+
«За Дом Пречистой!»
В день памяти священномученика Гермогена
и к дню всенародной молитвы 2 марта 2019 года
«И проповедуеши, и обличаеши, и призываеши, и молишися, и молитися во всех храмех повелеваеши,святителю, о спасении и о умирении страны Православныя» (канон свмч. Гермогену)
В день памяти святителя Гермогена вспоминаются обстоятельства его пастырского и патриотического подвига – обстоятельства тяжелейшего периода в истории России – Смутного времени. К сожалению, события Смутного времени очень схожи с тем, что сегодня происходит на Руси. Разорение и грабеж, и угроза самому существованию Отечества нашего. Конечно, можно сказать, что Смутное время пришло для всех стран, которые хоть чем-то материальным богаты, а главное в своем устройстве еще не настолько идут против Бога и как могут сопротивляются Новому мировому порядку Антихриста.
Но тяжесть положения России в нынешнее смутное время – особенная. Потому что Россия – это не просто страна, где живут русские люди, потомки некогда великих и даже святых людей. Россия – это Дом Пресвятой Богородицы! Это Дом в основу свою всегда ставивший главную мировую ценность – Триединого Бога и Христову непоколебимую Церковь. Именно так именовалась Россия всеми её защитниками в Смутное время XVII века – «Дом Пречистой». И в идеале ничто нечистое не должно пребывать в нем.
Но порой мы сами оскверняем этот Дом. Смутное время конца XVI – начала XVII в. было, конечно, очень связано с внешними бедами – засухой, голодом, эпидемиями, восстаниями, нашествием иностранных захватчиков. Но главная беда исходила из душ людей, поставленных Промыслом хранителями «Дома Пречистой Богородицы» — России. России была отведена высокая роль хранительницы Православия. Немногим более ста пятидесяти лет прошло после падения Константинополя, как Русь и Москва стала Третьим Римом, хранительницей христианского благочестия и единственной независимой православной монархией. Накануне Смутного времени Россия обрела миропомазанного царя и патриаршество. И первым ее патриархом стал святой Иов. На нее зримо была возложена миссионерская роль с присоединением Казанского, Астраханского ханств и Сибири и обретением Казанской иконы Богородицы. Тогда, получив высокое призвание и много благодати, Русь испытала страшный натиск сил ада. И первые Московские патриархи стали не только святителями, но и мучениками.
Что совершил народ России в Смутное время? Развратился, погрузился в наиболее мрачный, с нравственной точки зрения, период своей истории. Множество клятвопреступлений, нарушение присяг, вопреки призывам и увещеваниям святителей. Многие слои людей не держали присяги царской династии Годуновых, признали Лжедмитрия I, затем отложились от царя Ивана Шуйского и присягнули «Тушинскому вору». Затем бояре-предатели ожидали прибытия в Кремль католического польского царевича Владислава, готовые предать и Церковь, и Отечество на полную погибель.
Вражда между собой, грабежи, насилия над своими же, русскими людьми. Падение, горькое падение нации в грех. Духовное забвение и помутнение. Все это, если бы не Промысел Божий о русском народе и России, и если бы не молитвы святых и «останка верных», исчезла бы Русь. И народ ее растворился бы в рабстве у иноверных. Такой греховный, нераскаянный народ не нужен Богу. Он избрал бы другой народ для хранения Православия.
Как написано в слове «Плач о пленении и конечном разорении Московского государства», которое читалось ежегодно после 1613 года в день спасения Отечества, — Россию чуть не погубило забвение о Боге – «ибо исчезли благоговейные с лица земли, ибо правда в людях оскудела и воцарилась неправда, и всяческая злоба, и ненависть, и безмерное пьянство, и 6луд, и ненасытное стяжательство, и ненависть к братьям своим умножилась, ибо оскудела доброта и обнажилась злоба, и покрылись мы ложью…» Но Россию и вернуло к жизни как государство и хранительницу Церкви именно обращение к Богу и покаяние.
Разорение России западными пришельцами в XVII веке заставляет вспомнить 50-летнюю историю разорения Константинополя. После взятия его крестоносцами в 1204 году из города и областей полвека вывозились бесценные сокровища и дорогие металлы. Все это награбленное имущество стало основой для развития капитализма на Западе и дальнейшего земного стяжательства и развращения западных людей. Но самое главное, что Византия с Константинополем на время стала «Латинской империей», католическим патриархатом.
