также преподавали сестры, была выстроена в близлежащем селе Кугуки. Со временем в монастыре были созданы различные мастерские, такие как иконописная, столярная, прядильная, портновская, сапожная, одеяльная. Появилась большая пасека на сто ульев. Помимо подворья в Никольск-Уссурийском, построили подворье в Спасском.
Большую помощь в обустройстве Рождество-Богородицкого монастыря оказали монахи открытого еще в 1896 году Николаевского Свято-Троицкого мужского монастыря на реке Уссури. Женская обитель переняла суровый Валаамский устав мужского монастыря, основанного валаамскими иноками. Священники из обители на реке Уссури окормляли сестер Рождество-Богородицкого монастыря.
Помогали созиданию женской обители простые переселенцы в Приморье, крестьяне и светские власти. Много сделали такие выдающиеся государственные деятели, как генерал-губернатор Приамурья Николай Иванович Гродеков и знаменитый генерал Николай Петрович Линевич, бывший последним командующим Русской армией в Русской-японскую войну, а до того командовавший военным гарнизоном Никольск-Уссурийского. В честь генерала Линевича названо село рядом с монастырем. Даже накануне своей кончины в Санкт-Петербурге генерал завещал свои средства на обустройство примыкающего к монастырю села Линевичи и школы при монастыре.
Рождество-Богородицкий монастырь на правом берегу реки Суйфун так порой и называют Линевичским, по названию села. Унаследованное имя генерала делает этот монастырь с его названием одним из символов эпохи Русско-японской войны, в которой был проявлен героизм Русского христианского воинства. В Русско-японскую монастырь много помогал нашей армии, в обители заботились о раненых, отправляли одежду и продовольствие на фронт.
До своего закрытия и разорения пришедшей после революции безбожной властью монастырь просуществовал почти четверть века. К тому времени в обители проживало около девяноста насельниц.
После закрытия обители 1 апреля 1924 года монастырский храм Рождества Пресвятой Богородицы был сожжен. Монастырь превратили в колонию для детей и подростков. Сестер обители выслали в Никольск-Уссурийский. Около пяти лет часть сестер вместе с игуменией Олимпиадой прожили в Никольск-Уссурийском. После — несколько монахинь вместе с матушкой Олимпиадой перебрались в Иркутск.
Весь советский период монастырь безжалостно уничтожался. Когда на территории монастыря в советское время разместилась воинская часть, то даже по монастырскому кладбищу ездили танки. Все было предано ужасному поруганию, осквернению и разорению.
С назначением в 1992 году на Владивостокскую кафедру Владыки Вениамина (Пушкаря) начала возрождаться православная жизнь Приморья. Из руин восстанавливались разрушенные храмы, строились новые церкви. Возродился Николаевский Свято-Троицкий мужской монастырь на реке Уссури. Постепенно, молитвами и трудами Владыки Вениамина и духовенства епархии в течении десяти лет появились в Приморье три новых монастыря – Марфо-Мариинская женская обитель на Седанке во Владивостоке, Свято-Серафимоский мужской монастырь на Русском острове и Казанский женский монастырь в селе Раздольном.
В 1993 году началось возрождение Рождество-Богородицкого женского монастыря под Уссурийском. Тогда остатки монастырских строений в изувеченном виде были переданы Церкви. В 1994 году, по благословению правящего Владивостокского архиерея Владыки Вениамина (Пушкаря), старшей сестрой монастыря стала монахиня Варвара (Волгина). Через несколько лет матушка стала игуменией монастыря.
После безбожного лихолетья и гонений на Церковь духовной жизнью обитель живет уже тридцать лет. В наступившем году исполняется двадцать пять лет нелегкого игуменского служения матушки Варвары.
Сегодня женский монастырь продолжает традиции своих предшественниц. Богослужения идут по Валаамскому уставу, как это было установлено в обители еще до революции. Поддерживается обширное хозяйство, выращиваются и собираются урожаи злаков, огородных культур, плодово-ягодных растений, разводится скот, имеется пасека. В монастыре выпекается свой хлеб.
Большие монастырские пруды, которые требуют постоянной заботы, стали обиталищем великолепных зеркальных карпов. Этих царственных рыб уже много лет разводит здесь митрополит Вениамин. Мальков карпов ежегодно жертвует монастырю известный в Приморье рыбозаводчик — один из благодетелей обители. В течении лета, к середине осени сестры откармливают мальков до размеров больших трехкилограммовых рыбин. И это, конечно же, прекрасное продовольственное подспорье монастырю.
