Русь называют Святой
К 100-летию со дня мученической кончины митрополита Вениамина (Казанского)
Русь называют Святой, ведь Русская земля родила для Бога столько святых, особенно с 1917 года, что это можно сопоставить с первыми тремя веками гонений на Церковь.
Первыми прославленными русскими святыми стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб, своим мученическим Подвигом засвидетельствовавшие Любовь ко Христу.
13 августа нынешнего года исполняется 100 лет со дня мученической кончины выдающегося подвижника и просветителя Русской Церкви митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского). Святой Новомученик Русской Церкви пострадал в годину гонений безбожных сил на Православие в 1922 году в Петрограде.
Владыка Вениамин с юности вел такой образ жизни, что, когда он стал пастырем, даже лицо его, по словам очевидцев, сияло тихой радостью Божественной благодати. Воспитанный на чтении житий святых, будущий Владыка еще в отрочестве желал всего себя отдать на служение Господу. Безмерная любовь к Богу и людям была его главным человеческим качеством и началом всех христианских подвигов.
Чувствуя эту любовь, простой народ, к которому особенно стремился обратиться со своей проповедью священномученик Вениамин, отвечал ему глубокой взаимностью. Еще будучи студентом Санкт-Петербургской духовной академии и являясь членом Общества распространения религиозного просвещения в духе Православной Церкви, будущий митрополит Вениамин (Казанский), а тогда Василий Казанский, проповедовал среди рабочих на окраинах Санкт-Петербурга. И уже в те годы он обретал любовь среди простых православных людей.
В двадцатидвухлетнем возрасте принял монашеский постриг с именем Вениамин в честь святого мученика диакона Вениамина, и, уже оканчивая Санкт-Петербургскую духовную академию, стал иеромонахом. Долгое время он трудился на поприще духовного образования. Преподавал в семинариях, был ректором Самарской, а затем Санкт-Петербургской духовных семинарий.
Часто проповедуя среди простого народа, старался приблизить семинаристов к жизни обыкновенных небогатых людей, крестьян, рабочих. Устраивал с семинаристами паломнические поездки — на Валаам, в Саровскую пустынь, в Киево-Печерскую Лавру.
В те годы народу, молодежи особенно необходимо было нести Евангельское слово, просвещать людей Светом Истины. Ведь повсюду тайно плодились революционные кружки, которые вели свою антихристианскую и антимонархическую деятельность.
В 1910 году священномученик Вениамин был рукоположен во епископа Гдовского, викария при Петербургском митрополите. Среди архиереев, совершавших чин наречения, был митрополит Московский Владимир (Богоявленский), будущий святой священномученик, и архиепископ Ярославский Тихон (Белавин), будущий Патриарх Исповедник, прославленный Господом. Господь словно собирал Своих мучеников и исповедников.
Став епископом, Владыка Вениамин сохранил духовную близость с простым народом. Его часто видели в отдаленных рабочих кварталах Санкт-Петербурга. Он был очень скромным, ходил по городским трущобам, где жила беднота. Внешне неотличимый от простого священника, с епитрахилью подмышкой, крестил младенцев в семьях рабочих, проповедовал, совершал различные требы.
После Февральской революции в Церкви под влиянием революционеров были введены новые «демократические» требования — избирать правящих архиереев путем голосования на съезде клира и мирян. В это время Петербургская епархия была вдовствующая. Православный народ в Санкт-Петербурге единодушно избрал Владыку Вениамина. Он стал архиепископом, а накануне открытия Поместного Собора в Москве возведен в сан митрополита.
Известен такой факт, что когда в Казанском соборе Санкт-Петербурга кончилось голосование на выборах правящего архиерея и стали известны результаты, кто-то запел величание святому Патриарху Мученику Гермогену. Новым Гермогеном видел народ Владыку Вениамина в годину начинающейся смуты и разгорающегося революционного пожара.
Приехав в Москву для участия в Поместном Соборе, Владыка остановился в Чудовом монастыре Московского Кремля. Во время обстрела большевиками Кремля митрополит Вениамин чудом Божиим остался жив. В келье, из которой он только что вышел, разорвалось два снаряда. Три дня велся обстрел, Владыка вместе с братией укрывался в подвалах монастыря. В подземной церкви, устроенной там, где в 1612 году поляки мучили Патриарха Гермогена, постоянно шли богослужения. Уже вернувшись благополучно в Петроград, в память о своем чудесном спасении Владыка благословил соорудить пещерный храм в честь Патриарха Мученика Гермогена в Казанском соборе Петербурга.
Будучи на Петроградской кафедре, Владыка не жалел живота своего ради Церкви и единения русского народа во Христе. Устраивал большие Крестные ходы, которые порой собирали по несколько сотен тысяч человек, часто служил молебны, в особенности Казанской иконе Божией Матери. Еще епископом во время Великого Поста Владыка Вениамин всегда служил пассии. Став митрополитом, в 1918 году в Великий Пост, он благословил во всех храмах Санкт-Петербурга служить пассии для утешения и ободрения верующих в наступившее время тяжелых испытаний.