В XVII веке потомки крестоносцев также значительно обогатились за счет разграбления Руси в Смутное время. И рассчитывали приобрести себе это богатое наследие целиком. Насчет религиозного будущего России, они имели те же самые планы, что и грабители Константинополя. На Руси должны были восторжествовать западные католицизм, протестантизм.
«Сколько награбленного в Русской земле добра влилось в экономику стран-завоевателей – Швеции, Польши, Литвы, а оттуда перекочевало в «просвещенную» Европу! Тотальный вывоз русских ценностей и сокровищ происходил не единожды в русской истории: — пишет историк Дмитрий Докучаев, — Сколько древних русских реликвий превращено в серебряный и золотой лом – и промотано, прожито и проедено грабителями! Сколько собраний книг и древних рукописей – сокровищ целых династий русских мудрецов – было утрачено, сожжено и превратилось в горький пепел!
За время Смуты Отечество потеряло, по разным источникам, от 1/4 до 1/3 населения, прямые потери составили от 2–2,5 до 3–4 миллионов человек… Столь тотальное в масштабах начала XVII века уничтожение Русской цивилизации, системный геноцид православного населения Святой Руси привели к катастрофе: утрате государственности…» (Докучаев Д. У последней черты // Мир Божий №19. 2013, сс. 46-50)
Полтора десятилетия длилось Смутное время, да и после приходилось вести военные действия и восстанавливать территориальную целостность государства.
А что мы видим сегодня? Постепенно, как будто трезвея от теледурмана, обнаруживаем, что тихо без открытых вооруженных действий «Дом Пресвятой Богородицы» разграблен, оскверняется, и всяческие многочисленные беды обрушились на него, и еще более страшные беды и катастрофы грозят в недалеком будущем.
Разрушительные процессы развиваются так стремительно, что вскоре мы можем оказаться на краю пропасти. Недра распроданы или срочно продаются. Доходы государства текут в чужие иноземные карманы.
Разрушена не только экономика, но и армия. В случае кризиса и перебоя поставок продовольствия в города, непонятно чем мы будем питаться. Гражданам подсовывают матерного Шнура, суицидальных рэперов, телевизор, «битвы экстрасенсов» и всякую потраву в виде притупляющего боль и трезвость, порабощающего сознание, средства.
Кто нас ограбил, и кто угрожает нам рабством? Все те же извратившиеся потомки крестоносцев и тамплиеров. А также продавшиеся им наши внутренние «Гришки Отрепьевы».
Размышляя о состоянии нашего общества, о расширении предательства, (которое ныне и не считается предательством, а становится нормой жизни – безнаказанная коррупция, казнокрадство, мошенничество в особо крупных размерах, измены, всесторонняя продажа России и ее интересов, интересов народа русского), вспоминается героиня романа Ф.М. Достоевского «Бесы» — блаженная хромоножка и мученица Марья Тимофеевна. Которая метко и глубоко определила суть главного героя романа – «беса» и революционера Николая Ставрогина.
Общаясь со Ставрогиным, она спрашивает его: «Слушайте вы: читали вы про Гришку Отрепьева, что на семи соборах был проклят?» Тот промолчал. В один из моментов тяжелого разговора, после того, как Ставрогин стал уверять блаженную хромоножку, что он и не князь вовсе, она объявляет его самозванцем и в возбуждении, разоблачив его, как воплощению зла и сатанинского обмана, кричит «вослед в темноту» убегающему Ставрогину: «Гришка От-репь-ев а-на-фе-ма!»
Вот оно народное восприятие всей революции, всего предательства Православия и Христа, предательства и разграбления «Дома Пресвятой Богородицы». Всей обращенности к погибельному учению Запада: «Гришка Отрепьев анафема!»
