+
ПОСЛАНИЕ РУССКИМ ЛЮДЯМ
Из XV века от архиепископа Вассиана Ростовского…
К Всенародному молебну
«О России и русском народе, о Церкви Православной»
февраль-март 2019 год
Пастыри Русской церкви о Спасении Отечества: «Да рассыплются поганые страны, рвущиеся в бой, ослепляемые Божией молнией, и пусть они, как псы голодные, языками своими землю лижут, и ангел Господень погоняет их…»
Когда-то давно, во время изучения позднего средневековья на истфаке, поразил один пример перемены отношения к смерти у развращавшегося гуманистического западного христианского общества. На вопрос, что бы они стали делать, если бы узнали, что сию минуту приближается Конец света. Они ответили, что продолжили бы точно так же играть в мяч, как и до получения этого сообщения…
Но не таково ли и наше общество сегодня? Не в подобном ли оно состоянии? Громы и молнии мировых тревожных событий все ближе и громче, но меняют свою жизнь на более духовную лишь единицы. Отвечают себе, что так же было и в начале ХХ века и при святителе Филарете (Дроздове) и всегда так было и ничего, мол, не поделать.
Дезориентация, потерянность, разобщенность, безволие… А порой боязнь потерять достигнутый уровень достатка, положение в обществе из-за каких-то «резких движений». Таково состояние современного российского общества. Незримые узы и путы сковали нас.
В десятилетия после эпохи безбожия многие из нас узнали Господа в Его Славе и полюбили Его, но почему-то у нас нет сил свидетельствовать об этом своим братьям и друзьям. Нас этому мало учат, на это почти не направляют нашу волю… И у нас самих мало сил и воли бороться за торжество Истины, мудро и организованно (а не провокационно) противостоять экуменической лжи. Лжи, рожденной для построения антихристианского мира.
Мы вроде бы уже осознаём угрозу цифрового рабства, а угрозу духовного рабства, которое прокрадывается невидимыми путями, пропускаем. Мы верим в Бога, Троицу Святую. Мы знаем Истину и Она делает нас свободными, но почему-то Отечество наше и народ все сильнее и сильнее падают в безволие.
Наши предки одерживали великие победы благодаря решимости отдать все, что у них есть, и даже жизнь свою.
Русских людей из русских дружин, вышедших на Куликово поле, воспитывали, их волю ковали. Византийский патриарх исихаст Филофей Коккин занимался духовным окормлением князей, он молился о Руси и возлагал на нее свои надежды, переписывался с преподобным Сергием Радонежским. Святого благоверного князя Димитрия Донского растил и воспитывал святитель Алексий Московский. А со стороны Литвы помогал русским в период решающего сражения с Мамаем другой будущий святитель – Киприан. Преподобный Сергий Радонежский вдохновил дружины, послав своих иноков и бывших воинов-бояр Пересвета и Ослябю на Куликово поле. А Московский князь Иван Калита своей мудрой политикой дал вырасти на русской земле нескольким поколениям людей, не видевшим татарского разорения и не имевшего перед ними страха, унаследованного с детства. Потомки этих людей и вступили в сражение на поле Куликовом.
Обществом занимались, русский и православный дух взращивали. О спасении России молился русский народ, его князья и духовники.
Делаем ли мы все это сегодня? Ведь мы уже прекрасно знаем, что суть мировой истории сводится к духовной борьбе добра и зла, истины и лжи.
Порой кажется, что враг наш силен, а мы безнадежно слабы. Но слабы мы только без Бога. Враг наш силен лишь потому, что мы без Бога.
Нужно помнить, что имена наших святых, к которым мы взываем, внушают страх врагу, обезоруживают его. В этом спрятана «смерть кощеева». Враги сколь угодно много могут смеяться над народными призывами к молитве и покаянию (и не только откровенные враги, но и лукавые и неискренние люди – как будто соотечественники и как будто принадлежащие Церкви). Но то, что в реальности враг боится духовного трезвения нашего – видно по одному тому, сколько средств и сил брошено на развращение народа, для того чтобы усыпить его пьяным сном греховного дурмана, льющегося со всех медийных площадок и тенистых сетях социальных. Столько средств и сил не тратилось бы на разврат, если бы наша духовная трезвость и наши молитвы ничего не значили в мировой битве сил добра и зла.
Но источник нашей силы в единении народном и Церковном. Именно это много раз спасало Россию. Потому столько сил и средств бросается на уничтожение Православия на Украине и отделения церковного сознания Малороссии от общего духовного русского наследия. Какой огромный объем средств и политических усилий затрачен и задействован в поддержку псевдо-православного патриарха Варфоломея!