Митрополит Вениамин был тесно связан со Святейшим Патриархом Тихоном, Исповедником Русской Церкви. Патриарх любил Владыку, всегда болел душой о Петроградской епархии. В тяжелые дни, когда Святейший Патриарх пребывал в заточении в Донском монастыре, он твердо знал, что в Петрограде крепко стоит на защите интересов Церкви митрополит Вениамин. Перед арестом Патриарх Тихон назвал Владыку одним из своих преемников.
Еще в 1918 году новая антихристианская власть издала декрет об отделении Церкви от государства, а в 1922 году вышел указ об изъятии церковных ценностей. Начались захваты церковных зданий, вывозилась вся церковная утварь, даже позолоченные оклады с икон безжалостно снимались и конфисковывались на нужды большевиков под предлогом помощи голодающим. Предпринимались попытки захватить Александро-Невскую Лавру. Владыка Вениамин с Божией помощью действовал мудро и мужественно, стремился избегать конфликтов, сохраняя спокойствие. Он вел переговоры с большевистскими властями, пытаясь разрешать всё с миром. По благословению Патриарха Тихона, епархии добровольно передавали церковные ценности, не имеющие богослужебного употребления, на нужды бедствующих. Церковь стремилась сама контролировать этот процесс, а революционным властям этого не хотелось. У новой власти стояла задача покончить с Церковью во что бы то ни стало, при этом полностью ограбив её. Петроградская епархия шла на большие уступки большевикам в вопросах передачи церковных ценностей, сам Владыка изначально занимал аполитичную позицию.
Но час суровых испытаний настал. Вершина Голгофы была уже близка. Безбожную власть не устраивал такой архиерей, который, несмотря на готовность к переговорам, проявил твердость в вопросе передачи церковных ценностей и не позволил большевикам насильственно захватывать церковное добро. Большевицкое руководство приняло решение убрать митрополита Вениамина, избавиться от него. Был устроен формальный суд. Владыку безосновательно обвинили в препятствовании изъятию церковных ценностей и в контрреволюционном заговоре. Суд над митрополитом Вениамином был показательным, демонстративным, проходил в зале филармонии и собрал большое количество народа. Вместе с Владыкой большевики судили по выдуманным предлогам еще около ста православных людей, священников и простых мирян. И это злое дело в своей духовной сути походило на дьявольский суд над Христом.
Теперь уже известно о секретном письме Ленина членам Политбюро по поводу проведения кампании по уничтожению Церкви. Там были такие дьявольские слова: «Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».
Священномученик Вениамин был расстрелян, а с ним еще трое православных мучеников. Они стали жертвами дьявольской ненависти ко Христу. Известны такие слова Владыки, сказанные однажды после
Крестного хода и молебна в Александро-Невской Лавре: «Знайте, что невозможно бороться с Богом, нельзя искоренить веру. Гонения только укрепляют ее. Так было, так будет, так и теперь есть».
В истинности этих слов мы не раз убеждались в истории Церкви.
Но разве сегодня мы не сталкиваемся со скрытыми гонениями на Церковь, которые прикрываются различными рациональными доводами, утверждениями, что Церковь отделена от государства, что у нас «толерантное» общество, и Церковь не должна «выделяться» или «навязывать» свои ценности, что православные не способствуют прогрессу, являются его тормозом… А открытая хула, возносимая на православных святых, порой даже при поддержке власти — это не гонения на Церковь? Совсем недавно отмена больших Крестных ходов, закрытие храмов под предлогом вирусной угрозы в то время, когда свободно проводились массовые шоу — ведь это тоже форма гонений.
Мы живем в такое время, когда скрытое противостояние сатанинских сил Православию может стать открытым и явным, как во времена наших Новомучеников. Ведь сегодня даже тот, кто призывал к кровавым расправам над священниками, над Русской Церковью, кто виновен в гибели тысяч святых мучеников и наших святых Царственных Мучеников, лежит в мавзолее на Красной площади, в самом сердце Москвы.
Мы думаем, что в 1990-х годах, провозгласив свободу, мы проснулись и в один миг стали верующими христианами, попали в другой мир, и вера вернулась в сердца наши. Но на самом деле, многие остались такими же, как и в атеистическое время. Мы вышли из советской шинели, а она пропитана атеизмом. Нам нужно много трудиться духовно, чтобы преобразиться. Нам нужно истинное покаяние, осознание своего состояния и понимание того, что на нас лежит тяжелое бремя грехов, совершенных нашим народом в годы революции, гонений на Церковь. На нас лежит тяжкий нераскаянный грех убийства святого Царя Мученика Николая и его святой Семьи. Может быть, потому и попускает нам Господь уже начавшиеся страдания, путем которых наш народ придет к покаянию и обратится к Богу. Святейший Патриарх Кирилл в своих проповедях указывал на то, что мученичество не прекращается и в наши дни. Нам надо помнить об этом и быть готовыми, если придется, пострадать за Христа.
Взирая на мученический Подвиг священномученика Вениамина и подвиг безчисленных святых мучеников за веру Христову, имена которых мы знаем, и которые одному Богу ведомы, мы должны подражать их вере, их любви ко Христу и к нашей православной Родине. Должны стремиться к твердому стоянию в Истине, свидетельствуя о Христе и о том, что Русь наша — Святая, что она рождена для Христа. И призвана всему миру возвестить: «Христос Воскресе!»
Митрополит ВЕНИАМИН (Пушкарь)