Сегодня у нас много таких «Гришек Отрепьевых», которые бегут с награбленными средствами за границу, сделав свой вклад в измену, развал и разворовывание Отечества. Но какова их судьба? Достоевский показал это на примере врага Бога и России Николая Ставрогина. Тот рассчитывал завершить свои дни в Швейцарии, записавшись гражданином кантона Ури, прикупив там дом. Но завершил он свои дни как Иуда, отравив многие русские умы и погубив многие русские души и жизни. Достоевский так завершает роман «Бесы»: «Гражданин кантона Ури висел тут же за дверцей. На столике лежал клочок бумаги со словами карандашом: «Никого не винить, я сам»…
Мрачное прошлое предателей России, коих было великое множество. Много этих предателей – «граждан кантона Ури» и по сию пору сидят на чемоданах, в своих личных джетах и яхтах, готовых стартовать, когда запахнет жаренным к своим зарубежным счетам, вырученным за продажу Дома Пресвятой Богородицы — России.
И все они, предавшие и продавшие нас, продающие этот святой Дом, достойны одного звания – «Гришка Отрепьев анафема!».
Вспомним, что Дом Пречистой не должен содержать ничего нечистого. Русские люди XVII века не захотели, чтобы прах Лжедмитрия I осквернял Русскую землю. Труп его был сожжен, и из пушки прахом его выстрелили в ту сторону, откуда он прибыл не в добрый час на Русь…
Кто спасал Отечество? Мученики. Всегда мученики и бескорыстные люди. А кто губил Отчизну? Те, кто ставили свое личное, суетное превыше Божьего.
Мучеником был святитель патриарх Гермоген. Мучеником был святитель патриарх Иов. Мучениками и бескорыстными божьими людьми были герои Минин и Пожарский. Русские люди, действительно, как и призывал Кузьма Минин, не пожалели ничего из своего имущества, не пожалели своих жизней ради спасения Дома Пресвятой Богородицы. Господь указал на воеводу – князя Михаила Пожарского. Собралось ополчение, нашлись средства, в Ярославле шла подготовка к наступлению на захваченную врагом Москву. Там была организована боевая учеба для нового войска, формировавшегося из «боевых» холопов, личных дружин дворян, «детей боярских», народного ополчения и бывших увечных воинов.
И это ополчение, движимое силою Божией (поскольку люди русские проснулись и обратились к Богу), спасло Отечество.
Мучеником, непоколебимым христианином и патриотом был и простой крестьянин Иван Сусанин, ценой своей жизни спасший Богом данного Руси царя Михаила Федоровича Романова.
Главным колоколом, призывавшим русский народ проснуться, отказаться от измен, клятвопреступлений, забыть рознь, осознать, что Отечество стоит у последней черты, что угрожает Дому Пресвятой Богородицы и Православию сам сатана, – был священномученик великий Патриарх Гермоген.
Неустанно и неусыпно отправлял он послания и призывы в города России с целью пробудить сопротивление для спасения Христианской веры и Отечества. Обличал он предателей и самозванца «Тушинского вора». Все примкнувшие к самозванцу, имеющему цель разорить Православие, отлучались от Церкви. Он предпринимал меры для примирения русского общества и для покаяния перед Богом. В 1607 году вызвал из Старицы бывшего патриарха Иова и провел чин всенародного покаяния за все предшествующие клятвопреступления. Тем самым пастыри и святители, народ умоляли Бога переменить Свой суд о России.
Священномученик с угрозой для своей жизни противостоял предательству бояр. Совершал молитвенный подвиг и побуждал всех пастырей и русских людей к молитвенному подвигу для спасения Отечества. Он первым предложил в качестве кандидатур на Московское царство юного Михаила Федоровича Романова.
В посланиях патриарха Гермогена много конкретных деятельных указаний архиереям: делать списки с его посланий и рассылать по русским городам. Читать послания многократно в церкви, спасая христиан от погибели и соблазна лукавых иноземцев и еретиков. И со всем освященным собором молиться о спасении отечества и свидетельствовать о том, что правда на стороне законной власти и в голосе Церкви.