Наследники строителей Вавилонской башни и оккультисты знают лучше нас, от чего зависят материальные победы – от духовных побед и поражений. Не просто так подъем дела оккультистки и теософини Е.Блаватской начался в середине XIX века именно в США – там за ней пошли тысячи людей, там пользовались большим успехом ее оккультные книги, там она создала первое свое «общество». Там ее деятельность соответствовала духовным исканиям предков людей, которые ныне угрожают всему миру и России.
Наше общество, легкомысленно, как ветхозаветный Самсон из-за своих страстей плененное филистимлянами. Нашему обществу нужно покаяться и сокрушить источник болезни и слабости общероссийской в своей душе – грех. И обратиться к Богу, примириться через церковные таинства с Ним. Тогда Всемогущий Господь даст силу и нашему материальному оружию, которое устрашит вероломного и лукавого врага. Господь просветит умы наши и укрепит волю, дарует спасение. Ибо Господу нужна духовная Россия, выполняющая Его волю, а не загнившая в своих страстях и лишь грехами коптящая небо.
Память о великих духовных и военных победах – основа самосознания русской нации. В нынешних условиях, когда будущность России вновь зависит от духовного пробуждения, можно вспомнить и перечитать духовные старинные тексты, вдохновлявшие наш народ и наших правителей на победы.
Вспомним прекрасные духовные поучения епископа монгольского периода Серапиона Владимирского (постриженика киевских пещер), призывающие отрешиться народ русский от греха! Или «Плач о пленении и конечном разорении Московского государства» в Смутное время, где описывается, как и по каким мотивам совершались предательства в русской земле, поставившие ее на край погибели.
Но остановимся подробнее на знаменитом письменном памятнике XV века – «Послании на Угру» Ростовского архиепископа Вассиана великому князю Иоанну III. Много поучительного, духовного и актуального для нашего времени мы найдем в этом послании современному народу русскому из XV века.
В 1480 году, в период, когда великому князю Иоанну III предстояло дать решающее сражение ордынскому хану Ахмату и закончить с ордынским подчинением Руси, его советники стали рекомендовать уклониться от битвы. Иоанн уже отправил жену свою — византийскую царевну Софью Палеолог — подальше от Москвы в Белоозерье. Из-за нерешительности князя Москве грозило разорение. Москвичи обратились с упреком к Иоанну, напомнив, что тот получал от них подати, но, не выплатив дань Ахмату, подвергает сейчас их угрозе своим отступлением.
Духовник великого князя архиепископ Ростовский Вассиан от себя лично, от Московского митрополита и всего духовенства написал Иоанну III духовное послание на Угру, призывающее смело и твердо вступить в бой и удалить лукавых советников. «А что советуют тебе эти обманщики лжеименитые, мнящие себя христианами? Одно лишь – побросать щиты и, нимало не сопротивляясь этим окаянным сыроядцам, предав христианство и отечество, изгнанниками скитаться по другим странам… И куда ты надеешься убежать и где воцариться, погубив врученное тебе Богом стадо?»
Архиепископ Вассиан напоминает, что никаких малодушных помыслов не было у предка Иоаннова – героя Куликовской битвы великого князя Димитрия Донского, но, напротив, подвиг его был подобен подвигу мученическому и пастырскому – во имя Христа и Его овец.
О мученическом подвиге князя Димитрия пишет архиепископ Вассиан: «И видел милосердный человеколюбивый Бог твердое его намерение, что хочет он не только до крови, но и до смерти страдать за веру и за Святые Церкви, за врученное ему Богом словесное стадо Христовых овец, как истинный пастырь, уподобиться древним мученикам… Он не усомнился, не убоялся татарского множества, не обратился вспять, не сказал в сердце своем: «У меня жена, и дети, и богатство многое; если и возьмут мою землю, поселюсь где-нибудь в другом месте». Но без сомнения устремился он на подвиг, и вперед выехал, лицом к лицу встретил окаянного разумного волка Мамая, чтобы вырвать из его пасти словесное стадо Христовых овец. Поэтому, за его отвагу, всемилостивый Бог не замедлил, не задержался, не вспомнил его прежних грехов, но быстро послал ему Свою помощь – ангелов и святых мучеников, помогать ему против его врагов…»
Слова и наставления архиепископа Вассиана актуальны и для всех нас, для нашего покаяния и укрепления. Архипастырь призывает князя и нас к искреннему покаянию, покаянию благоразумного разбойника, «ибо он истинно, всем сердцем познал свое согрешение и к Творцу возопил: «Помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое!» А милостивый и щедрый Господь не только согрешения ему простил, но и сделал его наследником рая. Такому покаянию подражай, ибо истинное покаяние – отречься от греха» – пишет архиепископ. «Если мы так покаемся, то так же помилует нас милосердный Господь, и не только освободит и избавит нас, как некогда израильтян от лютого и гордого фараона, — нас, Нового Израиля, христианских людей от этого нового фараона хана Ахмата, … но и нам их поработит».