Как в прежние времена не прекращается прием богомольцев и паломников из городов и поселков Приморского края, из Хабаровска, Биробиджана, Благовещенска, Читы. В монастыре установилась традиция – ежегодно 21 сентября на престольный Праздник Рождества Божией Матери, в День Победы Русского воинства на Куликовом поле, в обитель съезжаются архиереи Владивостокской епархии во главе с правящим архиереем, священники и сотни паломников со всего Приморья и других краев и областей. Яркие, незабываемые дни соборной молитвы в Праздник Рождества Божией Матери в сочных сентябрьских красках мягкой приморской осени.
Как и прежде, монахини ведут попечительскую и благотворительную деятельность. С насельницами монастыря общаются и взаимодействуют учителя школ и училищ, врачи, местные фермеры, приморские чиновники. Монастырь является для многих культурным центром, источником света и недоступных ранее знаний и опыта, не только духовных, но и связанных с хозяйством, трудами на земле.
За годы трудов игуменьи Варвары восстановлен полуразрушенный монастырский храм Нерукотворного Образа Спасителя. В июне 2003 года учащимися и преподавателями Владивостокской православной гимназии во главе с протоиереем Игорем Талько был обнаружен старый фундамент сожженного храма Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом за алтарной частью сгоревшего храма искатели обрели место захоронения первой настоятельницы монастыря игумении Павлы. Над гробом матушки был установлен крест и отслужена панихида.
К 2018-му году храм Рождества Богородицы заново отстроили на прежнем историческом месте. В сентябре 2018 года эта основательная деревянная церковь была освящена митрополитом Владивостокским и Приморским Вениамином (Пушкарем).
Особо в монастыре почитают память Святых Царственных Мучеников. На берегу одного из живописных монастырских прудов по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина выстроена Часовня в честь Святого Царя Мученика Николая и его Святой Семьи. Владыка Вениамин ездил в 2018 году на 100-летие убиения Святых Царственных Мучеников в Екатеринбург, и там монахи из монастыря на Ганиной Яме дали ему несколько килограмм земли с самой Ганиной Ямы. Владыка привез эту землю и поместил в основание Часовни, под фундамент. Этот фундамент под Часовню Владыка копал и строил своими руками.
В этой Часовне бывали известные православные патриоты, не раз молилась здесь Ольга Николаевна Куликовская-Романова, супруга племянника Святого Царя Мученика Николая.
На Дальнем Востоке о Часовне Царственных Мучеников в Рождество-Богородицком монастыре не так широко известно. Информационные агентства Приморья, вещающие ежедневно о криминальных происшествиях, погоде и гороскопах, не пишут об этой замечательной Часовне. Как не раскрывают приморские СМИ истинную историю освоения Приморья и Приамурья Русской Церковью и Русским государством под державным водительством Русских Царей.
В обители хорошо помнят, что землю монастырю пожаловал в 1903 году сам Государь Николай Александрович Романов своим высочайшим соизволением. Государь много заботился об утверждении Православия на берегу Тихого океана. Его Указом учреждена в 1899 году Владивостокская епархия, ранее открыт Восточный институт, готовивший миссионеров со знанием азиатских языков. Никольск-Уссурийский, неподалеку от которого находится обитель, получил статус города тоже благодаря Государю.
Линевичские сестры во главе с игуменией Варварой создали на территории обители насыщенную просветительскую экспозицию, посвященную Святым Царственным Мученикам, истории монастыря, Приморья и России.
Еще одной примечательной особенностью обители является постоянно действующая просветительская, миссионерская и образовательная выставка «Священная Библейская история». Выставка содержит более трехсот больших настенных иллюстраций с уникальными просветительскими текстами. Вся экспозиция основана на Священной Книге книг. И цель ее – приблизить сознание народа, сердца людей к Библии. Автор просветительской выставки «Священная Библейская история» – известный архиерей Русской Церкви митрополит Вениамин (Пушкарь). Как говорит Владыка Вениамин: «Хоть наш Уссурийский край далеко от Белокаменной столицы, от больших монастырей центральной России, здесь у нас среди таежных дальневосточных сопок светится Библейский свет».
Этот прекрасный Божественный свет имеет особое значение сегодня здесь на Дальнем Востоке у самой границы с Китаем. Может быть, и китайцы и другие соседние народы, просветившиеся Светом Христовым, обретут свой спасительный путь к Вечному Богу. Ведь для того и даровал Господь такие великие просторы Русскому народу, чтобы славил он Христа перед лицом иных народов.
От всего сердца поздравляем дорогого Владыку Вениамина, Игуменью Варвару и всех сестер обители с тридцатилетним юбилеем восстановленного после гонений безбожной власти Рождество-Богородицкого монастыря! И особо поздравляем дорогую Матушку Варвару с 25-летием ее игуменства, принесшего немалую пользу Русской Церкви и нашему Православному Приморью.
Желаем многая-многая лета и спасения! И пусть не гаснет Божественный свет с таежных дальневосточных сопок во веки веков. Аминь.
Романов Игорь Анатольевич,
Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»