Дни великого духовного подъема
130-летие знаменитого Восточного путешествия
Цесаревича Николая Александровича Романова
130 лет назад, в 1891 году, в такие же светлые Пасхальные дни, Сибирь встречала Наследника Российского престола Цесаревича Николая Александровича Романова. Майским днем он сошел с броненосного фрегата «Память Азова» и ступил на русскую землю во Владивостоке. Знаменитое и грандиозное путешествие Царского сына, длившееся девять с половиной месяцев, было очень плодотворным для России. Это был грандиозный акт государственного, культурного и духовного строительства России.
Наследник Цесаревич, Августейший Атаман казачьих войск осуществил смотр всех казаков азиатской части России, начиная от самого восточного войска — Уссурийского. Посетил Амурское казачье войско, Забайкальское, Сибирское, Оренбургское. Завершился этот смотр участием Верховного Атамана в торжествах по случаю 300-летия Уральского (бывшего Яицкого) войска. Будущий государь осчастливил своим посещением города: Владивосток, Хабаровск (тогда еще Хабаровку), Благовещенск, Читу, Иркутск, Красноярск, Ачинск, Томск, Тобольск, Омск, Оренбург, Уральск, сотни сел и станиц. Он посетил значимые духовные святыни Сибири — монастыри и храмы с чудотворными иконами русского народа, мощами угодников и проповедников Слова Божия.
По сию пору сохраняются в России свидетельства этого путешествия: восстановленные Триумфальные арки, каменные особняки и даже избы; основанные Цесаревичем училища, школы, церкви, памятники; названия улиц в его честь, памятные места, где он останавливался на ночевки, на чай. Будущий Император Николай Александрович в том путешествии как никогда и никто был близок своему народу и своей России. И сегодня, спустя 130 лет, чувствуется, что это были дни великого духовного подъема и радости, особого расположения и благословения Божия России и Православному Царю.
В результате Восточного путешествия обогатились русские музеи, обогатилась всесторонне отечественная наука, преуспела российская дипломатия, чрезвычайно повысился авторитет нашего военного флота и нашего государства, но более всего обогатились души русских людей. Духовное значение Восточного путешествия осознается с особой ясностью сегодня. Благословенную кормилицу Сибирь у нас никому не отнять, если мы будем с Богом и со своим Царем. Любовь Божия, любовь Святого Царя Мученика с Россией и с народом русским. Благословение и завет Святого Царя — развивать Сибирь и утверждать в ней православный русский дух.
Путешествие Цесаревича на Восток в 1890–1891 годах состояло из двух частей: морской — по азиатским странам; и сухопутной — по азиатской части России. Без сомнения, сухопутная часть путешествия была наиболее значимой. Развитию Сибири придавалось первостепенное значение. Составитель лаконичного обзора всей экспедиции М. М. Денисьевский, собравший его для тех, кто не мог следить за ходом путешествия по газетным сводкам, указал официальные цели поездки. Они свидетельствуют о внутренних интересах России — о задачах развития богатой Сибири.
В обзоре «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества, Наследника, Цесаревича и Великого князя Николая Александровича с подробностями злодейского покушения 29 апреля в городе Оцу» Денисьевский перечислил официальные цели путешествия:
«1) Образовательная — для приобретения опытности и знаний, необходимых для служения Царю и Отечеству».
2) Изучение на месте важного вопроса об устройстве рельсового пути в Сибири для облегчения сношения Европейской части России с этой щедро одаренной природой окраины, считающейся, по неисчерпаемым богатствам, заключающимся в ее недрах «золотым дном».
3) Совершение во Владивостоке по воле Государя Императора закладки за счет казны Уссурийскаго участка великого Сибирского рельсового пути, вопрос о постройке котораго обращает в настоящее время внимание как правительства, так и общества.
4) Осмотр, по званию Атамана, всех казачьих войск.
5) Ознакомление во время плавания на военном морском судне с условиями военно-морской службы.
6) Ознакомление с государствами, которыя Его Императорское Высочество еще не посещал».
Все эти цели были достигнуты и даже с преизбытком. Началось мощное развитие азиатской России. Но путешествие было значимо и своей международной частью. Будущий император познакомился не только с неведомыми странами, у него появились новые друзья и союзники. Еще глубже была осознана христианская и высокая нравственная миссия России среди восточных народов.
