ОТЕЦ ВИКТОР ЖИЛЬЦОВ ПОГИБ НА ВОЙНЕ ДУХОВНОЙ
А мы лишь смотрим, как погибают наши лучшие батюшки…
Протоиерей отец Виктор Жильцов скончался 20 октября 2020 года. Царствие Небесное, дорогому батюшке, ключарю Никольского собора города Владивостока! Пастырь добрый, воин Христов и истинный морской офицер, капитан 1 ранга. Отец Виктор вырос в Подмосковье под Волоколамском, в маленьком поселке Ярополец, где русский дух и Русью пахнет…
Отец Виктор крепкий батюшка, духоносный. Как пастырь возрастал под окормлением митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря). С Владыкой Вениамином отец Виктор много служил и ходил в дальние морские походы на современном военном крейсере «Варяг». В походах крестили моряков и служили панихиды по нашим героям-морякам, погибшим в Русско-японскую войну.
Отец Виктор возглавлял епархиальный отдел по работе с Вооруженными силами, окормлял в Приморье Армию и Тихоокеанский флот. По необъяснимым причинам, назначенный в Приморье новый архиерей снял отца Виктора с должности и поставил на его место малоопытного молодого священника. Особенно негативно это отразилось на отношениях Епархии с ТОФ. У отца Виктора был очень высокий авторитет среди моряков, ведь он сам военный моряк, честно послуживший нашему родному Отечеству на боевых кораблях Военно-морского флота.
Как добрый и надежный капитан относится к своему кораблю, так отец Виктор относился к вверенному ему Богом храму и его приходу. Никольский собор Владивостока он содержал в образцовом порядке. Всего себя отдавал служению Богу, окормлению своей паствы и заботе о храме. Владыка Вениамин всегда ставил в пример другим священникам то, как относился к храму отец Виктор. И сейчас, когда нам удалось связаться с митрополитом Вениамином (Пушкарем), Владыка вновь вспомнил, как заботился батюшка о своем храме: «До него такого образцового порядка не было, он привел храм в прекрасный вид, как с внутренней, так и с внешней стороны. А когда наметал снег, отца Виктора можно было видеть с лопатой в руках». Владыка рассказал, что рукополагал отца Виктора. «Батюшка служил офицером на Флоте, ходил стармехом на эсминцах к берегам Африки, бывал в Йемене в напряженное время» — вспоминал Владыка.
Как-то на одной из трапез после праздничного архиерейского богослужения, заговорили о морских походах и о том, как наши священники во главе с митрополитом Вениамином, ходили к берегам Кореи и Японии. Владыка вспомнил небольшую историю: «Отец Виктор выходит на палубу и всегда замечает все детали, недоделки или какие-то неполадки на корабле. Идет и показывает: вот тут болта нет, здесь гайка отсутствует, здесь еще какой-то детали не хватает». Владыка тогда с тревогой спросил отца Виктора: «Батюшка, до Владивостока дойдем?»
— Дойдем, — серьезно и уверенно ответил батюшка.
После военной службы отец Виктор преподавал в Политехническом институте во Владивостоке. И будучи преподавателем, приходил послушать лекции Владыки Вениамина по Библейской истории. А потом он изъявил желание послужить Богу. «Бескорыстный, честный, все, что жертвовали, употреблял на украшение храма» — так сказал сейчас о батюшке наш Владыка Вениамин.
До храма отец Виктор добирался на общественном транспорте…
Батюшка любил Бога и людей. Любил своего архиерея — Владыку Вениамина, который часто служил в Никольском кафедральном соборе.
Как военный человек, и как пастырь церковный, повидавший многое и многих, однажды батюшка с любовью в сердце заметил о митрополите Вениамине: «Владыка никогда никого не унизил…». Батюшка тонко чувствовал людей и отношения между ними.
Владыка Вениамин очень скорбит о смерти протоиерея Виктора Жильцова, скорбит о столь неожиданной утрате и горячо молится об упокоении души дорогого батюшки.
…В августе нынешнего года мы собирались побеседовать с отцом Виктором о пастырском служении, о духовном состоянии нашего Флота. Беседу хотели подготовить для публикации в газете «Русь Державная». Но так и не успели. Лишь встретились и договорились о предстоящей беседе. Удивительной была та августовская встреча. Отец Виктор сидел на лавочке во дворе храма и читал Евангелие. Мы взяли благословение, и батюшка предложил посидеть с ним рядом. Долго сидели рядом и беседовали о России, об остановке в нашей Церкви, о Флоте… Рассказывал батюшка и о своей жизни, о Яропольце, в котором он вырос… Необыкновенная беседа, очень открытая, глубокая и добрая. Последняя беседа.
У многих, кто звонил отцу Виктору по телефону, поднималось настроение, когда они слышали в трубку вместо гудков отрывок из песни Юрия Антонова: «Я вспоминаю, тебя вспоминаю…» И, конечно, мы знали, что батюшка вспоминает нас, молится о нас…
Батюшка много и усердно молился. И это всегда чувствовалось на его богослужениях в Никольском соборе. Всегда вдохновенно и проникновенно звучали его краткие и сильные проповеди. Особо молился отец Виктор об усопших. Молился с особым старанием.
Недавно мы узнали, что отец Виктор тяжело болен, и врачи уже сделали, по их словам, все возможное. Но была сильная надежда, что батюшка поправится и встанет в строй. И, конечно, теперь он встал в строй, в строй небесный.
Сообщают, что протоиерей Виктор скончался от осложнений, вызванных коронавирусом. Батюшка, как и многие из нас, осознавал, что этот вирус, скорее всего, является биологическим оружием, используемым против человечества. И уповал на Господа. На Пасху в Никольском соборе была прекрасная ночная Литургия. Отец Виктор служил с особым вдохновением и храм был полон, и мы все вместе прошли Крестным ходом вокруг храма. И никакой вирус не омрачил радость Воскресения Христова.
И сейчас радость о Воскресшем Господе укрепляет нас. И с мыслью о Господе нашем Иисусе Христе особенно отчетливо видится то, что в так называемой борьбе с вирусом сегодня делается что-то совсем неуместное и неадекватное. Если враг убивает нас, Россию и человечество специальным оружием, то мы должны бить в ответ по врагу. А нам приказывают прятаться и завязывать рот тряпками. Мы должны бить врага, бить его постом и молитвой. Мы должны идти крестными ходами на врага рода человеческого. А мы лишь смотрим, как погибают наши лучшие батюшки, выражаем свои соболезнования и не смеем «даже слова сказать в ответ», а не то, чтобы ударить наотмашь по мрачным рогатым харям тех, кто убивает Россию и оскорбляет Христа.
Отец Виктор погиб. Погиб на войне духовной, в борьбе с врагом рода человеческого и теми, кто служит дьяволу, кто использует подлое оружие.
Молимся об отце Викторе, всей нашей Церкви и нашей Родине – Святой Руси. И верим, что отец Виктор помолится на небесах о нас грешных и о том, чтобы воскресла Русь.
Да воскреснет Русь! И расточатся врази Ея!
Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»