Духовник великого князя приводит многочисленные и красноречивые примеры из истории Ветхого Израиля о том, как обращение и покаяние евреев к Богу не только избавляло их от рабства, но и ставило в подчинение им народы, восстававшие на них. «Так же некогда согрешали израильтяне перед Богом, и отдал их Бог в рабство иноплеменникам; когда же каялись они, тогда ставил им Бог от племени их правителей и избавлял их от рабства иноплеменников, и были иноплеменники у них в рабстве. Также, когда были израильтяне в рабстве в Египте, избавил их Господь от египетского рабства через Моисея, раба Своего. Потом даровал им Господь Иисуса Навина, который привел их в землю обетованную, захватил двадцать девять царств и вселился туда. А после этого согрешили сыны Израиля перед Господом Богом, и Господь Бог предал их в руки врагов их. И снова покаялись они, и поставил им Господь Бог Иуду из рода их, и он разбил хананеян и ферезеев и захватил царя их Адонивезека… И снова, когда согрешали сыны Израиля перед Богом, тогда предавал Он их в руки врагов их, и были они в рабстве у них. А когда каялись, тогда ставил им правителя из их рода — я имею в виду Гофониила, и Аода, и Девору с Вараком, и Гедеона, погубившего тремястами воинов много тысяч мадиамлян, и кончая Самсоном, который убил ослиной челюстью тысячу человек. И многих других правителей ставил им Бог, и избавлял их от рабства у иноплеменников, и были у них в рабстве иноплеменники».
Так писал архиепископ Ростовский Вассиан на реку Угру князю Иоанну III, проводя во всем своем послании мысль, что битва за Россию – есть битва за Христову Церковь и Его пасомых овец. И что Господь не оставляет, и князя, и воинство в этих битвах, и всех молящихся, если они исполнены решимости христовых мучеников – принести за Церковь и овец Ее душу свою.
«Отложи весь страх, будь силен помощью Господа, его властью и силой, ведь «один разгонит тысячу, а двое — тьму», по пророческому слову. Их боги — совсем не то, что наш Бог. Господь сказал: «Где боги их, на которых они надеялись? Близок день их погибели». И еще он сказал: «Лук сильных ослабел, а немощные препоясались силою»; «Господь живит и мертвит»; «Он даст крепость князьям нашим и вознесет рог помазанника Своего». И еще: «Близок Господь к призывающим Его, всем призывающим Его воистину» и «Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит, благоволит Господь к боящимся Его и уповающим на милость Его».
«Итак, от чистой веры молитвою к Богу день и ночь, в молитвах и мольбах, литиями и соборами святительскими, божественными возношениями нашими необходимое и подобающее поминовение… совершим за литургией, чтобы покорены были враги ваши под ноги ваши, чтобы одолели вы их в сражениях. Да рассыплются поганые страны, рвущиеся в бой, ослепляемые Божией молнией, и пусть они, как псы голодные, языками своими землю лижут, и ангел Господень погоняет их…»
Молитвы и крепкие духовные слова архипастыря Вассиана, радевшего не только о спасении души князя Иоанна III, но и о всех христианах земли Русской, возымели свое действие. Как мы знаем, знаменитое стояние на Угре завершилось тем, что оба войска – русское и ордынское – разошлись. Войско хана Ахмата чудесно бежало, никем не гонимое. Этим завершилось ордынское иго над русским народом.
Эту победу русские люди отнесли к заступничеству Пресвятой Богородицы Владимирской и с тех пор 6 июля (н.ст.) празднуется ее память в честь избавления Руси от нашествия хана Ахмата.
Так, будем же и мы духовными наследниками Той благодати и радости о Духе Святом, которая обильно изливалась на наших предков, любивших Бога! Через покаяние и молитвы сделаемся Ее достойны, и Господь по молитвам праведников и святых помилует и спасет Отечество наше и православный народ русский!
Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»