По благословению Императора Александра III эскадра Цесаревича отправилась на Восток, в исполненные материальными, людскими богатствами и культурным наследием страны. К народам Индийского и Тихого океана Россия обратилась сравнительно поздно, позже других европейских стран. К сравнению — сиамским правителям присылали свои письма еще французский король Людовик XIV и папа Римский. Эта активность Западной Европы привела к тому, что к концу ХIХ века азиатские народы совсем разочаровались в «белом человеке», навязавшем им невыгодные и смертельные условия общения грозным оружием и пушками.
Морской «азиатский» маршрут Цесаревича был вполне в логике мировой международной политики последних десятилетий XIX века. Многие отпрыски европейских домов, представители не только атлантических, но и далеких от Азии балтийских государств давно путешествовали по Индийскому и Тихому океанам. Но визита, подобного уровню Восточного путешествия Цесаревича — будущего могущественного Всероссийского самодержавного Императора, сопровождаемого передовыми и мощными кораблями Российского военного флота, в Азии еще не было.
От Суэца эскадра Цесаревича через Аден последовала в Индию, где посетила Бомбей, Дели, Агру, Лахор, Бенарес, Калькутту, Мадрас, затем Коломбо, Сингапур и Батавию, остров Яву, Бангкок, затем Нанкин, Сайгон, Гонконг и Шанхай, а также город Ханкоу. В Японии путешественники посетили Нагасаки, Кагосиму, Кобэ и Киото, после чего прибыли во Владивосток. Такое большое путешествие в сопровождении блестящей военной эскадры, конечно, заставляло изрядно нервничать европейские державы, лишь по названию христианские. Путешествие Цесаревича в водах Индийского океана с грандиозной эскадрой, прохождение ее через Суэцкий канал, в зонах интересов Англии — все это заставляло нервничать последнюю. Вспоминались английские страхи о «завещании Петра Великого» построить могущественный российский флот, тревогу доставляла мысль, что Россия теперь имеет доступ в Индию через свою Среднюю Азию.
Миссия нашего Государя в этом путешествии, как показывает время, была не только международной, дипломатической, военной, но и христианской. Это было Великое путешествие будущего избранника и помазанника Божия — будущего Венценосного мученика Николая Александровича Романова.
Изучая историю этого путешествия и международную обстановку того времени, есть о чем поразмышлять. Например, в 1911 году взошедший на Британский престол король Георг предпринял специальное путешествие в Индию ради того, чтобы … торжественно короноваться там в качестве «императора Индии» и, вероятно, показать всем, «кто в азиатском доме хозяин».
А в 1875 году с одобрения палаты общин путешествие в Индию через Грецию, Египет и средиземноморские страны предпринял сын британской королевы Виктории принц Уэльский Эдуард. Результатом деятельности сопровождавших его в этом путешествии лиц стало получение контроля над египетским правителем-хедивом и над Суэцким каналом (путем покупки акций). Этот канал — кратчайший путь из Европы в Азию, по мнению Англии, должен был контролироваться ею (для обеспечения безопасности своих многочисленных караванов в Индию и другие страны Азии). Получение этого контроля над каналом, построенным отнюдь не Британией, стало итогом того путешествия принца Уэльского.
Полезно сравнить этот британский опыт, которым была недовольна вся Европа, с главным итогом путешествия Цесаревича Николая Александровича. Воскресным майским днем во Владивостоке он записал в дневнике: «19 мая. Воскресенье. День был довольно холодный с свежим ветром. В 10 ч(асов) отправился за город на Первую речку, откуда проложен рельсовый путь во Владивосток в 2 1/2 версты солдатами и каторжными в самый непродолжительный срок. После молебна провез тачку с землей; сев в вагон новой Уссурийской дороги, покатил во Владивосток. За поездом бежали все рабочие и китайцы также.
Приехавши на будущую станцию Муравьев-Амурский, вылез из вагона и после краткого молебствия поставил краеугольный камень на этом конечном пункте великой Сибирской железной дороги — событие действительно великой важности».
Так была заложена самая восточная часть Транссибирской железнодорожной магистрали и здание Владивостокского вокзала.
Где-то действует лукавая дипломатия, тайна, подкуп и коварство для достижения богатств и власти. А в России христианские принципы воплощались самодержавными монархами в деле государственного и экономического строительства. Сын православного Царя для выполнения отцова поручения плывет на корабле через всю Азию и во Владивостоке самолично, взяв тачку с землей в руки, закладывает основание рельсового пути, который протянется через всю Сибирь до Москвы. Он тратит на это в дальнейшем собственные силы и большие средства. И тем самым благословляет русский народ владеть Сибирью, возделывать ее, трудиться во имя ее процветания и христианского просвещения. Обращает на себя внимание различие характера этих путешествий царственных особ из Британии и России.