Митрополиту Ростовскому Филарету (Романову) он пишет: «А сю бы еси, сыну, нашу грамоту велел в Соборной церкви Пречистыя Богородицы прочитати не по один день и, списав с нее списки слово в слово, разослал по городом и по монастырем, чтоб всем православным крестьяном оных злых еретиков и грабителей крестьянских злая их прелесть и явное бесосоставное умышление было ведомо…»
Он однозначно признаёт в своих посланиях соблазнителей еретиками, с указанием, что они насаждают католицизм и призывают к себе на службу грабителей, убийц и разбойников. О задачах «Тушинского вора», сопровождаемого иезуитами, патриарх говорит также в посланиях митрополиту Ростовскому: «…бесосоставным своим умышлением так прелстил люди Божия государьства Росийского, что не токмо поклонишася ему, но … и воцарися и всю Русь нашу, воистинну святую и Богом любимую, восхоте не токмо обесчестити, но и конечно разорити, и святыя церкви в Римские костелы хотя превратити и люди Божия погубити, малодушные же во след погибели своея с собою во ад свести».
Громогласный святитель обличает примкнувших к вору людей и целые города за то, что они, подобно помутившимся иудеям, сами разоряют свое государство. Те сами стали причиной конечного падения Иерусалима и взятия его римлянами. И эта губительная страсть, в которую впали русские люди, по мнению святителя, не известна ни в истории, ни в книгах. «Сами бо весте, яко ни в котором языце, ни в которых родех, ниже в памятных книгах обретается сицевая страсть, якоже ныне в вас. Точию древле богоубийственный и мятежный род июдейский…» (Покушавшимся на царя В.Шуйского).
Но он хвалит и ободряет те города, которые не примкнули к «Тушинскому вору» (например, Тверь), но слабыми силами, возглавляемые духовенством, дали ему отпор чудесным образом. А те, кто присягнули из городов, не избежали ни разграбления, ни убийств, поругания над своими жителями. «И которые городы, забыв Бога и крестное целование, убоявся их гробежев и насилия всякого, и осквернения жен и дев, целовали крест, и те городы того-ж часу пограблены, и жены и девы осквернены, и всякое зло над ними содеялось; а которых городов люди их воров и хищников не устрашилися, и те, милостию Божиею, от тех воров целы сохранены» (Послание митрополиту Ростовскому Филарету).
Воюющие против Московского государства – «Дома Пресвятой Богородицы», по словам священномученика, не будут иметь спасения в сем веке ни в будущем. Они еретики и отпавшие, не послушавшиеся гласа Церкви и его первосвятительского гласа. Тушинцам, убийцам и предателям веры он пишет: «Вы же, забыв обещания православныя крестьянския нашея веры, в нем же родихомся, в нем же крестихомся, и воспитахомся, и возрастохом, и бывши во свободе – и волею иноязычным поработившимся, преступивше крестное целование и клятву, еже стояти было за дом пречистыя Богородица и за Московское государьство до крови и до смерти, сего не воспомянувше — и преступивше клятву ко врагом креста Христова и к ложно-мнимому вашему от поляк имянуемому царику приставши. <…> не ведаем, как вас и назвати: оставивши бо свет – во тьму отойдосте, отступивше от Бога – к Сотоне прилепистеся, возненавидевше правду – лжу возлюбисте, отпадше от соборныя и апостольския церкви <…> И чужившимся православных дохмат и святых Вселенских седми соборов, и невосхотевшим святительских настольник и нашего смирения благословения…» (Покушавшимся на Шуйского).
Патриарх Гермоген вдохновляет и убеждает русских людей сквозь века крепко стоять в Истине Христианской, не присягать врагам, ни принимать врагов Веры и Отечества, а воевать против них. Патриарх поминает обетование Самого Господа, что верных своих Господь не погубит.
Это своего рода и завещание, и молитва Священномученика Гермогена всем русским православным людям будет актуальна пока стоит и спасается Русь: «От них же, Господи, пощади душа наша, по реченному: «Не бойся малое мое стадо, яко благоизволи Отец мой дата вам царство». Аще бо и многи волны, и люто потопление, но не бойся погрязновения: на камени бо веры и правды стоим, да ся пенит море и бесит, но Иисусова корабля не может потопити. И не даст бо Господь в поношение уповающих нань, ни жезла на жребий свой, ни зубом вражиим раб своих, но сохранит нас, якоже хощет святая воля его!»
Помянем завет святого отца нашего и мученика патриарха Гермогена и помолимся и воздохнем от сердца Господу Богу всем народом о спасении Отечества и рода нашего 2 марта, в день памяти этого стойкого и непоколебимого исповедника, дабы переменил Всемилостивый и Всемогущий Господь Свой суд над Отечеством нашим на милость Свою.
Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»