В нехристианской и хищнической атмосфере мировой политики XIX века совершался визит православного Цесаревича в страны Азии по волнам Индийского и Тихого океанов. И броненосные крейсера с апостольским Андреевским стягом и стягом Цесаревича несли послание: Христовой любви и надежды — угнетенным народам Азии; и грозного Христова меча — поработителям и беззаконникам.
Навсегда в истории мировой политики будут вписаны светлые деяния России, в том числе и акт помощи небольшому азиатскому государству Сиам (ныне королевство Таиланд). Это одно из немногих царств в Азии, не ставшее колонией европейских стран. Этого не произошло во многом благодаря дипломатической помощи Российской Империи и личной дружбе Сиамского монарха Чулалонгкорна Рамы V с императором Николаем Александровичем, начавшейся c захода эскадры Наследника Цесаревича в Сиам в 1891 году во время Восточного путешествия. Тогда независимый Сиам находился в сложнейшей ситуации, оказавшись между колониальными владениями Англии и Франции. Европейские колонизаторы осуществляли свои планы по захвату земель Сиамского царства.
В 1891 году мировая пресса опубликовала телеграмму Всероссийского Императора Александра III королю Чулалонгкорну по поводу визита Наследника Российского престола в Сиам. А в 1897 году Император Николай II принял в России этого правителя как равного себе по положению суверена. Эти события, освещаемые мировыми газетами, и дальнейшие дипломатические переговоры в Европе о судьбе Сиама при всесторонней поддержке России, умерили захватнический пыл колонизаторов. Сиам (Таиланд) остался независимым государством.
Князь Эспер Эсперович Ухтомский в своей книге о Восточном путешествии Царского сына записал: «Мы — русские, будучи по престижу первыми в Азии, добровольно пока уступаем, кому придется, свою историческую роль и завещанную предками миссию главарей Востока. От подобного ненормального положения вещей в смысле материального процветания выигрывают, что ни год, ставители западных начал — чуждые по духу и в сущности ненавистные тем народам древнего предтипа, которым они пушками навязали общение с собой: Бирмы, Камбоджи, Аннамы больше нет; Сиам — накануне опасных катастроф извне, Япония — на пороге страшных усобиц…».
«Нравственной опоры, безкорыстной помощи, фактического союза на почве взаимных интересов» — вот чего, по мнению Ухтомского, очень ожидали от России народы Азии. Это он увидел в ходе Восточного путешествия не только в Сиаме, но и в Индии, в Китае. Талантливый проповедник и миссионер священномученик Иоанн Восторгов позже выразил это в своих проповедях, сказав, что в народах Азии мы обретем братьев, если пойдем к ним не вооруженными пушками, банками и политической ложью, а с Крестом и Евангелием, с Истинным посланием Любви.
Если даже азиатские народы с надеждой ожидали прибытия Сына Всероссийского императора, что уж говорить о том, как радовались русские христианские сердца в Сибири, получив возможность видеть его в своих городах и селениях. Эту атмосферу восторга и ликования хорошо отражает описание праздника в честь 300-летия Уральского (Яицкого) казачьего войска, на котором главным лицом был Августейший Атаман всех казачьих войск Цесаревич Николай Александрович, прибывший в Уральск на праздник после посещения всех верою и правдою служащих Царю казачьих войск Сибири.
Описанием празднования 300-летия Уральского казачьего войска завершается трехтомная книга Э. Э. Ухтомского «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича». Приведем напоследок этот вдохновляющий отрывок из описания праздника:
«Едва Цесаревич успел сказать, что Он пьет за здравие Уральского казачьяго войска, как при громовых перекатах «ура», полетели кверху папахи, взрослые казаки брали на плечи казачат, дабы они лучше видели Цесаревича; слезы радости и умиления появились на глазах у всех. Истинно, земля дрожала от гула и возгласов восторга, которые описать невозможно, а можно лишь прочувствовать. В один миг появилась отпряженная коляска, в которую впряглись офицеры и казаки, и Августейший Атаман, сев в экипаж, окруженный десятками тысяч народа, медленно двинулся по дороге, при потрясающих душу проявлениях народной любви и восторга.
Счастлив тот, кто в жизни своей видел и испытал подобный подъем народного духа, проникнутаго безграничной любовью к Престолу! Только на Руси можно видеть и испытывать такия счастливыя минуты… И дай-то, Господи, чтобы всегда также было, во веки веков!»
Игорь и Владислава Романовы,
Центр «Берег Рус»
газета «РУСЬ ДЕРЖАВНАЯ»